Цели:
- обобщить знания об имени существительном, как части речи и его грамматических признаках;
- организовать и провести индивидуальную и дифференцированную работу;
- развивать мышление, речь, расширять словарный запас учащихся;
- воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку.
Оборудование: аналитический тест, рассыпанные буквы (таблица), раздаточный материал для учащихся с заданиями, игра «Кто я» (таблица).
Ход урока.
I. Организационный момент.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.Подарите друг другу улыбки.
Приятного вам учебного дня.
– Скажите, изучение какой темы мы завершили?
– Как вы думаете, вы все знаете об имени существительном?
– Проверим то, что знаете вы.
II. Актуализация знаний.
Аналитический тест уровня усвоения изученной темы, ориентированный на личностные
достижения ребят (подчеркнуть ответ).
1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное?
Всегда, не всегда.
2. Уверен (а) ли ты в том, что всегда правильно определишь число имени существительного?
Всегда. Не всегда.
3. Испытываешь ли ты трудности в написании имен собственных
и нарицательных?
Да. Нет.
4. Затрудняешься ли ты в определении рода имен существительных?
Да. Нет.
5. Понимаешь ли ты различия между одушевленными и неодушевленными предметами.
Да. Нет.
Далее предлагаю вам задания трёх уровней.
Выберите вариант, где вы почувствовали бы уверенность в своих силах.
Вариант 1 (стартовый, минимально допустимый)
1. Подчеркни только имена существительные.
Чайник, кричать, хороший, Маша, нора, большая, летал.
2. Определи род имени существительного.
Берег, яблоня, море, ёж. Яблоко, дверь, сон.
3.Подчеркни имена собственные.
Река Волга, город Нальчик, мальчик Миша, гора Эльбрус.
4. Вставь пропущенное существительное.
Вчера мы ходили в ________. Вечером ребята играли на __________.
Вариант 2 (базовый уровень)
1. Образуй существительные и определи род.
Храбрый-
Мудрый-
Бедный-
2. Подбери к данным существительным антонимы.
Радость- плач-
Добро- друг-
3. Подбери к данным существительным подходящее по смыслу существительное.
Кусок __________, конец ____________, килограмм ___________, обложка _____________.
4. Составь из данных слов предложения и подчеркни имена собственные.
Бурёнка, на, паслась, корова, лугу. Петров, живёт, Миша, деревне, в.
Вариант 3 ( продвинутый, творческий)
1. Подбери к данным словам антонимы и определи род.
Правда- _________ , ночь- __________ , шум- __________ , доброта- _________ .
2. Подбери к данным словам синонимы.
Врач –
Неправда –
Булка –
3. Укажи род и число нарицательных существительных.
Россия - огромная страна. На юге цветут пальмы. Есть в России реки, моря, горы, озёра. В горах – металл, руда, уголь, газ.
4. Подбери подходящие по смыслу существительные.
Душный – стая –
Субботний - красное -
III. Сообщение темы, цели.
Все ваши затруднения мы сегодня попробуем устранить. Итак, сегодня урок обобщения полученных знаний по теме: «Имя существительное».
IV. Повторение.
– А что может рассказать о себе имя существительное?
– часть речи – обозначает предмет, явления природы – отвечает на вопросы кто? Что? – изменяется по числам – бывает 3-х родов – одушевленным, неодушевлённым – в предложении – подлежащее |
– Вы хорошо помогли имени существительному. А теперь внимание. Я предлагаю вам новые задания.
Задание 1. Словарная работа.
Давайте вспомним словарные слова – существительные, обозначающие явления природы:
Погода, облако, ветер, мороз, иней, месяц.
– Укажите общие признаки данных существительных (нарицательное, неодушевленное, отвечает на вопрос что? стоят в именительном падеже, единственном числе.).
– Найдите различия в этих словах (существительные разного рода, разное количество слогов).
– А вы знаете, что слово «месяц» произошло от слова «мес.» - так в старину называли Луну. А когда Луна уменьшалась к слову «мес.» добавляли суффикс – яц, т.е. маленькая луна.
Задание 2.
Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы.
- р о е к к у а н ь
- к о о з г о р л о д
- м м а е л д и в е н д а ь
Используя их, отгадайте загадки.
1). Только этот водоем для него родимого дом. (Река, окунь).
2). Кого куда-то запустили, ущерб огромный допустили? (Козел, огород).
3). Какой кустарник каждый день кому-то посещать не лень? (Малина, медведь).
– Напишите слова, группируя их по родам.
– Вспомним, какого рода бывают существительные? Изменяются ли существительные по родам?
– Что нужно сделать для того, чтобы определить род имени существительного?
Дети:
Женский род запомню я
И скажу: »Она - моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: Он - мой».
Средний род: «Оно - моё».
Это правило – твоё.
V. Закрепление.
Задание 3.
Работа по карточкам.
Соедините между собой пары слов, подходящие по смыслу, используя пример: диван – мебель. Вставьте пропущенные буквы. Укажите род.
лещ |
цв…ток |
Физкультминутка.
Задание 4.
– Вспомним, что называется склонением? (изменение окончаний существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам).
– Как определяется падеж существительного?
Чтобы определить падеж существительного, нужно:
- Найти слово, с которым связано существительное;
- Задать от этого слова падежный вопрос к существительному;
- По вопросу или по предлогу определить падеж.
Работа по карточке
Определите падеж имен существительных.
Про лису-красу.
Повторяя падежи,
Про лису всем расскажи:
Бегала в лесу лиса
Пышный хвост - её краса
Средь зверей такой красы
Не найдешь, как у лисы.
Волк завидовал лисе,
Её огненной красе.
Егерь выследил лису,
В зоопарк отдал красу.
Все любуются лисой,
Её рыжею красой.
Не забыть нам о лисе,
О её лесной красе.
Проверка: сверка с образцом.
– Измените, предложения так, чтобы действия совершала Катя.
- В форму какого падежа нужно для этого поставить слово?
Кате дарят подарок – … (Катя дарит подарок);
Мама купила мороженое для Кати – … (Катя купила мороженое для мамы).
– Что свойственно именительному падежу?
Задание 5. Работа по карточкам.
1. Измени имена существительные по падежам.
2. Подчеркни имена существительные женского рода.
На лесной поляне росла огромная ель. Однажды зимой в лес пришли люди. Загудела пила, застучал топор. Дерево упало в снег. Зеленую красавицу увезли. Её поставили на главной площади города.
Задание 6.
Запишите предложения в следующем порядке: причина – следствие.
Выделите орфограммы. Сделайте разбор по членам предложения. Укажите род и падеж существительных. Комментирование у доски.
Б(и,е)реза в тундре не может (вы)расти б(о,а)льшой. (В) тундре суровая з(е,и)ма.
– Назовите орфограммы.
Задание 7. Игра «Кто я».
VI. Итог.
Подошел к концу наш урок, но мы не говорим имени существительному «До свидания»,
потому что мы еще будем говорить о нем на следующих уроках.
Возьмите в руки «Тест », посмотрите, устранили ли мы ваши пробелы?
VII. Рефлексия.
Игра «Честно-пречестно».
– Что для вас было уже легко?
– Что было еще трудно?
– А что показалось самым интересным?