Цели:
1. С помощью наблюдений и литературных произведений обобщить знания учащихся о зимних явления природы, об изменениях, происходящих в природе с наступлением зимы; показать неповторимую красоту русской «волшебницы».
2. Развивать устную речь, мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение, поэтическое восприятие природы.
3. Воспитывать интерес к художественной литературе; умение понимать, любить, ценить красоту и богатство родной природы; воспитывать доброе и заботливое отношение к животным.
Оборудование: книги с произведениями о зиме и зимних явлениях природы, картины с изображением зимнего пейзажа, кроссворды для работы в группах, бумага и ножницы для творческой работы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Вступительная беседа.
- Сегодня урок начнём с загадки:
Тройка – тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
- Что же это за царица?
- А почему зима, а не лето или весна?
- Каким серебром она всё покрыла?
III. Сообщение темы урока
- Вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока, а тема у нас сегодня: «Волшебница - зима».
С помощью литературных произведений, ваших наблюдений мы обобщим знания о зимних явлениях природы, об изменениях происходящих в природе с наступлением зимы и поговорим о неповторимой красоте русской «волшебницы».
IV. Работа над темой урока.
а) - Зима наша очень разная, только приглядеться надо. Она и холодная, и с оттепелью, вьюжная и с капелью, снежная, да с солнцем.
- А какая главная примета зимы?
- Какие ещё зимние явления природы вы знаете?
- А какие у нас три зимних месяца?
- Сейчас какой месяц?
- А что вы можете про него сказать?
Раньше люди наблюдали за явлениями природы, за изменениями происходящими в ней. И постепенно, с годами, эти наблюдения перешли в народные приметы, которые передавались из поколения в поколение и дошли до нас. Например, такие как: «Много снега – много хлеба». «Зима без снегу – не быть хлебу». «Декабрь зиму начинает, а год завершает».
- А вы знаете какие-нибудь приметы зимы?
б) - Сейчас зима только начинает вступать в свои права. Она еще борется с осенью.
- А вам хотелось бы, чтобы она скорей пришла, чтобы снега стало больше?
- А зачем, ведь зимой так холодно, сильные морозы?
- Сколько приятных впечатлений дарит нам зима! А сколько радости и веселья доставляют нам зимние забавы!
в) - Тогда давайте пригласим зиму к нам в гости, а чтобы она скорей пришла мы должны вспомнить отрывок из стихотворения Ивана Саввича Никитина «Встреча зимы». (чтение отрывка учащимися)
- Какие песни зима будет петь по лесам и степям?
- Что за мосты она построит по рекам?
г) - Ну вот, зиму мы пригласили, но какая же зима без снега. А чтобы снега было больше, нам поможет в этом стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Зима». (чтение отрывка учащимися)
- Каким представлен снег в стихотворении?
- С чем его сравнивает автор?
- В каких еще произведениях говорится о снеге?
- С чем его сравнивают другие авторы?
- А с чем бы вы его сравнили?
д) – Как вы думаете, в лесу и в городе снег одинаковый? Чем отличается?
В лесу тихо. Волшебница – зима очаровала, околдовала лес. Он стоит неподвижно, словно дремлет. Федор Иванович Тютчев написал об этом в своем стихотворении «Чародейкою Зимою». (чтения стихотворения уч-ся) - Как чародейка-зима изменила жизнь леса?
е) - Ребята, а вы знаете, что в зимнем лесу есть свой хозяин, который очень внимательно следит за своими владениями.
- Кто же это? А как его называет Николай Алексеевич Некрасов
в своей поэме «Мороз, Красный нос»?
- Что же делает мороз-воевода в лесу?
ж) В этих произведениях видна вся красота зимнего леса. Мы с вами радуемся, любуемся этой красотой. Но, к сожалению, есть маленькие пташки, которым холодно и голодно зимой.
- Кто же эти пташки?
- Вот о них и писал в своём стихотворении «Поёт зима - аукает ... »
Сергей Есенин. (чтение стихотворения учащимися)
- Какими представлены воробышки в этом стихотворении?
- Чем можно помочь этим маленьким пташкам?
- А у Александра Яшина есть стихотворение, в котором он как раз вас об этом и просит: «Покормите птиц». (чтение стихотворения учителем)
з) - А кто еще кроме поэтов и писателей изображал в своих произведениях красоту зимней природы?
Каждое время года имеет свои особенности, но ни одно из них так не волшебно, как зима.
- Как же поэты в своих произведениях называют зиму?
- А теперь закройте глазки и шепотом произнесите слово «зима».
- Что каждому из вас представилось?
V. Творческая работа.
а) Работа по группам.
- Вы должны отгадать кроссворд. Отгадав его правильно, в выделенных клеточках вы прочтете слово. Будьте внимательны!
Кроссворд:
1. Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды – С первым снегом тут как тут! |
5. Запорошила дорожки, |
2. Бел как мел, С неба прилетел. Зиму пролежал, В землю убежал. |
6. Мчусь, как пуля, я вперед, |
3. Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей Превратился я в ручей. |
7. Растет она вниз головою, |
4. На спинке иголки, Длинные и колкие, А свернется он в клубок – Нет ни головы, ни ног. |
8. Ну и платье: Сплошь иголки, Его носят вечно... |
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Мягкие пушинки,
Милые…(снежинки)
- Какое же слово у вас получилось?
- А что такое снежинки?
- На что они похожи?
- Как вы думаете, есть одинаковые снежинки или они все разные?
- Давайте посмотрим. Закройте глаза и представьте свою единственную, самую красивую снежинку.
- Представили?
б) Индивидуальная работа.
Приготовьте бумагу, ножницы и каждый сделайте свою самую красивую снежинку. (Помните о правилах техники безопасности при работе с ножницами)
- Теперь поднимите снежинки и покажите.
- Есть одинаковые?
- Они все разные, ни одна не похожа на другую. И в природе все снежинки тоже разные.
– А что можно сделать из снежинок?
- Сегодня на уроке прозвучали произведения замечательных поэтов: Никитина, Сурикова, Некрасова, Пушкина, Тютчева, Есенина. Они помогли нам еще раз увидеть неповторимую красоту русской зимы.
VI. Итог урока.
- Что нового и интересного вы узнали на уроке?