Конкурсно-развлекательная и познавательная программа для детей младшего и среднего школьного возраста "Путешествие в Радужную страну"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста, познавательного интереса, расширение кругозора и эрудиции.

Во время подготовительной работы и в ходе проведения программы детям предоставляется возможность убедиться в результативности совместных усилий, необходимости взаимопомощи, испытать радость отдействий сообща, что развивает чувство коллективизма и способствует сплочению кружковцев. Радужные атрибуты и разнообразные задания содействуют созданию атмосферы праздника и радостного оживления, визуализация (творческое представление) семи основных цветов и разноцветных картинок благотворно влияют на психическое и физическое здоровье детей.

Подготовительный этап:
- эмблемы команд (листики, капельки, ромашки и т. д.);
- по 20 -25 кружочков каждого цвета радуги;
- листочки разного цвета для цветиков-семицветиков, ножницы, клей:
- сделать кубик с гранями красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого,
синего цвета (все цвета радуги, кроме фиолетового);
- приготовить семь шаров, соответствующих цветам радуги;
- изготовить радугу;
- изготовить игровое поле в виде разноцветной горы.

Оформление кабинета: Кабинет оформлен разноцветными шарами (семь шаров висят на доске в виде радуги), на стене выставка рисунков детей, гирлянды из разноцветных шаров и т.д. На доске расположено игровое поле в виде разноцветной горы, над горой надпись: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Дети распределены по командам, ведущий у доски, помощники с разноцветным кружочками в руках - их задача раздать кружочки детям за правильное выполнение заданий, за активность, оригинальность суждений, за любые хорошие поступки во время игры.

I этап. Радужная сказка.

Ведущий: За окном лежит снег, а мы с вами совершим путешествие в лето, а если быть точнее, то в летнюю сказку. (интригующе). Тихо! Не спугните сказочные чудеса... Я вам буду сказку рассказывать, а вы мне ее показывать. Жили-были веселые и трудолюбивые ребята в ГПД № 2. Девочки красивые да сердцем добрые. Мальчики сильные, как богатыри, да справедливые... И решили они отправиться в сказочное путешествие в Радужную страну. И были в Радужной стране удивительные чудеса. Первое чудо - это радуга, которая каждый раз после дождя появлялась на небе.
Второе - это радужные зайчики. Вы, наверное, слышали о солнечных, зайчиках, а это были радужные зайчики - разноцветные кружочки (помощники показывают кружочки). А получить их можно только тогда, когда ребята сделают что-то хорошее, правильно ответят на вопросы или отгадают загадки. Ребята, отгадайте загадку и получите радужного зайчика.

Загадка: «После дождичка повисло в небе чудо-коромысло» Радуга. (отгадавший получает радужного зайчика).

Ведущий: Но случилось в Радужной стране несчастье: погасла радуга-дуга. Девочки заплакали, а мальчики стали их утешать. И решили ребята новую радугу добыть. Отправились ребята на высокую радужную гору, где живет сказочная фея.
Путешествие начать мы можем только тогда, когда расшифруем волшебные слова, написанные на доске: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Кто знает, что это за слова?

Дети отвечают. Затем хором произносят волшебные слова и ведущий открывает волшебную гору на доске. Ребята по порядку кидают разноцветный кубик и отвечают на вопросы радужных цветов. За правильные ответы ребята получают разноцветные кружочки.

ВОПРОСЫ РАДУЖНЫХ ЦВЕТОВ.
КРАСНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. КТО НАПИСАЛ СКАЗКУ «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»?
А) Братья Гримм;
Б) Шарль Перро;
В) и Гримм, и Перро;
Г) Волшебник.

2. ЯДОВИТЫЙ ГРИБ С КРАСНОЙ ШЛЯПКОЙ – ЭТО?..
А) Подосиновик;
Б) Подберезовик;
В) Мухомор;
Г) Сыроежка.

3. У КАКИХ ПТИЦ КРАСНАЯ ГРУДКА?
А) Снегири;
Б) Вороны;
В) Синицы;
Г) Голуби.

