Организация ранней профилактики девиантного поведения подростков предполагает комплексное осмысление понятия «девиантное поведение».
Исследование теоретических источников и накопленного опыта профилактики девиантного поведения подростков позволяет определить содержание девиантного поведения и выработать научно-педагогическую концепцию, являющуюся теоретической основой комплексного и системного подходов в организации профилактики девиантного поведения, включая психолого-педагогическую методику его выявления, технологию и системообразующие направления совершенствования профилактики. Девиантное поведение в кратком словаре современных понятий и терминов определяется как отклонение от нормы поведения, развития. Девиантное поведение-это поступки, действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям; социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным в обществе критериям поведения.
Проблема девиантного поведения рассматривалась различными школами и направлениями исследований в рамках таких базовых понятий, как: «отклоняющееся поведение», «деликвентное поведение», «асоциальное поведение трудных подростков», «педагогически запущенные дети» и ряд других.
В психологическом словаре понятие: «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
Разработка современной модели социально-педагогической деятельности общеобразовательных школ и УДОД как основных социальных институтов обеспечивающих педагогическую направленность в системе профилактики девиантного поведения подростков, предполагает изначальное определение ключевых концептуальных положений этой деятельности, установление основополагающих составных ее элементов и выявление перспективных направлений развития.
После ратификации нашей страной Конвенции ООН о правах ребенка, а также введения федеральной программы «Дети России» продекларировано, что все дети имеют право на государственную защиту и поддержку, всестороннее развитие и социальное воспитание.
Решение этих проблем осуществляют социальные институты, призванные выполнять определенные, только им свойственные функции. Одной из задач для общеобразовательной школы и УДОД, наряду с реализацией конституционного права на получение детьми общего и дополнительного образования, развитие их индивидуальных качеств и подготовку к профессиональной деятельности, является построение педагогической системы. Эта система должна обеспечить детям необходимые социально-педагогические условия для жизнедеятельности, социальную защиту, помощь и поддержку в развитии, социализации, самоопределении и самореализации с учетом возрастных периодов.
Оказание психолого-педагогической и социально-педагогической поддержки детям помогают в борьбе с последствиями негативных факторов среды, в обеспечении нормальных условий развития и социализации. Они также способствуют ранней профилактике девиантного поведения подростков и снижают число правонарушений в обществе в целом.
Личность есть совокупность различных социальных ролей, которые для нее предназначают разнообразные государственные и общественные социальные институты: образовательные, культурные, досуговые, трудовые, семья, средства массовой информации, армия, театры и др.
В процессе приобретения и усвоения социального опыта человечества личность включается в процесс общения и отношений с окружающими людьми, явлениями, вещами, развивает определенную деятельность. Условия жизни в социуме помогают развитию задатков человека, являются объективной предпосылкой успешного развития личности.
В условиях жизнедеятельности людей особую роль играет педагогическая целесообразность этой деятельности; она интенсивно развивает и обогащает природные задатки, склонности, способности, формирует общественную направленность личности и социально значимые качества: коллективизм, трудолюбие, ответственность, является фактором нравственного воспитания и обеспечивает профилактику девиантного поведения подростков.
Понимание формирования личности как целостного процесса во всей совокупности объективных социальных условий определяет интегративный подход к организации социально-педагогической деятельности и общения в общеобразовательной школе и УДОД, которые обеспечивают профилактику девиантного поведения.
Установлено, что подростки, не посещающие общеобразовательную школу, в большей степени подвержены влиянию улицы, поскольку вырваны из нормальной подросткового возраста системы отношений. Учебная деятельность в течение всего периода общего школьного образования и ее продолжение в системе дополнительного образования существенно влияет на жизнедеятельность детей и подростков, оказывая на них позитивное влияние.
Идея дополнительного образования получила законодательное закрепление в 1992 году в Законе РФ «Об образовании». В соответствии с этим законом учреждения внешкольного воспитания были преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. С 1995 года дополнительное образование организуется и самими школами.
Учреждения дополнительного образования посещают дети из разных слоев общества, так как они оказывают широкий спектр образовательных, информационных, оздоровительных и других видов услуг на платной и бесплатной основах. Детям из малообеспеченных семей они позволяют получить дополнительное образование на бесплатной основе, обеспечивая их социальную защиту. Именно дополнительное образование следует рассматривать как пространство расширения возможностей развития личности, как пространство, которое сокращает девиантное поведение подростков.
Наряду с учебно-воспитательной деятельностью, осуществляемой общеобразовательной школой в учебное время, в интегрированной модели нужно выделять особенности образовательной деятельности, реализуемой в свободное время школьников в учреждениях дополнительного образования и в инфраструктуре школ. Ее цель и задачи заключаются в том, чтобы дать подросткам конкретные знания и привить интерес к предмету познания, заложить фундамент целого видения мира во всем его многообразии, быть направленной на реализацию разнообразных потребностей, на их социальную защиту, адаптацию, оздоровление, позволять подросткам приобрести новый социальный опыт, способствовать жизненному самоопределению.
К тому же обеспечивается возможность получения ее всеми детьми: одаренными, социально незащищенными, имеющими отклонения.
Эффективность социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы и УДОД по профилактике девиантного поведения напрямую зависит от наличия действенного механизма педагогического регулирования социального взаимодействия подростка с социальной средой, осуществление которого предполагает следующие направления:
- изучение конкретных условий социального окружения в микрорайоне, а также социального заказа детей и их родителей.
- включение подростка в активное взаимодействие со средой по социально и воспитательно-ценным направлениям.
- подключение родителей к разрешению проблем взаимодействия подростка с социумом, организация совместной деятельности детей и взрослых
- управление общественным мнением, организация влияния на подростка через группы и коллективы, включение его в отношения ответственной зависимости
- организация профориентационной работы среди подростков
- подключение специалистов по коррекции поведения и органов правопорядка
- представительство детских и подростковых организаций, объединений в руководящих структурах микрорайона, округа
- организация взаимодействия всех социальных институтов, функционирующих в социальном окружении подростка
Современная модель интегрированной социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы и УДОД по профилактике девиантного поведения подростков предполагает новый взгляд на подростка и его семью. Обеспечивает влияние на формирование нравственных взаимоотношений подростков с другими людьми, где проявляется положительный момент. Способствует развитию и удовлетворению потребностей, обеспечивает социальную адаптацию, подготовку к новым жизненным условиям.
Эффективность социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы и УДОД по профилактике девиантного поведения в современных условиях значительно повышается за счет организации инфраструктуры дополнительного образования детей на базе школ, в которой реализуются запросы подростков и их родителей в содержательном заполнении свободного времени, а также за счет межведомственного подхода. Связующим звеном в обеспечении этой деятельности является социально-педагогическая служба, в которой ключевой фигурой выступают социальные педагоги. Эта служба может быть создана как на базе школ, так и на базе УДОД.
ЛИТЕРАТУРА
- Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков./Под ред. Е.Д. Божович и др. 1972.
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М. ,1994
- Витингтон Р. Социальный педагог и школа / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т,1993
- Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой М., 1991
- Дети с отклонениями поведения / под ред. В.С.Мухиной. М., 1996
- Закон РФ «Об образовании» 1992.