Алданский детский дом для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ищет и находит современные подходы в воспитании и развитии наших детей. Семейная педагогика на деле реализует подготовку детей-сирот к самостоятельной жизни в обществе, укрепляет родственные узы, закладывает основы необходимых взаимоотношений в семье, успешно протекает адаптация, социализация и реабилитация ребенка в условиях семейного воспитания. Группы, в которых проживают дети, изолированы, по условиям проживания приближены к семейным, домашним. Вместе проживают братья и сёстры.
Современная гуманистическая педагогика фиксирует смещение акцентов в образовании, воспитании и развитии ребенка. Акцент делается на человеческие ценности: доброта, забота, внимание, красота окружающей жизни, среды, выбор достойной жизни в обществе. Наши педагоги имеют возможность использовать различные методы и технологии, включающие: в себя социально-психологическое, практико-ориентированное, коррекционно-компенсирующее обеспечение, а также культурологический аспект воспитания. Детский дом – культурообразующий центр. Его посещают и дети из семей (дни рождения, дискотеки, концерты, выставки на базе детского дома, тренажерный зал). Такая ситуация более благоприятна для детей-сирот не только в плане коммуникативных отношений, но и в плане их эмоционального развития. У них формируется чувство «хозяина», а не «гостя», чувство собственного достоинства и желание показать себя.
Мы активно включаем детей-сирот в работу учреждений дополнительного образования. Развиваем детей по 40 творческим и спортивным направлениям, используем Дом творчества, школу искусств, детскую спортивную школу, базу Алданской гимназии. Это обогащает эмоциональный и коммуникативный опыт детей, дает им возможность определить позицию своего «Я» в разных микросоциумах.
Подробнейшая хронология жизнедеятельности одной из групп семейного типа «Звездной» на протяжении 14 лет отражена не только в документах, но в видеофильмах и видеосюжетах и представляет ценный материал для системного представления о семейной педагогике в детском доме.
Кредо педагогов «Жить в гармонии, как со своим внутренним миром, так и с внешним, значит жить экологично». Педагоги являются духовными врачевателями детей, которые помогают освоиться в окружающей среде обитания, реализовать свой потенциал в жизни.
Накоплен объёмный аналитический, исследовательский и методический материал в виде ежедневников «Жизнь семьи», программ и методик, авторских разработок и наработок. Большое внимание уделено приоритетным направлениям деятельности: творческая социализация детей, социальный опыт воспитания и развития детей.
Педагогами разработан свой алгоритм воспитания и развития личности, основанный на знаниях индивидуально-психологических особенностей ребенка, выстраивается индивидуальный маршрут сопровождения и поддержки ребенка в семье. Ими созданы все условия духовно-нравственного воспитания и развития ребенка. Активно используются новинки психолого-педагогической литературы в социально-психологической и коррекционно-развивающей работе.
Успешно реализуются основы индивидуально-творческой педагогики, личностно-ориентированной педагогики, педагогики сотрудничества, содружества, сотворчества и соуправления детей и взрослых в адаптивной модели, включающей комплекс медико-психологического сопровождения и поддержки, социально-педагогического развития и социально-правовой защиты детей-сирот в возрасте от рождения до совершеннолетия.
На практике осуществлены основные принципы воспитания: принцип ориентации на социально-ценностные отношения; принцип объективности; принцип принятия ребенка как данности.
Педагоги проводят исследовательскую и опытно-экспериментальную работу по направлениям:
- условия семейного проживания в группе как залог успешной социализации детей-сирот;
- психолого-педагогическая диагностика;
- коррекционно – развивающие приемы и методы в работе с детьми.
Накоплены материалы, представляющие ежегодные сравнительные срезы в виде диаграмм роста духовно-нравственного развития детей.
Создана модель семьи, социально- педагогическая технология, адаптированная методика воспитания успеха через принятие на себя ответственности реализована в практике группы по семейному воспитанию.
«Я - концепция» педагога-воспитателя с новых позиций содержит в себе эффективные социально-педагогические технологии: социального выбора, воспитания через успех; принятие на себя ответственности; методики наращивания жизненных сил ребенка; укрепления здоровья и закаливания организма, допрофессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации.
В семейной группе воспитываются двадцать четыре ребенка в возрасте 8-16 лет. Социальный срез поступления детей таков: трое детей из районов Республики Саха (Якутия), остальные из Алданского района; круглых детей-сирот – 1, из семей, лишенных родительских прав – 23. Все дети обучаются в 2-9 классах.