4. ЯГОДА КРАСНАЯ, ЯГОДА ВКУСНАЯ, РЕЖЬ, ДА СОЛИ. ЕШЬ, ДА
 ХВАЛИ!
А) Земляника;
Б) Помидор;
В) Смородина;
Г) Малина.

5. ПОЧЕМУ ПТИЦЫ НЕ ЕДЯТ БОЖЬЮ КОРОВКУ?
А) Из-за пучеглазости;
Б) Кусается;
В) Быстро убегает;
Г) Из-за яркой окраски.

6. КРАСНАЯ ДЕВИЦА СИДИТ В ТЕМНИЦЕ. А КОСА НА УЛИЦЕ.
А) Василиса прекрасная;
Б) Морковь;
В) Царевна Несмеяна;
Г) Свекла.

ЖЕЛТЫЕ ВОПРОСЫ:
1. ИЗ ЧЕГО ПЧЕЛЫ ДЕЛАЮТ МЕД?
А) Из сахара;
Б) Из пыльцы;
В) Из овцы;
Г) Из росы.

2. ЖЕЛТОПУЗИК - ЭТО . . . ?
А) Лягушка;
Б) Подушка;
В) Ящерица;
Г) Цыпленок.

3. КРУГЛЫЙ ЖЕЛТЫЙ СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ?
А) Принц Лимон;
Б) Колобок;
В) Круглишок;
Г) Репка.

4. КАКОЙ ОВОЩ ПОМОГ ЗОЛУШКЕ ПОПАСТЬ НА БАЛ?
А) Дыня;
Б) Тыква;
В) Кабачок;
Г) Баклажан.

5.БЫЛ БЕЛЫЙ ДОМ, ЧУДЕСНЫЙ ДОМ,
 НО ЧТО -ТО ЗАТРЕЩАЛО В НЕМ.
 ДОМ ТРЕСНУЛ И ОТТУДА –
 ВЫХОДИТ ЖЕЛТЕНЬКОЕ ЧУДО!
(Цыпленок)

6. КАКОЕ РАСТЕНИЕ ПОЛУЧИЛО НАЗВАНИЕ «ЦВЕТОК СОЛНЦА»
А) Ромашка;
Б) Кукуруза;
В) Подсолнух;
Г) Фасоль.

ЗЕЛЕНЫЕ ВОПРОСЫ;
1. У КОГО ИЗ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ ЗЕЛЕНЫЕ ВОЛОСЫ ЛИСТЬЯ?
(Чиполлино)
2. ЗЕЛЕНОГЛАЗКА - ЭТО. . .
А) Змея;
Б) Красавица из сказки;
В) Муха;
Г) Лягушка.

3. КАКОЕ ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО СБРАСЫВАЕТ НА ЗИМУ
 ХВОЮ, КАК ЛИСТЬЯ?
А) Сосна;
Б) Лиственница;
В) Ель;
Г) Игольница.

4. И В ЛЕСУ МЫ И В БОЛОТЕ,
 НАС ВЕЗДЕ ВСЕГДА НАЙДЕТЕ:
 НА ПОЛЯНЕ И ОПУШКЕ - МЫ ЗЕЛЕНЫЕ ..... ?
(Лягушки)

5. ПОД ЛИСТОЧКОМ У ОГРАДКИ ЛЯГУШОНОК СПИТНА ГРЯДКЕ:
 ВЕСЬ ЗЕЛЕНЫЙ, ПРЫЩЕВАТЫЙ, А ЖИВОТИК БЕЛОВАТЫЙ?
(Огурец)

6. НА ЖАКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ В
 МУЛЬТФИЛЬМЕ ИГРАЛ КРОКОДИЛ ГЕНА?
А) Балалайка;
Б) Гитара;
В) Гармошка;
Г) Скрипка.

ГОЛУБЫЕ ВОПРОСЫ:
1. НАЗОВИТЕ САМОЕ БОЛЬШОЕ ЖИВОТНОЕ, ЖИВУЩЕЕ НА
 ЗЕМЛЕ?
А) Слон;
Б) Гиппопотам;
В) Голубой кит;
Г) Кашалот.

