« Я знаю, что деревьям, а не нам
Дано величье совершенной жизни.
На ласковой земле, сестре звёздам,
Мы - на чужбине, а они в отчизне».
Н. Гумилёв.
Ход занятия
Учитель: «Нету леса – посади, мало леса – не руби, много леса береги» - хорошая мудрая пословица, и всем нам необходимо помнить ее, думая о нашем завтрашнем дне.
Кто не испытывал на себе благоприятное влияние леса, не черпал в нем физической и духовной силы! Красочность, величие и богатства наших лесов пробуждают в нас эстетические чувства. «Леса учат человека понимать прекрасное», - эти замечательные слова принадлежат А.П. Чехову. И действительно, Именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величавая красота природы. Писатели, художники, композиторы, люди разных специальностей находят в лесу источник вдохновения.
Никогда прежде живая природа так не нуждалась в защите человека, как сегодня. Особая роль в этом всенародном деле принадлежит искусству. Общеизвестна огромная сила его эмоционального воздействия на сердца людей. Среди художников разных эпох были певцы родной природы.
Блестящим знатоком русского леса был Иван Иванович Шишкин.
Дремучие северные леса окружали городок Елабугу на берегу Камы. Елабуга была как бы заключена в кольцо безграничных синих лесов. Здесь, в 1832 году родился Иван Иванович Шишкин – живописец лесов и долин. Еще мальчиком, несмело пробующим силы в рисунке, полюбил Шишкин лес и пронес эту любовь через всю жизнь. Начав свое художественное образование в Московском училище живописи, он затем продолжал его в Академии художеств в Петербурге.
В 1875 году Шишкин был направлен Академией в Сестрорецк писать окрестные пейзажи. Мрачная и величественная природа с ее огромными лесами и дубовыми корабельными рощами, расположенными на берегу моря, всецело захватила художника. Шишкина поразили громадные дубы, посаженные по приказу царя Петра на берегу моря.
В рисунках, сделанных Шишкиным во время его пребывания в Академии, сказался величайший мастер.
За этюды масляными красками Шишкин позднее получает все академические награды и отличия.
В 1860 году Шишкин получает большую золотую медаль и творческую командировку за границу. За написанную там картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (см. приложение 1, рис. 1). Художнику присваивается звание академика.
Современники назвали Шишкина «лесным богатырем». В этих словах и дружественная шутка и почтительное восхищение. Действительно, никто из русских пейзажистов, кроме Шишкина, не мог с таким мастерством и размахом воплотить в живописи мощь и красоту русского леса. До конца дней неутомимый «царь леса» как его звали часто, с альбомом и карандашом в Куках вышагивал многие версты в лесной чаще. Найдя интересный лесной уголок, Шишкин располагался в нем по-хозяйски. Он расчищал кусты, бережно сгибал в сторону деревья, если они мешали ему видеть облюбованный пейзаж. Потом художник деловито устраивал себе сиденье из веток и мха, делал тут же простой удобный мольберт и располагался как дома.
На картинах Шишкина мы видели то ранее утро в лесу после ночной бури, то бескрайние просторы полей с убегающей к горизонту тропинкой, то тенистый полумрак лесной чащи.
Ученик 1: Первым крупным полотном Шишкина была картина «Рубка леса». Затем последовал целый ряд картин, обогативших золотой фонд русской живописи (см. приложение 1, рис. 2).
Ученик 2: Когда смотришь на картину «Сосновый бор», то живо представляешь себе художника, который после долгих блужданий по лесу вышел наконец к ручью, огляделся вокруг и на столько увлекся увиденным, что с любовью перенес на холст все, что окружало его, не забыв даже самой травинки. Как увидел так и изобразил.
Словно хотел сказать людям: «Я нашел этот чудесный уголок – порадуйтесь и вы ему».
Вот так ничего и не придумывать, а до малейших подробностей передавать жизнь леса, реки, долины стремился Шишкин.
Сам художник как будто стоит в стороне, не мешая зрителю любоваться красотой леса. Но всем своим строем картина вызывает образ художника, который просто, по человечески, по-народному любит лес и его обитателей (см. приложение 1, рис. 3).
Ученик 3: Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор.
Эпиграфом к картине звучат эти строки Некрасова. Да и для самого художника родная природа была «врачующей». Картину «Рожь» Шишкин рисовал после смерти близких и горячо любимых им людей – жены и сына. Тогда художник забросил живопись, уединился, стал замкнутым. Но русская природа просторами своими, широтой своей врачевала раны его сердца. Когда знаешь это, особым значением пополняется вдруг картина.
Вот сосны во ржи, любимые шишкинские сосны. Здесь они совсем не такие, как в лесу. Там стояли они плечом к плечу, а здесь им приходится в одиночку принимать на себя удары ветра. Одни из них теряют свою стойкость, другие кроны, и все-таки они стоят вот уже много лет, стойкие и мощные.
Легко, свободно, солнечно написаны облака и дали. Каким зноем дышит весь пейзаж, аи как надо любить природу, чтобы так умело и тонко передать ее (см. приложение 1, рис. 4).
Ученик 4: Одной из самых популярных и любимых народом картин Шишкина является картина «Утро в сосновом лесу».
Впервые она появилась в 1889 году на передвижной выставке и была приобретена Третьяковым для его знаменитой картинной галереи.
