Урок математики по теме "Правильные и неправильные дроби". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока.

  1. Дать учащимся представление о правильных и неправильных дробях.
  2. Научить сравнивать любую дробь с единицей.
  3. Тренировать умение решать задачи с дробями, складывать и вычитать дробные числа.
  4. Развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:

  • карточки с дробными числами;
  • шесть кругов, мальчик Газовичок, три конверта;
  • листы с числовыми лучами, три карточки с буквой В;
  • сигнальные карточки;
  • мультфильм Э.Успенского “Трое из Простоквашино”;
  • телевизор, магнитофон;
  • песня “Новый, Новый, Новый…”.

 Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит песня.

- Ребята, как называется наш город?

- Кто в нем живет и трудится?

- На кого бы вы хотели быть похожими?

- Что вам для этого потребуется?

Учитель читает стихотворение.

Здравствуйте!

Я недров друг – Газовичок.
Про газ все знаю на “зубок”
А в математике я не силен
И факел мой сейчас погашен
И потому пришел к вам на урок
Чтобы зажечь его от знаний ваших.
Заданий много я принес
Решать их предлагаю вместе
Ведь для того, чтоб газ достать
Я очень много должен знать!

На доске появляется рисунок Газовичка.

II. Актуализация знаний.

1. Какие числа в руках у Газовичка?

- Что означает число 30?

- А число 33?

- Какую часть число 30 составляет от числа 33?

- Какую часть века составляют 30 лет?

- Какую часть века составляют 33 года? - Как назвать по-другому это число?

- С какими числами мы работаем на уроках?

- Что такое дробь?

- Какие операции мы умеем производить с дробями?

- Сравните дроби.

2. Каждой группе предлагаются листочки с заданиями.

Первая группа: расположите дроби в порядке возрастания.

43/47 2/47 38/47 5/47 15/47 21/47 45/47
т г с д е е ь

Вторая группа: расположите дроби в порядке убывания.

15/48 15/27 15% 15/45 15/18 15/31 15/16
и л е н е а ж

Третья группа: найдите часть, которую одно число составляет от другого.

Какую часть составляет: 3см от 9см 1 Н
6 м от 110м 2 А
7 лет от 25 лет 3 Й
8ч от 1 суток 4 Д
18 рублей от 100 рублей 5 Е
2 км от 5 км 6 Т
9 минут от урока 7 С
4: 7 8 Я
2мм от 1 см 9 П
1 день от недели 10 У
6 дм от 21дм 11 Т
3 месяца от года 12 Ь

- Какие слова расшифровали?

- Какую фразу можно составить?

(Где есть желание, найдется путь.)

- И мы вместе с Газовичком отправляемся в путь.

III. Постановка проблемы.

- А сейчас выполним следующее задание.

- Подумайте, каким правилом вы будете пользоваться.

Задание для первой группы.

7/9-2/9 =

Задание для второй группы.

2/11+3/11 =

Задание для третьей группы.

2/5+6/5 =

Представители каждой группы выходят к доске, прикрепляют листочек и объясняют.

- Ребята, что показалось вам необычным?

- Чем похожи дроби 5/9 и 5/11?

- Почему сюда не вошла дробь 8/5?

- Давайте попытаемся найти путь к решению.

IV. Открытие детьми нового знания.

1. Практическая работа.

У каждой группы на парте два одинаковых круга.

- Разделите каждый круг на четыре равные части.

- Как вы это сделали?

- Сколько четвертых долей содержит один круг?

- Два таких круга?

- Первая группа закрасит 3 доли круга и запишет, какой дробью можно выразить закрашенную часть.

- Вторая группа закрасит 4 доли круга и запишет, какой дробью можно выразить закрашенную часть.

- Третья группа 6 долей круга и запишет, какой дробью можно выразить закрашенную часть.

Появляются записи: 3/4, 4/4, 6/4.

- Ребята, мы уже работали сегодня с числовым лучом, давайте вернемся к такому же виду работы.

Дети отмечают дроби на числовом луче на доске и в тетрадях.

- Отметьте дробь 3/4, дробь 4/4.Внизу прикрепляются круги.

- А кто хочет обозначить на числовом луче дробь 6/4? Сколько кругов потребовалось?

-Разделите дроби на две группы.

- Дайте характеристику каждой дроби.

- Чем дробь 6/4 отличается от предыдущих двух?

- Как бы вы ее назвали?

- Назовите тему урока. (Правильные и неправильные дроби)

- Чему мы будем учиться на уроке?

2. Учитель демонстрирует буквы В В В.

- Какая из букв написана правильно, а какая - нет?

- Что буквы нам напоминают?

- Какие дроби называются правильными?

- А неправильными?

На доске вывешиваются опорные схемы.

М/Б<1 Р/Р=1 Б/М>1

V. Первичное закрепление.

- А согласна ли с нами Л.Г.Петерсон?

Работа по учебнику страница 14.

Чтение правила по абзацам, дети приводят свои примеры.

VI. Физкультурная минутка.

Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра.
А для волка…кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь кто куда.

VII. Самостоятельная работа.

В учебнике страница 14, №6.

Первый вариант выписывают только правильные дроби, второй вариант – неправильные. Проверка с помощью доски и сигнальных карт.

VIII. Включение нового знания в систему.

1. Страница 14, №7. С объяснением по цепочке.

2. Игра “Кто быстрее?”№11 страница 15.

Учащиеся обсуждают в группах задание, составляют и решают примеры на сложение и вычитание дробей. Проверка по карточкам.

IХ. Домашнее задание.

№9 страница14, №10 страница 15.

Х. Рефлексия.

- Какое исследование дробей мы провели на уроке?

- Что нового узнали о дробях?

- А сейчас давайте зажжем факел Газовичку. У кого все в порядке – розовый, кто старался, но еще не все получилось – желтый, кто ничего не понял – оранжевый.

ХI. Просмотр фрагмента мультфильма “Трое из Простоквашино”.

- Как вы думаете, почему бутерброд перевернулся?

- А неправильный?

- Пусть этот житейский шуточный эпизод напомнит вам о правильных и неправильных дробях

- Спасибо за урок!