2. КТО ИЗ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ ИМЕЕТ ГОЛУБЫЕ ВОЛОСЫ?
А) Золушка;
Б) Мальвина;
В) Машенька;
Г) Василиса Прекрасная.

3. Загадка: В ГОЛУБЕНЬКОЙ РУБАШКЕ БЕЖИТ ПО ДНУ
 ОВРАЖКА?
(Ручеек)

4. В КАКОМ МУЛЬТФИЛЬМЕ ГЕРОИ ПОЮТ ПЕСНЮ
 «ГОЛУБОЙ ВАГОН»?
А) Приключения Буратино;
Б) Крокодил Гена и Чебурашка;
В) Колобок;
Г) Черепашки Ниндзя.

5. ГОЛУБОЙ ПЛАТОК, АЛЫЙ КОЛОБОК
 ПО ПЛАТКУ КАТАЕТСЯ, ЛЮДЯМ УЛЫБАЕТСЯ.
(Небо, солнце)

 ГОЛУБАЯ ШУБА ВЕСЬ МИР ПОКРЫЛА.
 (Небо)

6. КАКОГО ЦВЕТА ШЛЯПА У НЕЗНАЙКИ?
А) Красного;
Б) Черного;
В) Голубого;
Г) Оранжевого.

ОРАНЖЕВЫЕ ВОПРОСЫ:
1. ОТ НАЗВАНИЯ КАКОГО ФРУКТА ПРОИЗОШЛО НАЗВАНИЕ
 ЦВЕТА «ОРАНЖЕВЫЙ»?
А) Лимон;
Б) Апельсин;
 В) Мандарин;
 Г) Яблоко.

2. Загадка:
 « САМА РЫЖЕВАТАЯ, МОРДОЧКА ПЛУТОВАТАЯ,
 ЕЙ НЕ НАДО ПИРОЖКА, ЕЙ БЫ СКУШАТЬ ПЕТУШКА»
( Лисица)

3. НА КАКОЙ МУЛЬТФИЛЬМ БЫЛО ПОТРАЧЕНО МНОГО
 ОРАНЖЕВОЙ КРАСКИ?
А) Золушка;
Б) Репка;
В) Рыжий, рыжий конопатый!;
Г) Приключения Чипполино.

4. Загадка:
 « ПО ВЕТКАМ СКАЧЕТ, ДА НЕ ПТИЦА, РЫЖАЯ, ДА НЕ ЛИСИЦА.
 Кто же это?»
(Белка)

5. У КАКОГО СЪЕДОБНОГО ГРИБА ШЛЯПКА КРАСНОВАТО-
 ОРАНЖЕВОГО ЦВЕТА?
А) У белого;
Б) У подберезовика;
В) У подосиновика;
Г) У волнушки.

6. Загадка:
«БЫЛ РЫЖИМ, КУДРЯВЫМ
 СТАЛ СЕДЫМ, БЕЛОБРЫСЫМ.
 А ВЕТЕР ПОДУЛ - СТАЛ ЛЫСЫМ». ( Одуванчик)

СИНИЕ ВОПРОСЫ:
1. КАКИЕ ПТИЦЫ ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ САЛО?
А) Голуби:
Б) Вороны;
В) Синицы;
Г) Снегири.

2. Загадка:
 «КОЛОСИТСЯ В ПОЛЕ РОЖЬ.
 ТАМ, ВО РЖИ, ЦВЕТОК НАЙДЕШЬ.
 ЯРКО-СИНИЙ И ПУШИСТЫЙ,
 ТОЛЬКО ЖАЛЬ, ЧТО НЕ ДУШИСТЫЙ».
Или
 « СИНИЙ ЦВЕТОК - СЛОВНО НЕБО, В ПОЛЕ РАСТЕТ СРЕДИ
 ХЛЕБА».
А) Колокольчик;
Б) Мышиный горошек;
В) Василек;
Г) Огонек.

3. СИНЯЯ ПТИЦА СУЩЕСТВУЕТ:
А) только в сказках;
Б) в жизни (по-настоящему);
В) и в сказках, и в жизни (в Азии);
Г) не существует вообще.