«Утро в сосновом лесу» - это образ пробуждающегося леса. В воздухе ощущается утренняя прохлада, сквозь ветви деревьев проникают в лесную чащу первые лучи утреннего солнца, пробуждая лесных обитателей. Проснулись и страшные хозяева этой лесной глуши – медведи. Медведица впервые после зимней спячки вывела из берлоги трех медвежат. Как дети, резвятся молодые медвежата на глазах у матери. Двое уже взобрались на склонившееся с расщепленным концом дерево и затеяли там игру. Третий более слабый медвежонок, с опаской оглядываясь на глубокую яму обрыва и балансируя по стволу лежащего дерева, осторожно передвигается на задних лапах к своим «братьям».
Лесная глушь невольно связывается в нашем представлении с медведем. И не введи Шишкин в картине этих хозяев лесной глуши, она бы много потеряла. Медведей в картине нарисовал друг Шишкина художник Савицкий. Десятки тысяч людей с радостным волнением всматриваются в могучие стволы, с туман, пронизанный первыми лучами солнца, и не перестают любоваться картиной (см. приложение 1, рис. 5)...
Ученик 5: Таким же живописным чувством проникнута и другая его картина «Дождь в дубовом лесу». Надо было не только любить лес, но и породниться с ним, провести в нем детство, чтобы с такой убедительностью почувствовать и передать жизнь каждого дерева и жизнь среди этих деревьев. Умение донести до зрителя жизнь самой природы составляет замечательную сторону творчества Шишкина, объясняет многолетнюю любовь к нему со стороны народа. Вспоминая значительные собрания – «четверги» у Крамского, Репина рассказывает о таланте Шишкина – рисовальщика (см. приложение 1, рис. 6).
«Громче всех раздавался голос богатыря И.И. Шишкина, как зеленый лес, он заражал всех своим здоровым весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Не мало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Публика, бывало ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством, от такого грубого обращения автора выходит всё изящней и блестящей».
Ученик 6: Особо следует отметить известное полотно, навеянное мотивами стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком» (см. приложение 1, рис. 7).
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
И снится ей всё, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растёт.
Ученик 7: Характерным для творчества Шишкина произведением является картина «Лесные дали» (см. приложение 1, рис. 8), изображающая природу средней Руси с её холмами, лесными массивами, уходящими в бескрайнюю даль...
Ученик 8: Картина Шишкина «Ель» (см. приложение 1, рис. 9) созвучна со стихотворением Рождественского:
Под широкой темной ельюУченик 9: Живописный язык шишкинских пейзажей предельно точен и прост. Смотришь на небольшой этюд «Сосны, освященные солнцем», и вспоминаешь ласковое тепло летнего дня, когда так приятно бродить по лесу и вдыхать терпкий запах сосновой смолы и нагретой солнцем земляники (см. приложение 1, рис. 10).
Прошлогодней пахнет прелью.
И слоистою хвоей
Вместе с сыростью грибной.
Подойдешь ты к ней – иголки
Под подошвою скользят.
Ведь в обычаи у елки
Круглый год менять наряд.
Но зимою и средь лета,
Не меняет елка цвета,
В чаще сумрачной она
И свежа и зелена.
В тишине её навеса
Любо дождик переждать,
Всеми запахами леса
Грудью полною дышать.
В отношении Шишкина к природе было что-то народное, деловое, хозяйственное... Пожалуй, чаще всего в его картинах, встречается мотив мачтового соснового бора.
Ученик 10: С особой мощью звучит этот мотив в картине «Корабельная роща», написанной в 1898 году. Стройные, гордые великаны, вскинувшие к небу свои ярко-зеленые шапки, воспринимаются нами как символ уверенности и стойкой силы (см. приложение 1, рис. 11).
«Шишкинский» лес обладает одним замечательным свойством, он плотно затягивает нас в свои дебри. И жаркая песчаная опушка с побелевшим августовским мхом, и обмелевший ручей, вдруг юркнувший в чащу, и просторный сосновый бор, что прячет где-то невдалеке залитую солнцем поляну, - всё манит и обещает отдых и покой.
Как и все лучшее в творчестве Шишкина, картина эта навеяна родными елабужскими пейзажами. «Корабельная роща» была последней большой картиной художника.
Учитель: В местах, где работал Шишкин, до сих пор хранят память о нем полулегендарных рассказах, в названиях «Шишкинская сосна», «Шишкинский лес», «Шишкинская роща».
Картины Шишкина, изображающие русские леса, принадлежат к известнейшим произведениям нашего искусства. Они украшают музеи, воспроизводят в журналах, книгах, альбомах, а отдельных репродукциях. Знакомство с работами И.И. Шишкина дает возможность познать силу искусства, воплощающего природу, воспитать в себе любовь к ней. Мы должны беречь богатство и красоту лесов нашей Родины.
Литература:
- Агапов В.М. Художники на Валааме. – Петрозаводск: Карелия, 1978.
- Анисов Л. Шишкин. – М.: Терра, 1996.
- Савинов А.И. И. Шишкин. – М.: Иск-во, 1948.
- Алпатов. М.В., Ростовцев Н.Н. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. – М.: Просвещение, 1989.
- Кудинов И.П. Сосны освященные солнцем. – Барнаул: Алт. кн. из-во, 1981
- Захри С.Б. Лесной богатырь // Читаем, учимся, играем. – 2006. - №11. – С. 28-37.