Движение является основным биологическим качеством живой материи, оно развивается и совершенствуется вместе с эволюцией живой природы.
Движение является одним из основных механизмов уравновешивания в системе "организм-среда". Организм человека не просто уравновешивается со средой, но активно приспосабливается, адаптируется, и в процессе этой адаптации он, с одной стороны, усовершенствуется структурно и функционально, а с другой - активно изменяет и приспосабливает среду. В данном процессе движение у человека приобретает специфический, качественно новый характер, который обусловлен сознательным, социально-биологическим характером деятельности человека, является основным средством связи и взаимодействия, активной адаптации и трудовой деятельности. В силу этого движение используется и как мощный фактор профилактики, лечения и реабилитации.
Движение как результат воздействия механической энергии на организм человека применялось в качестве профилактического и лечебного средства издревле, еще во времена зарождения медицины.
Лечение посредством движения предполагает использование всех видов и форм движения в качестве лечебного фактора. Современные болгарские ученые Л. Бонев, П. Слынчев, С. Т. Банков предлагают для обозначения данного вида терапии термин "кинезитерапия" как наиболее общее определение применения различных форм движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека. Они относят кинезитерапию к группе не специфически действующих терапевтических факторов. В результате различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его неспецифическую устойчивость, разрушают патологические динамические стереотипы, возникающие во время болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.
Если обратиться к старинным книгам, где описаны различные методики лечения, можно убедиться, что ни один врач не обходился также и без музыки. В легендах Древней Греции можно найти такую фразу: "Знали титаниды океана, что нет лекарства целительней, чем песня". В древние времена существовали музыкально-медицинские центры лечения людей от нервных расстройств, заболеваний сердца. Наукой доказано, что музыка влияет также на интеллектуальное развитие, оживляет процесс познания мира и эмоционально насыщает учебу особым интересом и смыслом. Не случайно занятия в школе Пифагора проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменять развитие, ускорять и замедлять рост клеток; влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные произведения Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шуберта способны активизировать его физическое оздоровление.
Таким образом, на уроках ритмики, где происходит связь движения с музыкой можно создать уникальные возможности оздоровления и активизации развития детей.
Значение ритмического воздействия на людей подчеркивали многие исследователи. Так, В. М. Бехтерев выделял следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
В. А. Гиляровский писал, что ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры.
Учитывая все выше сказанное в системе комплексного подхода к устранению вторичных недостатков у слепых и слабовидящих детей на уроках ритмики используем различные виды терапий и оздоровительных технологий.
Музыкальная терапия
На уроках ритмики комплексно используем следующие виды терапий:
- мелотерапию;
- ритмотерапию;
- динамотерапию;
- логоритмотерапию.
Мелотерапия - воздействие музыкой на ребенка с целью создания жизнерадостного, бодрого или спокойного настроения; научить синхронно двигаться, координировать речь и движение, сочетать ритм музыки с ритмом движения, темп музыки с темпом движения.
- Музыкальные этюды, способствующие нормализации настроения (музыка П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, М. Глинки, С. Прокофьева и др.).
- Музыкальные релаксационные упражнения.
- Музыкальные упражнения для коррекции жестов ("Зверобика" Б. Савельева, "Улыбка" В. Шаинского, "Кот и мыши" Т. Ломовой и др.).
- Музыкальные упражнения, регулирующие мышечный тонус ("Маятник", "Часики" - перенос тяжести тела с одной стороны на другую), "Шалтай-Болтай", "тряпичные куклы" (свободное качание обеих рук вперед-назад, качание правой (левой) рукой и ногой в стороны).
- Упражнения для развития координации речи и движения с постепенным усложнением темпа и ритма (попевки, потешки:).
- Упражнения, в которых под музыку ритм отбивается руками, постепенно ускоряется темп, каждый удар ладони приходится на гласную ("Андрей-воробей, не гоняй голубей").
Ритмотерапия - специфические упражнения под музыку с использованием танцевальных движений. Способствуют развитию чувства ритма, упорядочивают темп и ритм, снижают общую скованность, напряжение, формируют плавность, пластичность движений, умение владеть своим телом.
Динамотерапия - двигательные упражнения, направленные на общее физическое оздоровление и коррекцию нарушений в двигательной сфере.
Логоритмотерапия - система разнообразных упражнений и игр, в которых используется лексический материал, сопровождающийся соответствующими движениями. В нашей школе используются разнообразные средства логоритмотерапии, в том числе игры, упражнения, этюды для развития мимики; зрительного, слухового внимания и памяти; ориентировки в пространстве; чувства ритма; волевых качеств; общей и мелкой моторики, а также игры с пением, хороводы, игры-драматизации.
Профилактика плоскостопия и развитие мышечной силы ног
В качестве профилактики плоскостопия на уроках ритмики используем как специальные гимнастические упражнения для ног, так и различные виды ходьбы в вводной части урока (на носках, пятках, с поджатыми пальцами внутренней и внешней части стопы) и музыкальных играх, связанных с воспроизведением характерных особенностей и повадок животных ("У медведя во бору", "Кот и мыши", "Подражание животным", "Цапля и лягушки", "Звери и птицы" и т. п.). Положительный эффект в этом направлении дают также танцевальные шаги ("ёлочка", "гармошка", "ковырялочка") и хореографические упражнения, которые предполагают сгибание и разгибание ног в подъеме, круговые движения стопами ног, вставание на полупальцы, полуприседы и подъемы на носки и т. д.
В гимнастике для ног используем следующие упражнения:
- Стоя - ноги врозь, носки внутрь - попеременные повороты корпуса вправо и влево с поворотом соответствующей стопы на наружный край.