1. Концептуальные цели и задачи семейного воспитания в группе.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений, это малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности. Основной целью действия семейной Программы развития на период 2008-2010 г.г. является воспитание достойного Человека, хорошего семьянина, благодарного своей семье, не забывающего о ней на протяжении всей жизни и поддерживающего связи с семьей, с новыми ее членами. Цель средняя: необходимо предоставить каждому ребенку возможность производить индивидуальный выбор образа жизни, научить производить этот выбор и находить способы реализации. Цель ближняя: формирование личности , которая бы приобретала в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойной Человека.
Задачи семейной Программы воспитания:
-принять ребенка в семье как равноправного члена;
-помочь ему адаптироваться в условиях новой семьи;
-помочь ребенку усвоить азы социально-бытовой ориентации;
-обеспечить ребенку постоянный психологический комфорт в семье, социальную защищенность, педагогическое сопровождение и поддержку на период взросления и становления;
-воспитать ребенка, адекватно реагирующего на жизненные явления;
-сделать ребенка счастливым;
-освоить окружающий мир, мир семьи;
-обеспечить постоянное и тесное общение с ребенком для его благополучного развития;
-воспитывать ребенка, осознающим свою национальность, учитывать половые особенности девочек и мальчиков.
2. Основные направления воспитания, развития и оздоровления как средство социализации детей, оставшихся без попечения родителей.
У всех детей есть возможность выразить себя в художественной деятельности. Так дети, когда захотят, всегда могут поиграть в кукольный театр, часто показывают перед дошкольниками сценки из сказок; детям созданы все условия для занятий по рисованию, пению, хореографии и музыке.
Досуговая деятельность развивается в связи с вводом Медиацентра, библиотеки, игрового зала, тренажерного зала, кружка «Умелочка», салона «Домовенок Кузя». Исподволь, незаметно для детей среднего возраста вводится и профориентация. Если раньше Слава Ж. не задумывался о профессии программиста, то сегодня он с увлечением ищет литературу о компьютерных программах, с желанием читает ее. Возможно, он и не выберет себе эту профессию, но свою роль его увлечение в расширении кругозора сыграет. Люда Б. , Аня М. , Олеся В. с большим удовольствием посещают кружок вокала. Большинство детей, как только выдается такая возможность, участвуют в фестивалях, конкурсах танцев, песен в районном Доме творчества, в ТЮЗе. Получают грамоты, призы. Старшие дети за руку ведут туда малышей. Духовное приращение детей на уровне высокой культуры - главное в воспитывающей деятельности семьи.
В своей работе воспитатели максимально отталкиваются от научной программы «Коррекционная работа в школах-интернатах» Худенко. Такая работа ведется систематически, воспитатели едины в своих требованиях.
Огромное значение в воспитании в группе придается оздоровлению, укреплению здоровья, лечебной педагогике, настроям Н.Г.Сытина. Осуществляется тесная связь с медицинской службой детского дома. Кроме этого, в группе систематически проводятся часы релаксации, прослушивание спокойной инструментальной музыки, голосов природы (пение птиц, шум прибоя, водопада), активно применяются методы народной педагогики, семейные традиции, способствующие укреплению здоровья.
На примере Юли П., девочки с ограниченными возможностями, прослеживается успешность решения воспитательной задачи семейной группы. Индивидуальный подход, постоянное внимание к психологическому комфорту девочки, наблюдение и активная помощь в укреплении здоровья сотворили чудо: девочка «гадкий утенок» постепенно превращалась в уверенную в себе девушку с желанием претворить в жизнь свою мечту. И она это сделала! Юля целеустремленно выбрала себе любимую профессию, смогла адаптироваться в совершенно незнакомом коллективе в училище, она самая первая открыла для выпускников Алданского детского дома туда двери и, достойно, с отличием закончив его, успешно поступила в финансовую академию. Юля первой из воспитанников Алданского детского дома проторила путь к получению высшего образования.
Осуществляется переписка с родственниками детей, что положительно влияет на них. Налажена почтовая связь с отдаленно живущими родственниками. На летние каникулы, праздники дети отпускаются в гости к родным, к знакомым, в семьи, где предварительно обследованы жилищные условия.
