Цели:
- Расширить представления детей о Пушкине-сказочнике.
- Дать детям возможность почувствовать глубину пушкинских мыслей, ощутить волшебный мир сказки, ее образность, мудрость.
- Совершенствовать устную и письменную речь учащихся.
Оборудование:
- CD проигрыватель;
- CD диск “Балет П.И.Чайковского “Спящая красавица”;
- мультимедиа проектор;
- презентация Power Point к уроку;(см. Приложение)
- портрет А.С.Пушкина.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы, постановка целей урока.
(Звучит музыка Чайковского “Спящая красавица”)
Александр Сергеевич, я о вас скучаю.
С вами посидеть бы, с вами выпить чаю.
Вы бы говорили, я б, развесив уши,
Слушал бы и слушал...
- А вот слова Максима Горького: “Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне. Прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну”.
-Любил слушать сказки и А. С. Пушкин. Еще семнадцатилетним юношей, лицеистом, Пушкин поэтически воскрешал чувства, которые его охватывали, когда маленьким он слушал сказки Арины Родионовны и бабушки, простодушной Марии Алексеевны Ганнибал.
Ученик читает стихотворение:
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы ...
Я трепетал — и тихо наконец
Томленье сна на очи упадало.
Тогда толпой с лазурной высоты
На ложе роз крылатые мечты,
Волшебники, волшебницы слетались,
Обманами мой сон обворожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь муромских пустыней
Встречал лихих Полканов и Добрыней,
И в вымыслах носился юный ум.
- Какую гамму чувств переживал Пушкин, слушая сказки? (Трепет, томленье сна, порыв сладких дум, крылатые мечты...)
-Прошли годы. В ссылке в Михайловском поэт вновь попросит Арину Родионовну рассказать ему те детские сказки. Поэт делает короткие записи. Впоследствии они превратились в те замечательные сказки, которые мы с вами с удовольствием читаем.
III. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке прочитали “Сказку о мертвой царевне и семи богатырях”. Дома вы подбирали к иллюстрациям отрывки и готовились к их выразительному чтению.
По каждой иллюстрации:
- Посмотрите на иллюстрацию. Кто на ней изображён?
- Как выглядит герой сказки?
- Какие чувства к нему испытываете?
- Прочитайте отрывок, который соответствует этому эпизоду.
IV. Работа по теме.
-Сегодня на уроке мы продолжим работать над этим произведением.
Анализ сказки.
- Как вы думаете, почему царица решила погубить царевну?
- О какой черте характера это говорит? (Зависть.)
- Найдите точные слова автора, в которых он говорит об этой черте. Прочитайте, как автор описывает царевну.
- С чём ее сравнивает Пушкин? (С цветком. “Росла, росла, поднялась и расцвела”, “тихомолком расцвела”.)
- Автор противопоставляет своенравие царицы и кротость царевны,
- Как автор противопоставляет царицу другим героям? (Царица злобная, полна зависти, а остальные герои — бедный царь тужит по своей дочери, королевич Елисей собирается в дорогу искать молодую невесту, Чернавка отпустила, царевну, пожалела ее.)
- Как царевна набрела на терем богатырей? Прочитайте.
- Как произошла первая встреча царевны с богатырями? Прочитайте.
- Как вы думаете, почему царевна не сразу вышла к богатырям?
- Как царевне жилось у богатырей?
- Как они к ней относились? Найдите в тексте и прочитайте.
- Что означают слова “не прекословит, не перечат”?
- Что же придумала злая царица, чтобы погубить царевну? Прочитайте, как Соколко защищал царевну.
- Почему Пушкин называет черницу “старушонкой”, а царевна бабушкой? (Автор знает, что царица пришла отравить царевну, а царевна ничего об этом не знает, поэтому ласково ее называет.)
- Что же случилось после того, как царевна взяла яблоко?
- Как отнеслись к этому событию богатыри? Прочитайте этот отрывок.
- Как Елисей искал свою невесту? К кому он обращался за помощью?
- Кто ему помог отыскать царевну?
- Какую печальную новость сообщил ветер королевичу?
- Прочитайте по ролям эпизоды встречи Елисея с месяцем, с солнцем, с ветром, (по партам)
- В какой мир вы, ребята, попадаете, читая, слушая пушкинские сказки? ( в волшебный, таинственный, в мир, где рядом живут добро и зло, и это делает сказку грустной, полный невыразимого обаяния.
- Как вы думаете, что же именно создает его таким? (простота, легкость, музыкальность стиха, вымысел, несказанные чудеса, яркость языка, живая народная речь, близость к народным- волшебным сказкам, пушкинский ум, который сверкает в каждой строчке сказок, пушкинское слово, которое может, выразить все: радость, боль, утешение, иронию)
- О чем же эта сказка? ( о том, как добро побеждает зло, о благородных поступках и коварстве, о прекрасной царевне и злой царице-мачехе)
- “Сказка о мертвой царевне ...” - упование на верность и любовь, т. е. сказка о любви и верности.
- Как вы понимаете, что значит любить? Быть верным?
- Кого из героев сказки вы считаете таковыми?
Ответы детей подкрепляются примерами из текста:
Царица-мать.
(“Ждет-пождет сутра до ночи ...” “Смотрит в поле ... с белой зори до ночи ...” “С поля глаз она не сводит ...”)
- От любви можно умереть, как умерла царица-мать.
Королевич Елисей.
- Сила его любви такова, что, от нее можно и воскреснуть. Он долго ищет. царевну.
“И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился.
Дева вдруг Ожила...”
Молодая царевна верна своему жениху.
“Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно отдана”.
“Мне всех милей Королевич Елисей”.
Семь богатырей.
- Они любят родную землю. Они ее защитники.
Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.
- А кого же любит царица-мачеха? (Только себя).
- Почему она умерла? Ведь никто никакого насилия над нею не совершал. (От злобы на тех, кто не только прекраснее ее, но и добрее)
“Тут тоска ее взяла,
И царица умерла”.
- Чрезмерная любовь к себе оказалась губительной силой.
- Почему сказка заканчивается не смертью царицы-мачехи, а свадьбой царевны и Елисея. (торжествует любовь, возрождается семья, автор убеждает, что добро всегда выше злобы)
- Вспомните, с чего началась сказка? (сказка началась с описания любви и семейного счастья)
- Счастьем и заканчивается.
- Через что пришлось пройти героям сказки, чтобы стать счастливыми, обрести радость, любовь, понимание и душевное спокойствие? (смерть, испытания, людская злоба, жестокость, обман, коварство)
- Значит эта сказка и о силе духа человека. Пушкин учит правде и доброте, воспитывает человечность.
V. Итог урока.
Но там и я свой след оставил,
Там ветру в дар, на темну ель
Повесил звонкую свирель...
- О чём же пела сегодня звонкая свирель Пушкина? (устные высказывания детей)
VI. Домашнее задание.
- На этот вопрос более подробно ответите письменно в тетрадях.
Используемая литература.
- Климентовская З.В. Стихи и сказки на уроках в начальной школе. – Ярославль, Академия развития, 2006.
- Побединская Л.А. Жили-были сказки: Сценарии праздников. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Гостимская Е.С., Мишина М.И. Уроки по курсу “Литературное чтение” к учебникам Л.Ф. Климановой и М.В. Головановой: 4 класс – М.: 5 за знания, 2006.
- Универсальная “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” (БЭКМ), версия 2005 года.