Ход урока
I. Позитивный настрой учащихся. (Слайд 1.)
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5"!
II. Повторение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Введение в тему.
- Какое настроение должно быть, чтобы получать оценку "5"?
- Но наша гостья сегодня совсем не в лучшем настроении.
(Учащиеся инсценируют сценку. Слайд 2.)
- В некотором царстве, в некотором государстве жил царь. И была у него дочка. Целыми днями она рыдала и лила слезы. За это прозвали её Рёва. Каждый день между царём и дочкой происходил один и тот же диалог:
- Улыбнись!
- Не буду!
- Вытри слезы!
- Не хочу!
- Выйди прогуляться!
- Ребята, из какой сказки пришла к нам печальная принцесса? (Слайд 3.)
- Вот такой увидели Несмеяну Великие русские и современные художники. Какой они её изобразили?
- Давайте вспомним эту сказку. Вместе с нами это сделают наши друзья - Аня и Дима. Откройте рабочие тетради "Учусь понимать себя" на стр. 38. Прочитайте диалог детей. (Рабочая тетрадь по программе "Все цвета, кроме чёрного". Занятие 7. "Как изменить настроение") Расскажите сказку кратко.
- Ребята, вспомните предложения принцессы, определите их вид по интонации и цели высказывания. Из скольких слов состоит каждое предложение? Какая часть речи преобладает в диалоге? (Глагол).
- Выпишите предложения, которые произносит Рёва. (Слайд 4. Не буду! Не хочу! Не пойду!).
- А в рабочей тетради запишите ответ на вопрос: Как меняется настроение Несмеяны в сказке. (Слайд 5. Не улыбалась, не смеялась, не радовалось.)
- Какой частью речи являются слова, перед которыми стоит не?
- Как пишется не с глаголами?
(Слайд 6.) Вывод: Запомните! Не пишется с глаголами отдельно.
III. Наблюдение за правописанием не с глаголами.
- Прочитайте текст:
От слез Рёвы не росли цветы, не пели птицы. Даже кузнечик не трещал в траве.
- Выпишите не с глаголами, подчеркните частицу не. (Слайд 7.)
IV. Чистописание. (Продолжение инсценировки.)
- Рёва затихала всего на несколько минут, когда царь заставлял её заниматься каллиграфией и грамматикой. Вот и сейчас она шмыгает носом и выводит частицу не, а также записывает народную мудрость.
- Не не Не не Не не
- Не спеши языком, торопись делом.
- В глаза не хвали, а за глаза не кори.
- Не откладывай на завтра того, что можно сделать сегодня.
- Ребята, спишите всё с доски. Объясните значение пословиц. Перед какой частью речи стоит не? Как пишется с глаголами?
V. Физкультминутка.
Не лениться! Не лениться!
На зарядку становиться!
Раз - согнуться, разогнуться,
Два - нагнуться, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.
- Какой глагол с отрицанием не? Запишите: Не лениться! (Слайд 8.)
- Ребята, пусть эти слова станут не только девизом нашего урока, но и всей вашей жизни!
VI. Беседа о настроении.
- Ребята, как вы думаете, от чего зависит наше настроение?
- Жизнь человека интересна, если у него есть любимое дело - увлечение. И каждый сам может выбрать дело, которое было бы ему по душе. Человек, жизнь которого запполнена интересными делами, легче справляется с неприятными переживаниями и событиями, а значит у него редко бывает плохое настроение. Как жила царевна во дворце? ("Какое ей было житьё, какое приволье, какое роскошье!") Если бы у Несмеяны было любимое дело, плакала бы она? Смогла Царевна Несмеяна отбросить лень, заняться любимым делом? В рабочей тетради нужно ответить на вопрос: Почему никто, кроме Иванушки, не смог развеселить Несмеяну? ("Начались пиры, полились меды".)
VII. Словарная работа.
- А что же делает наша Рёва? Она заканчивает последнее задание, которое ей дал батюшка. Вот оно:
- Запиши словарные слова в столбик, поставь ударение, подчеркни безударные гласные. Образуй от этих слов однокоренные слова-глаголы:
Мороз - заморозит.
Работа - работает.
Ужин - ужинает.
- Придумайте и запишите два предложения с частицей не и любым из этих глаголов.
Например: Царь не работает.
Непоседу не заморозит любой холод.
VIII. Глаголы-исключения. (Сопровождение инсценировкой.)
Закончила Рёва работу и опять зарыдала. Рассердился царь-отец.
(Текст на доске) Негодует царь на дочку: "Ненавижу эти слезы! Тебе что, нездоровится?"
- Ребята, спишите текст.
- Какой частью речи являются подчёркнутые слова? Что интересного вы заметили в написании этих слов?
Вывод: Запомните! В глаголах ненавидеть, негодовать, нездоровится не является приставкой и поэтому пишется слитно. Это слова-исключения, их надо запомнить. НЕ с глаголом пиши раздельно, Например: не хотел, не знал. Только помни об исключеньях: Ненавидел, негодовал. (Слайд 9.)
IX. Упражнения в написании глаголов с НЕ.
Стихотворение читает ученица.
Татьяна Керстен "Царевна Несмеяна"
Не могу никак иначе:
Я всё плачу, плачу, плачу:
Кто царевну исцелит,
Несмеяну рассмешит?
- Кто и как в сказке рассмешил Несмеяну? Давайте на этот вопрос ответим в рабочей тетради. (Иванушка рассмешил Несмеяну, упав "прямо в грязь".)
- Чем закончилась сказка? Расскажите.
- Несмеяне помог Иван. А кто может помочь вам справиться с плохим настроением, исправить его?
- Возьмите зелёный карандаш и в рабочей тетради на стр.39 в задании 3 отметьте нужное. (Слайд 10.)
- Наша Рёва тоже не хотела оставаться в плохом настроении. И царю надоели дочкины слезы. Велел он написать указ, запрещающий Рёве реветь. А коли нарушит приказ, отдать её в жёны солдату Ивану.
- Ребята, напишите указ из одних глаголов с частицей не, повелевающий Рёве перестать плакать. (Слайд 11.)
Указ
- Не реветь!
- Не киснуть!
- Не плакать!
- Не грустить!
- Не тосковать!
X. Написание глаголов с НЕ.
- Послушалась Рёва наших советов об изменении плохого настроения. Услышала царский указ, обрадовалась:
- Я не плачу, не рыдаю. (Слайд 12.)
Об Иване я давно мечтаю.
Всех люблю и уважаю
И на свадьбу приглашаю.
- Выпишите глаголы с не.
- Вот так закончилась наша сказка. (Слайд 13.)
XI. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Что понравилось?
- Как пишется не с глаголами?
- Назовите глаголы-исключения.
XII. Домашнее задание. Творческая работа.
- Царевна с Иваном стали жить поживать и свои сказки сочинять. Прочитайте начало их сказки в рабочей тетради вместе с Аней и Димой. Придумайте её продолжение и нарисуйте героев.
Список используемой литературы.
1. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Книга для родителей. Все цвета, кроме чёрного. М.: Вентана-Граф - 2007.
2. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. М.: ВАКО - 2004.
3. Русские народные сказки. Самара: Самарский Дом печати - 1993.
4. Учусь понимать себя. Рабочая тетрадь. 2 класс. М.: Просвещение. Вентана - Граф - 2006.
5. Шепитько Н.Г. Нестандартные уроки русского языка. Волгоград: Учитель - АСТ - 2005.