- Катание гимнастических палок (карандашей) стопами ног двумя вместе и поочередно в отдельности, как в положении сидя, так и стоя.
- В положении лежа на спине вращение стопами ног - влево и вправо; вперед и назад; сгибание и разгибание пальцев.
- Поднимание с пола пальцами ног каких-нибудь мелких предметов.
Московский институт йоги, и в частности, гуру Ар Сантэма, кроме перечисленных выше упражнений предлагают использовать ещё и другие:
- Развороты стоп: выполняются сначала сидя на стуле, затем стоя. При этом стопы следует разворачивать параллельно друг к другу - сначала пятка к пятке, потом носок к носку.
- Сидя на стуле, а затем на полу, подниматься на ноги, опираясь на наружный свод стоп. При подъёме с пола можно помогать себе руками.
- Стоя на носках, переминание с ноги на ногу.
- Сидя на стуле, как можно выше поднимать поочередно то одну, то другую выпрямленную ногу.
- То же самое делать обеими ногами вместе.
- Присесть и, волоча ноги по полу, сделать 30 - 50 шагов: ("гуськом").
- Еще предполагается катание ногой овальных и круглых предметов.
Ходьба спиной вперед - еще одно упражнение для предупреждения плоскостопия. Стоя на левой ноге, правую продвинуть далеко назад и поставить на носок. Потом перенести на нее тяжесть тела и медленно поставить всю ступню на пол, акцентировав тяжесть тела на пятке. Выполнять это упражнение медленно. Затем поставить назад левую ногу и перенести на нее тяжесть тела и т. д.
Все эти упражнения активно укрепляют мышцы стопы и голени, поддерживающие своды.
На укрепление мышц стопы и ног хорошо влияют также всякого рода прыжки.
Самомассаж
Массаж - процедура, известная с древних времён. Он снимает мышечную усталость, улучшает обмен веществ и кровообращение. Научные исследования показывают, что наибольший эффект даёт самомассаж, который предполагает контроль изменения силы давления на участки тела самим человеком индивидуально. Учитывая всё выше изложенное, на уроках ритмики используем приемы самомассажа: поглаживание и растирание отдельных частей тела в образно - игровой форме. Предлагаем примерные игровые самомассажи:
Для рук и ног, сидя на стуле |
|
|
|
Для ступни и пальцев ног |
|
|
|
Самомассаж выполняется руками сначала на одной ноге, затем на другой ноге.
Для ступни, голени и бедра в положении сидя
(поглаживание и растирание)
Трем рукой - мочалочкой вверх-вниз, вверх-вниз,
Пятки и носочки вверх-вниз, вверх-вниз,
Ножку до коленочка вверх-вниз, вверх-вниз.
Мы помоем чистенько - вверх-вниз, вверх-вниз.
А бедро разотрем вверх-вниз, вверх-вниз
И гулять пойдем вверх-вниз, вверх-вниз.
Для самомассажа можно использовать специальные резиновые коврики, массажные валики. Ходьба по дорожкам из материала различного вида (деревянные, ребристые, пробковые, ворсистые, как стандартного, так и нестандартного изготовления) будет способствовать не только массажу ступней ног, но и развивать кинестетические ощущения у детей и служить основными ориентирами при движении в пространстве.
Укрепление осанки и коррекция походки
Большинство детей с ослабленным зрением неосознанно сутулятся, поддаваясь всем телом вперед с целью контроля остаточным зрением своего маршрута движения, что может привести к нарушениям осанки в дальнейшем. Поэтому одной из задач уроков ритмики считаем коррекцию походки и укрепление осанки у детей. Положительный эффект в этом направлении дают различные общеобразовательные упражнения в положении лежа, как на животе, так и на спине ("лодочка", "палочка", повороты сбоку на бок; перекаты вперед-назад в группировке; упражнения для ног, туловища и т. д.); упражнения, ходьба с использованием гимнастической палки (палка в руках на лопатках, на талии за спиной; стоящая впереди на полу, как опора); ходьба с предметом на голове, с высоким подниманием колен и фиксацией в воздухе; хореографические упражнения у опоры; упражнения в седе и седе "по-турецки" (повороты туловища, соединение ладоней за спиной пальцами кверху).
Навык правильной походки помогают выработать специальные упражнения:
И. П. - стоя, ноги на ширине стопы. Пятку левой ноги приподнять, не отрывая пальцев от пола. На счет "раз" опустить пятку левой ноги. На счет "два" - поднять правую пятку. Колено ноги с приподнятой пяткой должно быть согнуто, а колено другой ноги сильно выпрямлено. Руки, согнутые в локтях, слегка двигаются в такт "шагам". Упражнение выполняется на месте, не отрывая ног от пола.
И. П. - то же, руки на поясе. Распрямить плечи, медленно отвести в сторону прямую левую ногу и постоять в такой позе, не напрягаясь, секунд 10-15. Затем отвести в сторону правую ногу.
Это упражнение способствует также развитию равновесия.
И. П. - сидя, положив ногу на ногу. Стопой свободной ноги, той, которая не опирается о землю, описывать широкие круги - 4 раза влево и 4 раза вправо, после чего ноги меняются местами.
И. П. - основная стойка, руки (гимнастическую палку) за спину. В этом исходном положении выполняются наклоны, повороты туловища, приседы. Речитатив:
У меня спина прямая, я наклонов не боюсь:
Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь.
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два.
Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу,
Никуда я не спешу.
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два.
Я могу и поклониться, и присесть, и наклониться.
Повернусь туда-сюда! Ох, прямешенька спина!
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два.