Цель: Освоение различных путей поиска решения задач с использованием свойств площадей.
Ход урока:
І. Устная работа.
На прошлом уроке, ребята, мы с вами доказывали теорему о площади треугольника, вывели формулу площади треугольника и учились решать задачи с помощью этой формулы. Сегодня мы рассмотрим способы решения задач нахождения площади треугольника с использованием свойств площадей.
Вопрос: Какие две фигуры называются равными?
- Две фигуры называются равными, если их можно совместить наложением.
Вопрос: Какими свойствами площадей обладают равные многоугольники?
- Равные многоугольники имеют равные площади.
- Если многоугольник состоит из нескольких
многоугольников, то его площадь равна сумме
площадей этих многоугольников.
Вопрос: Можете ли вы привести пример равновеликих (имеющих равные площади) многоугольников, один из которых можно разрезать на части, из которых можно сложить другой?
- На стенде “К уроку” прикрепляются многоугольники:
- прямоугольник, из которого получается равновеликий параллелограмм:
Рисунок 1
- параллелограмм, из которого получается равновеликий треугольник:
Рисунок 2
- трапеция, из которой получается равновеликий параллелограмм:
Рисунок 3
Вопрос: Можете ли вы пояснить, как именно нужно разрезать вторую и третью фигуры?
Вопрос: Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какие свойства площадей треугольников иллюстрируют эти рисунки?
Рисунок 4
- Если угол одного треугольника равен углу
другого треугольника, то их площади относятся
как произведения сторон, заключающих эти углы .
- Если высоты двух треугольников равны, то их
площади относятся как основания .
ІI. Вывод двух новых свойств площадей для решения задач.
Теперь, ребята, выведем ещё 2 свойства площадей треугольников, решая задачи №473, 474 из учебника [1]. Вызываются по очереди два ученика к доске.
Вопрос: Можете ли вы прочитать формулировку этой задачи как свойство площади треугольника?
№473: “Если вершину треугольника передвигать по прямой, параллельной основанию, то площадь треугольника не изменится.
Условие задачи: “Через вершину треугольника ABC проведена прямая m, параллельная стороне АВ. Докажите. что все треугольники с вершинами на прямой m и основанием АВ имеют равные площади”.
№474: “Медиана треугольника делит его на два равновеликих (имеющих равные площади) треугольника”.
Условие задачи: “Сравните площади двух треугольников, на которые разделяется данный треугольник его медианой”.
ІІІ. Применение изученного для решения задач, выбор способа решения.
Откройте дидактику [2] С11(2), вар.3 (на доске готовый чертёж, решаем устно)
Условие задачи: “В прямоугольном треугольнике АВС точка О – середина медианы СН, проведенной к гипотенузе АВ, АС = 6см, ВС = 8см. Найдите площадь треугольника ОВС”.
Рисунок 5
Решим из [2] С11(2), вар.2 у доски.
Условие задачи: “На стороне АС треугольника АВС с площадью 36 см2 взята точка D,
AD : DC = 1 : 5. Найдите площадь треугольника ABD”.
Рисунок 6
1 способ 1) Т.к. , то 2) |
2 способ Если высоты двух треугольников равны, то . Поэтому |
ІV. Дополнительное задание.
В оставшееся время работаем по карточкам.
Задание карточки: Проведите все высоты треугольника. Отметьте их h1, h2, h3. (Задаются различные виды треугольников: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные)
V. Домашнее задание:
1. С11(2), вар.4. из [2] решить тремя способами. Это задание разбирается по готовому чертежу устно одним из способов, увиденным учащимися.
Условие задачи: “В ромбе ABCD диагонали равны 5 см и 12 см. На диагонали АС взята точка М так, что АМ : МС = 4 : 1. Найдите площадь треугольника AMD”.
Рисунок 7
2. Дополнительная задача: “Докажите, что медианы треугольника делят его на три равновеликих треугольника”.
Рисунок 8
Использованная литература:
- Геометрия: Учебник для 7 – 9 кл. общеобразовательных учреждений/Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др., М: Просвещение, 2006;
- Дидактические материалы по геометрии для 8 класса/Б. Г. Зив, В. М. Мейлер, М: Просвещение, 2005.