Цель: отработать навыки определения временных форм глагола
Задачи:
образовательная: продолжить знакомство с глаголом, как частью речи, формировать умение находить глаголы в тексте и определять их временные формы, создавать текст с использованием различных временных форм, повторить инфинитив
развивать:орфографическую зоркость, речь, обогащать словарный запас;
воспитывать: аккуратность, прилежание
здоровьесберегающая: повышение работоспособности, профилактика нарушений осанки и зрения
Ход урока:
Зарядка:
Дети рано утром встали, за грибами в лес пошли. ( ходьба на месте )
Приседали, приседали, белый гриб в траве нашли. ( приседания)
На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята
Наклоняйся, раз- два- три и в лукошко набери! (наклоны )
Вон на дереве орех, кто подпрыгнет выше всех? ( прыжки)
Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться. (потягивания- руки вверх)
Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили. (ходьба на месте)
Утомил всех долгий путь, дети сели отдохнуть. ( дети садятся за парты)
I. Орг. момент
- Что без меня предметы? Лишь название.
Но я приду- все в действие придет,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.
-О какой части речи говорится? (Глагол)
- Правильно, сегодня на уроке мы будем с вами говорить о глаголе, а точнее о временах глагола. Как вы помните, по мнению ученого- языковеда Пешковского: Глаголы- это какие- то «живые слова», оживляющие все, к чему они приложены . Давайте оживим наши волшебные ручки у нас в руках и будем ими что делать? (писать). Запишем число, к/ р
II. Основное содержание
1. Минутка чистописания
Вв
-Чтобы почерк закреплять, будем мы слова писать:
2. Словарная работа
Ворона, воробей, вокзал
- А вы знаете значение слова воробей? (работа с лексическим значением слова)
1. С шустрым смышленым воробьем знаком каждый. Прямо из- под носа любой птицы утащит себе воробей зернышко или крошку. Поэтому название можно объяснить дословно «вора бей».
2. Но есть и другая версия- в древнерусском языке основа вор- ,от нее образованы многие слова: ворота и забор. Наверное, за то мог получить воробей свое имя, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах да заборах сидел.
3. А есть еще версия, птицу так называли по звукам, издаваемым ею: она ворковала.
3. Письменная работа, повторение
-Воробей что делает? – чирикает, прыгает, летает. Придумайте и запишите предложение с этими формами глаголов. Образуйте неопределенную форму глаголов (инфинитив):
- чирикать, прыгать, летать- это глаголы несовершенного вида;
- почирикать, попрыгать, слетать- это совершенный вид. Вспомните правило.
- Сделайте морфемный разбор любых глаголов.
Птица летает, чирикает, прыгает сейчас, т. е в настоящее время. А какие еще временные формы глагола вы знаете?
- прошедшее, будущее. Давайте вспомним правило
Правило
Глагол- это часть речи……, например….
Глаголы изменяются по временам:
Настоящее время- показывает, что действие происходит в момент речи ( например , я говорю, мама смотрит)
Будущее время- показывает, что действие происходит после момента речи (поговорю, посмотрю), сложная форма (буду говорить, буду смотреть)
Прошедшее время- показывает, что действие происходило до момента встречи (говорил, смотрел- с суффиксом л)
4. Устная работа у доски
Дети бегают (двигаются) к доске, выполняя задание, вставляя слова (глаголы) на магнитах в таблицу
н. ф. | п. в | н. в | б. в |
Что делать ? (несоверш. вид) блестеть |
писал чертил |
любит стоит |
буду следить будут прыгать |
Что сделать ? (соверш. вид) поиграть |
постучал | - | заплачет |
Слова: поиграть, любит, постучал, буду следить, заплачет, писал, стоит, блестеть
чертил, будут прыгать- на магнитах
- Какие особенности у глаголов, вспоминаем:
- у п. в. суффикс л, у сов. вида приставка;
- у н. в. у сов. вида нет глаголов;
- у б. в. у несов. вида сложная форма, у сов. вида приставка.
- А почему не предлог? (у глаголов нет предлогов)
5. Письменная работа, закрепление знаний по орфограммам
- А кто еще умеет прыгать, кроме воробья? (кузнечик ) .-Прочитайте, запишите стих- е К. Чуковского( на доске ), отрывок, запишите
И вывихнуто плечико
(У)бедного кузнечика:
(Не)прыгает, (не)скачет он
И доктора з…вет (Орфограммы вспоминают, время глаголов проговаривают )
- А мы с вами доктора не будем звать, потому что сейчас проведем
6. Оздоровительную физминутку :
Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики, раз, два, три.
Сели, травушку покушаем, тишину послушаем, по- смо- три.
А теперь нагнулись влево, вправо и вперед, назад.
Будет, будет Айболит нам о- чень рад.( хлопки)
- А теперь приседайте столько раз, сколько звуков в слове вальс (вспомнить фонетику)
Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове еж
Подпрыгните столько раз, сколько букв в слове елка
Потянитесь столько раз, сколько звуков в слове вьюга.
7. Письменная работа с учебником:
-откройте учебник, стр. 67, упр. 36 (автор Л. М. Зеленина, Т. Е.Хохлова),спишите, подчеркните глаголы, укажите время
Работа по дидактическим карточкам (дополнительно), раздаются на парты быстро выполнившим, вкладываются в тетради. Задание- найти глаголы, подчеркнуть, поставить время над словом:
Весна.(текст)
Застучала за окном звонкая капель, потеплел воздух, потемнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу все дышит весной. Вот- вот выбросят первые цветки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке первые льдинки, шальные весенние ручьи наполнятлес звонким журчанием.
8. Работа по развитию речи
- А теперь хочу предложить составить небольшой текст (3- 4 предложения), используя глаголы разных форм времени.
- Но прежде скажите, какое время года вы любите?
Какие ассоциации возникают у вас с этим временем года? (Показ иллюстраций, фото)
1 ряд- о зиме (прош. время)
2 ряд- о весне (наст. время) в данный момент урока
3 ряд- о лете (будущ. время). Запишите. Чтение текстов.
III. Подведение итогов
Чтобы знания были впрок, следует кратко повторить урок
На доске солнышко (весна), на лучах вопросы:
- Сколько времен у глагола?
- Какие 2 вида глагола вы знаете?
- Что характерно для н. в? (нет глаг. у соверш. вида)
-Что характерно для п. в? (суффикс л, приставка у соверш. вида)
- Что характерно для б. в? (сложная форма несов. вида- буду, приставка у сов. вида).
Оценки, д/з – стр. 68, упр. 38
Лестница успеха