Технология активизации познавательной деятельности учащихся при обучении математике

Разделы: Математика


В основу теории развивающего образования в отечественной психолого – педагогической науке положено понятие деятельности. Именно деятельность определяет самостоятельность и ответственность ребенка в собственном развитии и дает возможность педагогу отчетливо представлять себе, какие конкретные цели развития он должен ставить в обучении и воспитании. Учебно – познавательная деятельность – это специально организуемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения богатством культуры, накопленным человечеством. Её предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый. Познавательная активность, имеющая цель, содержание и средства своего проявления, выступает, с одной стороны, как деятельность, а с другой стороны определяется индивидуальными свойствами психики каждого человека, выражается разной интенсивностью, длительностью, эмоциональной окраской, что учителю необходимо учитывать в процессе обучения. [1,с.13].
Учебная деятельность будет результативной, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности.

Главная цель деятельности любого учителя – формирование свободной личности, способной мыслить, самостоятельно добывать знания, планировать свою деятельность.
Работая над проблемой активизации познавательной деятельности учащихся при обучении математике, учитель стремится к достижению следующих целей:

a) обучающие:

  • формирование ЗУН с элементами продвинутого уровня;
  • обучение детей с любыми индивидуальными данными:

б) развивающие:

  • развитие мышления, памяти, внимания (познавательные процессы);
  • развитие устной и письменной речи (в том числе математической)
  • развитие ЗУН учебной деятельности (умения учиться)

в) воспитательные:

  • создать положительную эмоциональную учебную мотивацию;
  • воспитывать инициативность, честолюбие, стремление к достижению жизненных успехов, нравственность, ответственность, самостоятельность.

Возбуждение неавтоматической реакции детей в направлении достижения поставленных целей обучения и воспитания педагогическими средствами является основой активизации учения школьников [9,с.51].

Для организации учебно – познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:

  • словесные, наглядные, практические;
  • частично – поисковые;
  • метод проблемного изложения;
  • методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя.

Необходимо помнить, что активность учащихся на уроке не должна представлять собой непрерывное деятельное состояние высокого уровня интенсивности. При такой организации познавательной деятельности эффективность обучения снижается. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность в познавательной деятельности, а активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности [9,с.75].
Отбор средств активизации учения на конкретном уроке должна проводиться с учетом цели каждого этапа процесса учебного познания.

Этап Цель Методы Примеры
I Получение школьниками новых знаний Лекция, беседа (индивидуальная, фронтальная, групповая); работа с книгой; самостоятельная поисковая деятельность; создание проблемных ситуаций, представляющих собой ощущение мыслительного затруднения (приложение 1), (приложение 6) Сильные учащиеся получают задание, для выполнения которого они должны самостоятельно ознакомиться с новым материалом, а слабые учащиеся в ходе беседы с учителем получают новые знания.
II Выработка учебных умений и накопление опыта учебной деятельности. Упражнения.
Считаю, что на этом этапе дифференциация (по уровню умственного развития; по личностно – психологическим типам [6,с.79].) является обязательным условием.
Применение устных упражнений ориентировано на развитие логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Письменные упражнения используются для закрепления знаний и развития общей культуры письменной речи и самостоятельности в работе.
Слабые учащиеся получают задания репродуктивного характера, сильные – частично – поискового, исследовательского.
III Закрепление и повторение изученного материала.
Задача: сохранение в памяти учащихся полученных знаний и перенос их в долговременную память.
Беседа, повторение. Для повышения эффективности данного этапа я передаю более успешным уч-ся функции учителя, руководителя. Учитель работает со слабыми учащимися, а сильные – в группе со средними, выполняя функции учителя.
IV Проверка полученных знаний. Работа в парах и группах.
  • Взаимопроверка по образцу
  • Взаимоопрос по схеме
  • Консультант осуществляет проверку знаний у членов группы

Перечисленные методы являются средствами активизации познавательной деятельности школьников.
При различных методах организации познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала использую следующие приемы:

  • даю план доказательства или ответа. Он помогает осознать идею в целом; учащиеся сопоставляют рассуждения с планом, легче осознают переходы от одной логической части материала к другой, устанавливают связи между ними (активизация мыслительной деятельности)
  • Выполняю записи на доске при устном изложении (опора на зрительную память).
  • Иногда при объяснении материала, рассказе допускаю неточности (детей предупреждаю об этом заранее), а учащимся предлагаю внимательно слушать или смотреть и обнаружить эти неточности (развитие внимания) [8,с.186];