Традицией в группе стало празднование дня рождения, как самих детей, так и сотрудников. Дети с нетерпением ждут своего лучшего из дней года, ждут больше не из-за подарков, зная, что вся группа приготовит концерт, посвященный именно ему. Участвуют все. Дети уже сами готовят сюрпризы даже для нас, взрослых, в виде сценок, концертных номеров. Для них большая радость доставить удовольствие имениннику, и, хотя нет шикарных подарков, тепло, душевная близость очень согревают сердечки именинников. Даже подарки - это что-то из своих личных безделушек, игрушек. Затем чаепитие с приготовленными постряпушками. Воспитатели умело направляют процесс проведения праздника: здесь и продуманный сценарий, в котором игры, конкурсы перемежаются с концертными номерами, награждением и теплые слова, сказанные ему - единственному и неповторимому. Вновь поступивший Коля Б. был приятно удивлен такими традициями. Ну, а день рождения группы дети и вовсе не обойдут стороной. Обязательно исполнят музыкальные и танцевальные номера, сценки из жизни группы, дети порадуют и повеселят всех присутствующих.
3.Семья «Звездная» как педагогическая мастерская воспитателя.
И это действительно так. За 15 лет работы в группе накоплен большой опыт работы, наработаны новые подходы, методы в воспитании и развитии детей.
В ходе работы воспитателями создана педагогическая мастерская - это книги (наличие научной, методической и художественной литературы, педагогических изданий о воспитании детей), комплекты сценариев форм воспитательной работы, передовой опыт воспитания, видеотека, фотоальбомы, игротека, документация педагога-воспитателя, планы и программы работы на полугодие, материалы психолого-педагогической диагностики (игры, тесты, анкеты). Накоплен большой исследовательский и дневниковый материал в виде ежедневников «Жизнь семьи». Мы на протяжении многих лет ведем видеолетопись значимых для семьи событий и дел. Это помогает в последующей аналитической и прогностической деятельности, направленной на перспективу.
Главными функциями семьи являются наряду с воспитательной, оздоровительной и охранно-защитная функция. В группе заведен журнал по технике безопасности и противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, проводятся регулярные занятия по утвержденным программам.
4. Духовно-нравственное приращение к культуре, к социуму, к обществу.
Климат семейного воспитания в группе теплый, психологически комфортный, создан уют, дети расселены по возрастным категориям, а также учитывается и желание детей, кто с кем желал бы жить бок-о-бок.
В группе строго соблюдается режим семейной жизни. Дети четко представляют себе занятость по дням недели и в течение дня.
Большим подспорьем в работе воспитателя является книга «Путешествие в страну Добродетелей». Дети сами выбирают себе какую из добродетелей они будут укреплять в себе всю неделю, выписывают слова, помогающие им в этом. Так твердость характера выбрали себе, познакомились с рекомендациями, как отучиться от курения, старшие девочки, когда решили бросить курить. Сначала они заинтересовались сообщением о том, что овес помогает ослабить тягу к курению, затем пришли к выводу, что им не хватает твердости характера.
В первые годы становления «Звездной» очень помогла программа « STAR”, успешно формирующая у детей взятие ответственности на себя. Она актуальна и сегодня.
По аналитическому дневнику развития Юли П. можно проследить весь путь ее становления как Человека с момента поступления в группу и до выпуска из стен Алданского детского дома. И сегодня прослеживается Юля воспитателями, как студентка, как мама, воспитывающая ребенка.
Все выпускники группы, уже будучи взрослыми (а им уже за 20 лет), с благодарностью отзываются о своем родном детском доме, группе, где они росли и воспитывались. У них сложились в большинстве своем свои семьи, родились дети. Шура Н., Фая Ф., Галя Щ., Славяна Н., Галя Щ. вышли замуж, у них родились здоровые желанные дети. Они работают, нашли свое место в жизни, любимую работу, дом, семью. Шура и Славяна пишут своей сестре Наде Н. о своей жизни, вспоминают годы, прожитые в детском доме, как светлое время.
Традиционными стали встречи с бывшими воспитанниками семейной группы. Сестры Оля и Галя Щ., приезжая в г.Алдан по своим делам, обязательно навещают свой, ставший родным, дом, семью «Звездную», рассказывают на встрече с нынешними воспитанниками о своей жизни, делятся воспоминаниями о своем детстве в стенах детского дома, учат детей быть благодарными дому, сотрудникам, заменившим им мать и отца.
5. Условия семейного проживания как фактор социально-педагогического сопровождения.
Условия проживания в группе и режим семьи настолько комфортны, что домашние дети, иногда живущие в силу жизненных обстоятельств в группе, воспринимают ее как свою родную семью. Четыре года в нашей семье жила и обучалась в гимназии дочь егерей Амгинского заповедника Маша П. Окончив гимназию на «4» и «5», она поступила в московский вуз, закончила его и работает в настоящее время в одном из московских банков, иногда звонит. Зона ближайшего развития, социальная окружающая среда положительно влияет на наших детей: дети детского дома и дети гимназии активно общаются в учебе и внеурочное время, так Маша П. внесла огромный заряд положительного воздействия и развития в наших детей своей культурой и большим умственным трудом.
