Цели урока.
- Дать учащимся представление о правильных и неправильных дробях.
- Научить сравнивать любую дробь с единицей.
- Тренировать умение решать задачи с дробями, складывать и вычитать дробные числа.
- Развивать коммуникативные навыки.
Оборудование:
- карточки с дробными числами;
- шесть кругов, мальчик Газовичок, три конверта;
- листы с числовыми лучами, три карточки с буквой В;
- сигнальные карточки;
- мультфильм Э.Успенского “Трое из Простоквашино”;
- телевизор, магнитофон;
- песня “Новый, Новый, Новый…”.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит песня.
- Ребята, как называется наш город?
- Кто в нем живет и трудится?
- На кого бы вы хотели быть похожими?
- Что вам для этого потребуется?
Учитель читает стихотворение.
Здравствуйте!
Я недров друг – Газовичок.
Про газ все знаю на “зубок”
А в математике я не силен
И факел мой сейчас погашен
И потому пришел к вам на урок
Чтобы зажечь его от знаний ваших.
Заданий много я принес
Решать их предлагаю вместе
Ведь для того, чтоб газ достать
Я очень много должен знать!
На доске появляется рисунок Газовичка.
II. Актуализация знаний.
1. Какие числа в руках у Газовичка?
- Что означает число 30?
- А число 33?
- Какую часть число 30 составляет от числа 33?
- Какую часть века составляют 30 лет?
- Какую часть века составляют 33 года? - Как назвать по-другому это число?
- С какими числами мы работаем на уроках?
- Что такое дробь?
- Какие операции мы умеем производить с дробями?
- Сравните дроби.
2. Каждой группе предлагаются листочки с заданиями.
Первая группа: расположите дроби в порядке возрастания.
43/47 | 2/47 | 38/47 | 5/47 | 15/47 | 21/47 | 45/47 |
т | г | с | д | е | е | ь |
Вторая группа: расположите дроби в порядке убывания.
15/48 | 15/27 | 15% | 15/45 | 15/18 | 15/31 | 15/16 |
и | л | е | н | е | а | ж |
Третья группа: найдите часть, которую одно число составляет от другого.
Какую часть составляет: 3см от 9см | 1 | Н |
6 м от 110м | 2 | А |
7 лет от 25 лет | 3 | Й |
8ч от 1 суток | 4 | Д |
18 рублей от 100 рублей | 5 | Е |
2 км от 5 км | 6 | Т |
9 минут от урока | 7 | С |
4: 7 | 8 | Я |
2мм от 1 см | 9 | П |
1 день от недели | 10 | У |
6 дм от 21дм | 11 | Т |
3 месяца от года | 12 | Ь |
- Какие слова расшифровали?
- Какую фразу можно составить?
(Где есть желание, найдется путь.)
- И мы вместе с Газовичком отправляемся в путь.
III. Постановка проблемы.
- А сейчас выполним следующее задание.
- Подумайте, каким правилом вы будете пользоваться.
Задание для первой группы.
7/9-2/9 =
Задание для второй группы.
2/11+3/11 =
Задание для третьей группы.
2/5+6/5 =
Представители каждой группы выходят к доске, прикрепляют листочек и объясняют.
- Ребята, что показалось вам необычным?
- Чем похожи дроби 5/9 и 5/11?
- Почему сюда не вошла дробь 8/5?
- Давайте попытаемся найти путь к решению.
IV. Открытие детьми нового знания.
1. Практическая работа.
У каждой группы на парте два одинаковых круга.
- Разделите каждый круг на четыре равные части.
- Как вы это сделали?
- Сколько четвертых долей содержит один круг?
- Два таких круга?
- Первая группа закрасит 3 доли круга и запишет, какой дробью можно выразить закрашенную часть.
- Вторая группа закрасит 4 доли круга и запишет, какой дробью можно выразить закрашенную часть.
- Третья группа 6 долей круга и запишет, какой дробью можно выразить закрашенную часть.
Появляются записи: 3/4, 4/4, 6/4.
- Ребята, мы уже работали сегодня с числовым лучом, давайте вернемся к такому же виду работы.
Дети отмечают дроби на числовом луче на доске и в тетрадях.
- Отметьте дробь 3/4, дробь 4/4.Внизу прикрепляются круги.
- А кто хочет обозначить на числовом луче дробь 6/4? Сколько кругов потребовалось?
-Разделите дроби на две группы.
- Дайте характеристику каждой дроби.
- Чем дробь 6/4 отличается от предыдущих двух?
- Как бы вы ее назвали?
- Назовите тему урока. (Правильные и неправильные дроби)
- Чему мы будем учиться на уроке?
2. Учитель демонстрирует буквы В В В.
- Какая из букв написана правильно, а какая - нет?
- Что буквы нам напоминают?
- Какие дроби называются правильными?
- А неправильными?
На доске вывешиваются опорные схемы.
М/Б<1 | Р/Р=1 | Б/М>1 |
V. Первичное закрепление.
- А согласна ли с нами Л.Г.Петерсон?
Работа по учебнику страница 14.
Чтение правила по абзацам, дети приводят свои примеры.
VI. Физкультурная минутка.
Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра.
А для волка…кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь кто куда.
VII. Самостоятельная работа.
В учебнике страница 14, №6.
Первый вариант выписывают только правильные дроби, второй вариант – неправильные. Проверка с помощью доски и сигнальных карт.
VIII. Включение нового знания в систему.
1. Страница 14, №7. С объяснением по цепочке.
2. Игра “Кто быстрее?”№11 страница 15.
Учащиеся обсуждают в группах задание, составляют и решают примеры на сложение и вычитание дробей. Проверка по карточкам.
IХ. Домашнее задание.
№9 страница14, №10 страница 15.
Х. Рефлексия.
- Какое исследование дробей мы провели на уроке?
- Что нового узнали о дробях?
- А сейчас давайте зажжем факел Газовичку. У кого все в порядке – розовый, кто старался, но еще не все получилось – желтый, кто ничего не понял – оранжевый.
ХI. Просмотр фрагмента мультфильма “Трое из Простоквашино”.
- Как вы думаете, почему бутерброд перевернулся?
- А неправильный?
- Пусть этот житейский шуточный эпизод напомнит вам о правильных и неправильных дробях
- Спасибо за урок!