Из существующих видов памяти наибольшее значение для изучения математики имеет зрительная, слуховая, в том числе, словесно – логическая (запоминание смысла событий, логики рассуждений и т.д.).
Большое внимание стараюсь уделять развитию абстрактного, отвлеченного мышления. Для этого требую от учащихся, чтобы одни и те же действия ими совершались как можно чаще не с реальными, а с воображаемыми объектами, в уме. Например, на занятиях побуждаю учащихся к тому, чтобы они как можно реже считали на бумаге и микрокалькуляторе, а больше – «про себя», в уме; находили и четко формулировали принцип и последовательные шаги в решении некоторой задачи прежде, чем практически приступили к реализации найденного решения (и сильные, и слабые учащиеся) (этот прием учит планировать собственные действия, используется при низком уровне организации деятельности) [8,с.186]. Стараюсь придерживаться правила; до тех пор, пока не составлен план включенных в решение действий и пока он не выверен на логичность, к практическому осуществлению решения не прибегать. Учу детей прогнозировать (предвидеть результаты, к которым приведет поиск). В процессе обговаривания решения развивается речь, логическое мышление, память, внимание. Недостатком этого приема являются большие затраты времени при опросе слабых учащихся (сильные при этом получают более сложные задания). Но скорость обучения не может быть значительным показателем, поскольку, задержавшись на определенных методических пятачках, впоследствии можно сделать мощный скачок вперед. Чтобы представление о различных вещах было четким и последовательным, прибегаю к помощи блок – схем, алгоритмов, опорных конспектов, к составлению которых в обязательном порядке привлекаю детей (приложение 2, приложение 3). Ведущую роль в моей деятельности играет такой прием активизации деятельности учащихся, как создание ситуации успеха. Формула создания такой ситуации: «Очень нужно это сделать. У тебя все получится. Здесь нет ничего страшного. С этим заданием ты справишься лучше. Вот это решение у тебя получилось замечательное.» [1,с.18]. Иногда при вариативном решении какой – то задачи обмениваемся способами решения и вместе выбираем более рациональный, который иногда оказывается предложенным учащимися, а не учителем.
Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности (приложение 4). Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Важнейшая задача для меня – обеспечить появление у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует познавательные процессы и тем самым повышает эффективность достигаемых целей [3,с.189].
Как известно, мотивы являются мощным активатором человеческой деятельности. Отношение к делу, его результативность во многом определяется характером доминирующих мотивов. Внешние мотивы не связаны с самим процессом деятельности, поэтому я стараюсь чаще прибегать к внутренней мотивации:

  • формирование ответственности и обязательности (формирование понимания личной значимости учения; предъявление учебных требований; оперативный контроль);
  • развитие творческих способностей и личных качеств учащихся (творческое задание; постановка проблемы; дискуссия; создание креативного поля). [3, с. 188]
  • усиление коммуникативного воздействия (для этого приучаю детей к сопереживанию успехов и неудач товарищей по классу);
  • обеспечение реального успеха ребенка в какой – либо момент деятельности: не просто его хвалю, а хвалю именно тогда, когда он что – либо делает; не сравниваю его результаты с эталоном (требования программы, образцы взрослых, достижения сверстников и т.д.), сравниваю ребенка только с ним самим и хвалю за улучшение его собственных результатов [8,с.186].

Организация эффективного обучения возможна только при умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса [3, с.202 ].

Организационные формы Наименование используемой мной формы Характеристика использования
Способы обучения
  1. Коллективный способ обучения

Чаще всего прибегаю к работе в парах при проверке полученных знаний (взаимопроверка по образцу, взаимоопрос в парах), а также при изучении нового материала ( а) изучив тему, объясняют друг другу; б) совместное изучение с помощью учебника)
  1. Индивидуальное обучение
Во внеурочное время, со слабыми учениками

Формы учебной деятельности учащегося (виды)

  1. Парная
Работаю с учащимся один на один на дополнительных занятиях и консультациях
  1. Групповая (фронтальная)
Учащиеся выполняют учебные задания самостоятельно с последующим контролем результатов.
  1. Индивидуально – обособленная (самостоятельная работа учащегося)
Домашняя работа, индивидуальные самостоятельные задания.

Формы организации текущей учебной работы класса, группы

  1. Урок.
  • Уроки изучения нового учебного материала
  • Уроки формирования и совершенствования умений и навыков
  • Уроки обобщения и систематизации знаний
  • Уроки контроля и коррекции ЗУН
  • Комбинированные уроки
  1. Домашняя работа.
  • Домашнее задание не должно быть очень большим (во избежание перегрузки уч-ся)
  • При задавании домашнего задания необходимо учитывать уровень умственного развития детей, личностно – психологические особенности (дифференциация)
  • Домашнее задание должно содержать творческие задания ( при этом у учителя должно быть чувство меры )
  1. Внеклассная работа.
  • Олимпиады
  • Предметные недели

Овладение системой ведущих знаний и способов деятельности возможно лишь при условии повышения уровня активности школьников в познавательной деятельности [5]. А обеспечить последовательное осуществление принципа активности в обучении помогают такие формы организации учебно – познавательной деятельности школьников, как домашняя работа, факультативные занятия, дополнительные занятия, вечера, предметные недели.
Большое внимание уделяю процессу контроля, который позволяет произвести своевременную коррекцию в методах мотивации и организации учащихся (приложение 5).
Оценку эффективности влияния системы средств активизации учения на взаимодействие учителя и учащихся можно проводить по следующим показателям:

  • прочность ЗУН
  • сформированность умений перерабатывать учебную информацию: сравнивать, вычленять главное, обобщать, конкретизировать
  • сформированность учебных умений: планировать учебную деятельность и осуществлять её самоконтроль [5,с.45]

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПРИ НАПИСАНИИ РАБОТЫ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Батан Л. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения – Новосибирск, 2002
  2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2000
  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Под ред. Смирнова С.А. – М., 2003
  4. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. – М., 2001
  5. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. – Томск,1993.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М., 1998
  7. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 2001
  8. Ткачева М.В. Домашняя математика – М., 1993
  9. Шамова Т.М. Активизация учения школьников. – М., 1982