Дети нашей группы не видят разницы между собой и «домашними» детьми, настолько все приближено к домашней обстановке. Если ребенок голоден, а до ужина еще немало времени, он может спокойно поесть в столовой группы, аккуратно убрав за собой. В воскресные дни дети, при наличии продуктов, стряпают оладушки, блины, коврижки. Дети приучены к тому, что в комнатах ежедневно проводится влажная уборка, а раз в неделю - генеральная уборка и банный день. Мальчики стирают носки каждый вечер-это тоже обязательный элемент самообслуживания.
Жизнь в группе бурлит, не стоит на месте. В группе 24 детей, каждый занят своим делом: кто-то читает, кто-то играет в настольные игры (шахматы, домино), кто-то вяжет, а кто-то разгадывает сканворды, смотрит телепередачи и слушает музыку. Почти все дети охвачены каким-либо постоянным домашним поручением, за которое он ответственен.
С 2003 года наша группа вошла в структуру детского дома как спортивно-оздоровительная. В семейной группе проживают и воспитываются трое детей с ограниченными возможностями, а все остальные 21 ребенок активные приверженцы лыжного спорта. Условия, режим дня, окружающая психологическая атмосфера настолько позитивны, что наши юные спортсмены становятся профессионалами в этом виде спорта. Так они активно участвовали в республиканской Спартакиаде зимних видов спорта в марте 2007 года в г. Алдане, получив призы и награды. В 2008 году в феврале наши юные лыжники целый месяц жили в г. Спасск-Дальний Приморского края, где усиленно тренировались на лыжных трассах и приняли участие в региональных соревнованиях. И вновь они привозят оттуда Грамоты за подписью Фетисова, знаменитого хоккеиста, председателя Госкомспорта РФ, три Кубка и Золотую фигуру бегущего лыжника за первые места и памятные сувениры.
Таким образом, наши воспитанники расширяют не только свой кругозор знаний географии, но и на практике знакомятся, социализируются и адаптируются в незнакомом социуме, городе.
6. Психолого-педагогическая диагностика.
Та или иная педагогическая тактика должна быть связана не с тем, сколько лет исполнилось ребенку, а с тем на каком психологическом этапе он находится, какова степень его духовного, личностного и умственного развития. Поэтому свою работу мы начинаем наряду с изучением медицинской карты ребенка с его личным делом, а также с первого дня поступления ребенка в группу заводим аналитический дневник наблюдения за развитием ребенка. Брошюра «За годом год» Л.Наумова позволяет помочь понять многие глубокие психологические различия между детьми, объясняемые и возрастом. Она служит ориентиром. В семье имеются дети с девиантным поведением. Ни один случай отклонения в поведении, появления вредных привычек не остается без внимания. Каждый проступок обсуждается по горячим следам, не откладывая на потом. В ежедневнике группы выделена отдельная графа «поведение детей в ночное время», выявляемые случаи нарушения режима дня в отсутствие воспитателя, рассматриваются утром или днем, чтобы снежный ком нарушений не рос. Так дезадаптация Толи К. (16 лет) отражается, прежде всего, на детях группы. Мальчик совершенно лишен положительных ориентиров нравственного поведения, без внутренних ограничителей. Он находится под постоянным наблюдением воспитателей днем и помощника воспитателя ночью с фиксацией контроля в ежедневнике. С целью коррекции поведения Толи в самом начале его пребывания в семье заведена тетрадь дезадаптации, где фиксируются все его изменения в поведении и прилежании. С Толей используется принцип диалога и многоговорения. В кругу детей все обращения к его совести, душе бесполезны - он их пропускает мимо ушей, а вот один - на – один реагирует адекватно. Очень медленно и трудно, но дело сдвигается с мертвой точки, и Толя втягивается в орбиту семейного воспитания. Пошел заметный сдвиг в упорядочении характера Толи, он понял, что им занялись вплотную и серьезно. И он этого хочет сам, с ним никто не говорил в той жизни и семье, где ему было неуютно из-за пьянства матери. Коррекция поведения характера помогает ему успешно адаптироваться в детском доме. Сейчас он учится без пропусков и опозданий, прислушивается к замечаниям в поведении.
7. Коррекционные приемы и методы в работе с детьми.