4. Загадка: «В СИНЕМ МЕШОЧКЕ БЕЛЫХ ПУГОВОК
 ПОЛНО. ЧТО ЭТО?»
(Небо и звезды)

5. НАЗОВИТЕ СИНЕ-ФИОЛЕТОВЫЙ ОВОЩ?
А) Баклажан;
Б) Кабачок;
В) Тыква;
Г) Патиссон.

6. ВЫСУШЕННЫЙ ОН НАЗЫВАЕТСЯ ИЗЮМОМ ИЛИ
 КИШМИШЕМ?
А) Абрикос;
Б) Виноград;
В) Яблоко;
Г) Груша.

II Этап. Музыкальная пауза.
(Танец «Весёлые гонки»)

III Этап. Полянка цветиков-семицветиков.

Ведущий: Вот, ребята, мы с вами попали на полянку цветиков-семицветиков. Красиво, когда кругом разноцветные цветики! Но все цветики на этой полянке одинаковые. Давайте посадим на этой полянке разные цветы красивые, волшебные.
У каждой команды на столе лежат разноцветные листочки. Давайте придумаем, вырежем и склеим и нарисуем цветы, которых на самом деле не существует. Это будут сказочные цветы.
Дети рисуют цветными карандашами и фломастерами, вырезают из цветной бумаги цветики. Через 5-7 минут цветики прикрепляют к доске и полу. Получилась полянка. Ведущий приглашает команды к путешествию.

IV Этап. Долина разноцветных шаров.

Ведущий обращает внимание ребят на разноцветные шарики, которые висят на доске. К каждому шарику прикреплено задание. Каждая команда поочередно выбирает шарик и отвечает на вопросы.
За правильный ответ дети получают радужные зайчики.
Варианты вопросов на шарах:
Красный шар - загадки, пословицы, сказки, песни со словами «красный», «красна», «красен».
Оранжевый шар - ответ на вопрос «Когда небо бывает оранжевым?» (при закате; при восходе; от салюта; если нарисовать оранжевое небо; если в небе парашюты оранжевого цвета и т.д.)
Желтый шар - ответы на вопрос «Когда снег бывает желтым?»
(когда тает; на солнце; если покрасить и т. д.)
Зеленый шар - песни, загадки со словом «зеленый».
(песня про кузнечика; про елочку: загадки про огурец, стручок гороха, арбуз и т.д.)
Голубой шар - песни, загадки со словом «голубой». Ответ на вопрос «Когда небо бывает голубым?»
Синий шар - загадки со словом «синий». Ответ на вопрос «Почему у маркиза Синяя Борода борода синяя?» (пролил синие чернила, покрасил в синюю краску и т.д.)
Фиолетовый шар - ответы на вопрос «Что бывает фиолетовым?»
(фиалка, одежда, небо, колпак гномика и т. д.)
Финал. Вершина горы
Ведущий: Ребята, вот мы и достигли вершины горы. И что же мы видим? Записку. (Достает записку) Так, прочитаем ее…

«Милые ребята! Извините, меня нет дома.
Но радуга у вас будет –
У вac же есть радужные зайчики!..
Радужная Фея».

Ведущий: Знаете, ребята, что нужно сделать? Нужно сложить все наши радужные зайчики и я думаю, получится радуга, которую мы ищем. Смотрите: уменя есть прозрачная радуга, а у вас есть разноцветные радужные зайчики. Сейчас по очереди, по цепочке вы будете выходить, и прикреплять свои зайчики к прозрачной радуге. Помощники помогают детям прикрепить кружочки.

Ведущий: Посмотрите, ребята, какая красивая и большая радуга у насполучилась! Могли бы мы поодиночке, каждый сам по себе составить такую радугу? Только когда каждый из вас отдал свои кружочки, заработанные в этом трудном путешествии, для общей радуги, она получилась красивой.
Вы не ленились, не ссорились, потому и получилось наше путешествие таким увлекательным и интересным. Вы молодцы! Вы были дружны и старательны! Будьте всегда такими, и тогда вам любые горы по плечу! И радужные и настоящие! (Песня «Радуга в небе»)
На этом наше радужное путешествие закончено. Спасибо за творчество! Счастья вам и успехов во всем!