Урок-сказка "Рёва" (Особенности написания глагола. Правописание НЕ с глаголами)

Разделы: Начальная школа


Ход урока

Презентация.

I. Позитивный настрой учащихся. (Слайд 1.)

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5"!

II. Повторение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Введение в тему.

- Какое настроение должно быть, чтобы получать оценку "5"?

- Но наша гостья сегодня совсем не в лучшем настроении.

(Учащиеся инсценируют сценку. Слайд 2.)

- В некотором царстве, в некотором государстве жил царь. И была у него дочка. Целыми днями она рыдала и лила слезы. За это прозвали её Рёва. Каждый день между царём и дочкой происходил один и тот же диалог:

- Улыбнись!

- Не буду!

- Вытри слезы!

- Не хочу!

- Выйди прогуляться!

- Ребята, из какой сказки пришла к нам печальная принцесса? (Слайд 3.)

- Вот такой увидели Несмеяну Великие русские и современные художники. Какой они её изобразили?

- Давайте вспомним эту сказку. Вместе с нами это сделают наши друзья - Аня и Дима. Откройте рабочие тетради "Учусь понимать себя" на стр. 38. Прочитайте диалог детей. (Рабочая тетрадь по программе "Все цвета, кроме чёрного". Занятие 7. "Как изменить настроение") Расскажите сказку кратко.

- Ребята, вспомните предложения принцессы, определите их вид по интонации и цели высказывания. Из скольких слов состоит каждое предложение? Какая часть речи преобладает в диалоге? (Глагол).

- Выпишите предложения, которые произносит Рёва. (Слайд 4. Не буду! Не хочу! Не пойду!).

- А в рабочей тетради запишите ответ на вопрос: Как меняется настроение Несмеяны в сказке. (Слайд 5. Не улыбалась, не смеялась, не радовалось.)

- Какой частью речи являются слова, перед которыми стоит не?

- Как пишется не с глаголами?

(Слайд 6.) Вывод: Запомните! Не пишется с глаголами отдельно.

III. Наблюдение за правописанием не с глаголами.

- Прочитайте текст:

От слез Рёвы не росли цветы, не пели птицы. Даже кузнечик не трещал в траве.

- Выпишите не с глаголами, подчеркните частицу не. (Слайд 7.)

IV. Чистописание. (Продолжение инсценировки.)

- Рёва затихала всего на несколько минут, когда царь заставлял её заниматься каллиграфией и грамматикой. Вот и сейчас она шмыгает носом и выводит частицу не, а также записывает народную мудрость.

  • Не не Не не Не не
  • Не спеши языком, торопись делом.
  • В глаза не хвали, а за глаза не кори.
  • Не откладывай на завтра того, что можно сделать сегодня.

- Ребята, спишите всё с доски. Объясните значение пословиц. Перед какой частью речи стоит не? Как пишется с глаголами?

V. Физкультминутка.

Не лениться! Не лениться!
На зарядку становиться!
Раз - согнуться, разогнуться,
Два - нагнуться, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.

- Какой глагол с отрицанием не? Запишите: Не лениться! (Слайд 8.)

- Ребята, пусть эти слова станут не только девизом нашего урока, но и всей вашей жизни!

VI. Беседа о настроении.

- Ребята, как вы думаете, от чего зависит наше настроение?

- Жизнь человека интересна, если у него есть любимое дело - увлечение. И каждый сам может выбрать дело, которое было бы ему по душе. Человек, жизнь которого запполнена интересными делами, легче справляется с неприятными переживаниями и событиями, а значит у него редко бывает плохое настроение. Как жила царевна во дворце? ("Какое ей было житьё, какое приволье, какое роскошье!") Если бы у Несмеяны было любимое дело, плакала бы она? Смогла Царевна Несмеяна отбросить лень, заняться любимым делом? В рабочей тетради нужно ответить на вопрос: Почему никто, кроме Иванушки, не смог развеселить Несмеяну? ("Начались пиры, полились меды".)

VII. Словарная работа.

- А что же делает наша Рёва? Она заканчивает последнее задание, которое ей дал батюшка. Вот оно:

- Запиши словарные слова в столбик, поставь ударение, подчеркни безударные гласные. Образуй от этих слов однокоренные слова-глаголы:

Мороз - заморозит.

Работа - работает.

Ужин - ужинает.

- Придумайте и запишите два предложения с частицей не и любым из этих глаголов.

Например: Царь не работает.

Непоседу не заморозит любой холод.

VIII. Глаголы-исключения. (Сопровождение инсценировкой.)

Закончила Рёва работу и опять зарыдала. Рассердился царь-отец.

(Текст на доске) Негодует царь на дочку: "Ненавижу эти слезы! Тебе что, нездоровится?"

- Ребята, спишите текст.

- Какой частью речи являются подчёркнутые слова? Что интересного вы заметили в написании этих слов?

Вывод: Запомните! В глаголах ненавидеть, негодовать, нездоровится не является приставкой и поэтому пишется слитно. Это слова-исключения, их надо запомнить. НЕ с глаголом пиши раздельно, Например: не хотел, не знал. Только помни об исключеньях: Ненавидел, негодовал. (Слайд 9.)

IX. Упражнения в написании глаголов с НЕ.

Стихотворение читает ученица.

Татьяна Керстен "Царевна Несмеяна"

Не могу никак иначе:
Я всё плачу, плачу, плачу:
Кто царевну исцелит,
Несмеяну рассмешит?

- Кто и как в сказке рассмешил Несмеяну? Давайте на этот вопрос ответим в рабочей тетради. (Иванушка рассмешил Несмеяну, упав "прямо в грязь".)

- Чем закончилась сказка? Расскажите.

- Несмеяне помог Иван. А кто может помочь вам справиться с плохим настроением, исправить его?

- Возьмите зелёный карандаш и в рабочей тетради на стр.39 в задании 3 отметьте нужное. (Слайд 10.)

- Наша Рёва тоже не хотела оставаться в плохом настроении. И царю надоели дочкины слезы. Велел он написать указ, запрещающий Рёве реветь. А коли нарушит приказ, отдать её в жёны солдату Ивану.

- Ребята, напишите указ из одних глаголов с частицей не, повелевающий Рёве перестать плакать. (Слайд 11.)

Указ

  • Не реветь!
  • Не киснуть!
  • Не плакать!
  • Не грустить!
  • Не тосковать!

X. Написание глаголов с НЕ.

- Послушалась Рёва наших советов об изменении плохого настроения. Услышала царский указ, обрадовалась:

- Я не плачу, не рыдаю. (Слайд 12.)

Об Иване я давно мечтаю.
Всех люблю и уважаю
И на свадьбу приглашаю.

- Выпишите глаголы с не.

- Вот так закончилась наша сказка. (Слайд 13.)

XI. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Что понравилось?

- Как пишется не с глаголами?

- Назовите глаголы-исключения.

XII. Домашнее задание. Творческая работа.

- Царевна с Иваном стали жить поживать и свои сказки сочинять. Прочитайте начало их сказки в рабочей тетради вместе с Аней и Димой. Придумайте её продолжение и нарисуйте героев.

Список используемой литературы.

1. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Книга для родителей. Все цвета, кроме чёрного. М.: Вентана-Граф - 2007.

2. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. М.: ВАКО - 2004.

3. Русские народные сказки. Самара: Самарский Дом печати - 1993.

4. Учусь понимать себя. Рабочая тетрадь. 2 класс. М.: Просвещение. Вентана - Граф - 2006.

5. Шепитько Н.Г. Нестандартные уроки русского языка. Волгоград: Учитель - АСТ - 2005.

Презентация.