Большое внимание в группе уделяется наставничеству старших детей над младшими. Вот яркий пример. Дезадаптация Даши К. проходит очень болезненно для нее. Девочка переведена из группы «Гранд». И так же, как брат Толя, она не контролирует свои эмоции, поступки. Она из тех детей, которые сначала сделают, а потом уже думают. Вот и у Даши далеко не ладились взаимоотношения с другими членами группы. Даша К. в том возрасте, когда важную роль в становлении личности ребенка играет общение со сверстниками. Взаимоотношения с детьми и взрослыми в условиях ее семьи не было нормальным. И теперь это нужно корректировать, поправлять, оздоровлять ее надорванную скандалами, тяжелыми сценами пьяных родителей раненую детскую душу правильным, позитивным общением, душевными разговорами и советами. Решили временно поселить Дашу с младшими детьми. Через неделю Дашу нельзя было узнать. Во-первых, она благодарила нас, взрослых, за свою радость, хорошее настроение. Даша сама изъявила желание шефствовать над Вовой В. - дошкольником. Это желание проявить заботу и внимание к другому, хоть и маленькому человечку, совершенно преобразило девочку. С ее лица не сходит улыбка, глаза заблестели, она почувствовала себя ответственной за себя и другого. Это повышает самооценку девочки, она старается стать лучше, чтобы быть примером для своего подопечного.
Жизнь с младшими детьми, требующими ухода, внимания, ласки, обогащает не только взаимоотношения самих детей, но и окружающих их людей. Дети учатся заботиться о других, их сердца откликаются на любую просьбу о помощи, они растут неравнодушными.
Старшие мальчики, ученики 8 класса, делятся своими знаниями по основам безопасности жизнедеятельности с младшими детьми.
Очень помогает в коррекционной работе методика О. В. Хухлаевой «Лесенка радости». Дети в игровой форме легко воспринимают все навыки, учатся выражать свои чувства. Невозможно видеть такую картину - один ребенок рисует. Если начал рисовать один, то обязательно вокруг собираются остальные пол - группы и нужно обязательно обеспечить их всеми принадлежностями. Дети рисуют много и охотно, причем краски у них все радостные, цветные, что говорит об их эмоциональном настроении. Дети активно участвуют в выставке рисунков «Вдохновение» в детском доме к праздникам в день Святого Валентина, Дню Защитника Отечества, 8 марта – Международный женский день.
Дети в семейной группе «Звездная» воспитываются ободряющим словом, на примерах справедливости, растут, одаренными душевным теплом, вниманием, заботой старших о младших, дружбой. И выходят в большинстве своем в жизнь подготовленными, коммуникабельными, социально - защищенными и востребованными обществом!
Таким образом:
- Улучшился уровень воспитанности и развития детей;
- Улучшилась спортивно – оздоровительная работа;
- Достигнут 100% охват занятости детей во внеурочное время сферой дополнительного образования;
- Улучшились взаимоотношения между детьми, педагогами и детьми;
- Создан психологически комфортный микроклимат в группе;
- Повысился общий культурный уровень педагогический деятельности воспитателей;
- Повысился уровень психолого-педагогической компетентности педагогов (прежде всего коммуникативный и конфликтный).
На празднике «За честь детского дома» по итогам года дети были награждены в 6 номинациях: «Лучшие в учебе», «Искусство и творчество», «Научные достижения», «Олимпийские резервы», «Золотые руки», «Горячее сердце». В семье хранятся фотолетописи и портфолио достижений с многочисленными грамотами, похвальными листами, сертификатами, дипломами за успехи в различных областях учебы, художественного творчества, спорта, музыкального искусства.
Рефлексия детей группы «Звездной» по теме:
Мой дом – моя семья. (Из сочинений и отзывов детей семьи «Звездная»)
У нас добрые воспитатели. Наша семья самая лучшая. (Наташа М. 14 лет.)
Я и мои братья живем все вместе в семье «Звездной». Мне здесь нравится, потому что со мной брат Асияр. В этом доме я нашел свой уголок, и сейчас мне стало лучше, потому что у меня все есть: друзья, крыша над головой… (Евгений Н. 14 лет.)
Поначалу мне не нравилось, плакал, а потом пожил семь дней и привык. Мне нравятся воспитатели и няни, они обращаются с душой. Я стал учиться хорошо, здесь всегда помогут в чем надо… (Дима Л. 16 лет.)
Мне здесь нравится, у нас хорошие дети, хорошие воспитатели. Мне нравятся всякие праздники в семье. Мы накрываем большой стол и задуваем свечи на праздничном торте, как это было на 10-летнем юбилее нашей семьи. (Женя Х. 12 лет.)
Мне бы хотелось повторить такой праздник, когда нам будет 15 лет. А когда я выпущусь, я пожелаю всем дожить до 100 лет! (Надя Н. 15 лет.)