Мастер-класс "Брак. Права и обязанности супругов" (11-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цель мастер -класса: получение обучающимися современных знаний в области семейного права.

Проведение мастер –класса преследует несколько задач:

  • Представление опыта работы по правовому обучению с компьютерной поддержкой.
  • Интерактивное обучение обучающихся с использованием метода формирования критического мышления, включающего 3 стадия: вызов, осмысление, размышление (рефлексия).
  • Приобретение обучающимися опыта работы с нормативно-правовой документацией.
  • Использованиетехнологии сотрудничества.

В формальной части проводится двухчасовое занятие.
В распоряжении участников мастер -класса : учебное пособие «Правоведение» под ред. Никитина А.Ф., рабочая тетрадь на печатной основе, Семейный кодекс, заявления на: а)заключение брака, б)оформления свидетельство о рождении ребёнка, в)заявление на расторжение брака.
Неформальная часть – состоит из нескольких сегментов:

  • фотогалереи «Из семейных альбомов»;
  • Поэтической антологии;
  • Библиотеки книг по семейному праву;
  • Рисунков обучающихся по теме.

 На мастер –классе предполагается свободное обсуждение проблематики мастер –класса – в соотнесении с текущей тематикой курса, а также на материале, выходящем за его рамки, в том числе, на основе лично пережитого опыта любви, или опытов, описанных в СМИ, литературе.

Обучающиеся должны знать, что:

  1. Семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;
  2. В Семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения семейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами.

Обучающиеся должны понимать, что такое:

  1. Семья.
  2. Брак.
  3. Брачный договор.
  4. Условия вступления в брак.
  5. Права и обязанности супругов.
  6. Договорной режим имущества супругов.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Объяснять назначение семьи.
  2. Раскрывать правовые основы семейно –брачных отношений.
  3. Аргументировать свои ответы.
  4. Высказывать свою точку зрения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, авторская презентация, авторское учебное пособие, Семейный кодекс, дидактический материал, фотогалерея семейных фотографий

Любить – это значит смотреть
Не друг на друга, а смотреть
Вместе в одном направлении
    А.де Сент -Экзюпери

1. Организационный момент.
Мотивационный момент: психологический настрой обучающихся на работу, представление гостей.
Обращение к фотогалереи.
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» - так начинается роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина». И сегодня на уроке мы попробуем научиться тому, чтобы наши семьи были счастливы.
- Назовите ваши ассоциации со словом «семья». Нарисуйте предмет, который, на ваш взгляд, олицетворяет семью.
Семья появилась ещё на заре возникновения человечества и остаётся до сих пор основной ячейкой общества. Меняются люди, меняется общество, но суть семьи практически не меняется.
Задание: прослушав историческую справку по оформлению семейных отношений на Руси, в России, постарайтесь ответить на вопросы:

  1. Почему столь живучим оказался институт семьи?
  2. Чем отличается Домострой от семейного законодательства 19,20 веков?
  3. Что такое семья?

Семья – это круг лиц, связанных между собой правами и обязанностями, вытекающими из зарегистрированного брака и родства.
Семья важна и дорога каждому человеку. Поэтому она находится под защитой государства. Государство охраняет и защищает семью с помощью Семейного кодекса РФ.
Семейный кодекс отвечает на вопрос, с чего начинается семья. Любое правоотношение возникает на основании юридического факта. Таким фактом является брак. Вот почему семья начинается с брака.

Брак - добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением определённых правил, с целью создания семьи.
Слово предоставляется заведующей ЗАГСа (она рассказывает об институте брака, Семейном кодексе, брачном договоре).
Задание: слушая выступление, ученики должны составить схему «Условия заключения брака»

-Каковы личные и имущественные права супругов?
Задание: работая с текстом Семейного кодекса РФ –ст.31-32 «Личные права и обязанности супругов» -выписываем в тетради отдельно права и обязанности супругов, с последующим комментарием.
Вывод:
В реализации своих личных неимущественных прав и обязанностей муж и жена равноправны.
-Работа обучающихся с текстом Семейного кодекса РФ, в части, где речь идёт об имущественных правах супругов: ст.33-44 .
Задание:
Что является совместной собственностью супругов?
-Если имущество приобретено до брака одним из супругов, будет ли это является совместной собственностью?
- Что такое законный режим?
-Что такое договорной режим?

Релаксация.

Практическая работа – составить брачный договор в рабочей тетради.
Анализ брачных договоров проводится присутствующим на уроке адвокатом или юристом.
Далее аукцион пословиц и поговорок, связанных с семьёй.
Чтение стихотворения Уткина И.П. «Типичный случай».
Несмотря на то, что большинство браков заключается по любви, не так редки случаи развода, распада семьи. И от этого страдают все члены семьи, особенно тяжело приходится детям.
-Каковы причины развода? (в разговоре участвуют все участники мастер -класса)
Составление схемы «Расторжение брака».

Задание: посмотрите статьи 19-21 Семейного кодекса РФ и поясните, когда брак будет расторгнут через суд, а в каких случаях расторжение произойдёт через органы ЗАГСа.
Далее ответы ребят комментирует работник ЗАГСа (она показывает бланки заявлений, рассказывает о процедуре расторжения брака, приводит данные по городу).

Заканчивая мастер –класс, обращается внимание на фотогалерею «Моя семья», в которой ребята показали рождение и жизнь своих семей.

Рефлексия.
- Что дал вам сегодняшний урок?
-Как вы понимаете эпиграф сегодняшнего урока?
Мне хочется, чтобы этот урок вам запомнился, ведь впереди у вас вся жизнь. Я надеюсь на то, что ваши семьи будут счастливы, вы найдёте человека, близкого вам. И поэтому сегодня я дарю каждому из вас небольшое пособие «Семейное право».
В заключении читается стихотворение Кочеткова А.С. «Баллада о прокуренном вагоне».

Приложение