Урок внеклассного чтения по теме "Волшебница-зима"

Разделы: Начальная школа


 Цели:
1. С помощью наблюдений и литературных произведений обобщить знания учащихся о зимних явления природы, об изменениях, происходящих в природе с наступлением зимы; показать неповторимую красоту русской «волшебницы».
2. Развивать устную речь, мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение, поэтическое восприятие природы.
3. Воспитывать интерес к художественной литературе; умение понимать, любить, ценить красоту и богатство родной природы; воспитывать доброе и заботливое отношение к животным.

Оборудование: книги с произведениями о зиме и зимних явлениях природы, картины с изображением зимнего пейзажа, кроссворды для работы в группах, бумага и ножницы для творческой работы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Вступительная беседа.

- Сегодня урок начнём с загадки:

Тройка – тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.

- Что же это за царица?
- А почему зима, а не лето или весна?
- Каким серебром она всё покрыла?

III. Сообщение темы урока
- Вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока, а тема у нас сегодня: «Волшебница - зима».
С помощью литературных произведений, ваших наблюдений мы обобщим знания о зимних явлениях природы, об изменениях происходящих в природе с наступлением зимы и поговорим о неповторимой красоте русской «волшебницы».

IV. Работа над темой урока.
а) - Зима наша очень разная, только приглядеться надо. Она и холодная, и с оттепелью, вьюжная и с капелью, снежная, да с солнцем.

 - А какая главная примета зимы?
- Какие ещё зимние явления природы вы знаете?
- А какие у нас три зимних месяца?
- Сейчас какой месяц?
- А что вы можете про него сказать?
Раньше люди наблюдали за явлениями природы, за изменениями происходящими в ней. И постепенно, с годами, эти наблюдения перешли в народные приметы, которые передавались из поколения в поколение и дошли до нас. Например, такие как: «Много снега – много хлеба». «Зима без снегу – не быть хлебу». «Декабрь зиму начинает, а год завершает».
- А вы знаете какие-нибудь приметы зимы?
б) - Сейчас зима только начинает вступать в свои права. Она еще борется с осенью.
- А вам хотелось бы, чтобы она скорей пришла, чтобы снега стало больше?
- А зачем, ведь зимой так холодно, сильные морозы?
- Сколько приятных впечатлений дарит нам зима! А сколько радости и веселья доставляют нам зимние забавы!
в) - Тогда давайте пригласим зиму к нам в гости, а чтобы она скорей пришла мы должны вспомнить отрывок из стихотворения  Ивана Саввича Никитина  «Встреча зимы». (чтение отрывка учащимися)
- Какие песни зима будет петь по лесам и степям?
- Что за мосты она построит по рекам?

г) - Ну вот, зиму мы пригласили, но какая же зима без снега. А чтобы снега было больше, нам поможет в этом стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Зима». (чтение отрывка учащимися)

- Каким представлен снег в стихотворении?
- С чем его сравнивает автор?
- В каких еще произведениях говорится о снеге?
- С чем его сравнивают другие авторы?
 - А с чем бы вы его сравнили?
д) – Как вы думаете, в лесу и в городе снег одинаковый? Чем отличается? 
В лесу тихо. Волшебница – зима очаровала, околдовала лес. Он стоит неподвижно, словно дремлет. Федор Иванович Тютчев написал об этом в своем стихотворении «Чародейкою Зимою».  (чтения стихотворения уч-ся)   - Как чародейка-зима изменила жизнь леса?
е)  - Ребята, а вы знаете, что в зимнем лесу есть свой хозяин, который очень внимательно следит за своими владениями.
- Кто же это? А как его называет Николай Алексеевич Некрасов
в своей поэме «Мороз, Красный нос»?
- Что же делает мороз-воевода в лесу?

ж) В этих произведениях видна вся красота зимнего леса. Мы с вами радуемся, любуемся этой красотой. Но, к сожалению, есть маленькие пташки, которым  холодно и голодно зимой.
- Кто же эти пташки?
- Вот о них и писал в своём стихотворении «Поёт зима - аукает ... »
Сергей Есенин.  (чтение стихотворения учащимися)
- Какими представлены воробышки в этом стихотворении?
- Чем можно помочь этим маленьким пташкам?
- А у Александра Яшина есть стихотворение, в котором он как раз вас об этом и просит: «Покормите птиц». (чтение стихотворения учителем)

з) - А кто еще кроме поэтов и писателей изображал в своих произведениях красоту зимней природы?
Каждое время года имеет свои особенности, но ни одно из них так не волшебно, как зима.
- Как же поэты в своих произведениях называют зиму?
- А теперь закройте глазки и шепотом произнесите слово «зима». 
- Что каждому из вас представилось?

V. Творческая работа.

а) Работа по группам.
- Вы должны отгадать кроссворд. Отгадав его правильно, в выделенных клеточках вы прочтете слово. Будьте внимательны!
Кроссворд:

1. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!

5. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

2. Бел как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал.

6. Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня?...

3. Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.

7. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет.

4. На спинке иголки,
Длинные и колкие,
А свернется он в клубок –
Нет ни головы, ни ног.

8. Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно...

С неба падают зимою
И кружатся над землею
Мягкие пушинки,
Милые…(снежинки)

- Какое же слово у вас получилось?
- А что такое снежинки?
- На что они похожи?
- Как вы думаете, есть одинаковые снежинки или они все разные?
- Давайте посмотрим. Закройте глаза и представьте свою единственную, самую красивую снежинку.
- Представили?

б) Индивидуальная работа.

Приготовьте бумагу, ножницы и каждый сделайте свою самую красивую снежинку. (Помните о правилах техники безопасности при работе с ножницами)

- Теперь поднимите снежинки и покажите.
- Есть одинаковые? 
- Они все разные, ни одна не похожа на другую. И в природе все снежинки тоже разные.
– А что можно сделать из снежинок?
- Сегодня на уроке прозвучали произведения замечательных поэтов: Никитина, Сурикова, Некрасова, Пушкина, Тютчева, Есенина. Они помогли нам еще раз увидеть неповторимую красоту русской зимы.

VI. Итог урока.

- Что нового и интересного вы узнали на уроке?