Урок математики во 2-м классе с использованием здоровьесберегающих технологий

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формирование умения читать, записывать трёхзначные числа.

Задачи урока:

  1. 1) формировать умение читать, записывать, группировать, характеризовать трёхзначные числа;
    2) отрабатывать устные приемы сложения и вычитания трёхзначных чисел, формировать навык быстрого счета – сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.
  2. Развивать логическое мышление, пространственное, зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, математическую речь, творчество, а главное – познавательную активность на уроке.
  3. Содействовать в воспитании внимательного и уважительного отношения к окружающим, друг к другу, в воспитании культуры общения, поведения, прививать интерес к предмету, к окружающему миру.
Этапы урока Деятельность учителя Время Деятельность обучающихся
I. Организаци-онный момент. - Прозвенел звонок, начинается урок. А у нас с вами урок математики. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем успехов. И загадаем, чтобы от общения у всех остались только приятные впечатления, и что у нас всё получится. 1мин. Дети стоят около своих рабочих мест. После приветствия садятся.
II. Определение темы и цели урока.
(Презентация, слайд №1)

- Ребята, сначала определим, какова тема сегодняшнего урока. Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?
-Ребята, нас сегодня приглашают в лесную школу к Мудрой Сове. Наша цель, закрепить умение читать и записывать трехзначные числа. А ещё, я надеюсь, что Мудрая Сова нас научит чему-нибудь новому.
1мин. Ученики отвечают на вопросы учителя.
III. Устная работа. 1. Ритмичный счет

- Но сначала настроимся на математическую волну и приготовимся к путешествию.
100, 101, 102, 103,104, …110
130,129,128,127,…120
…,141,142,…,144,145,…
160, 161,…,163,164,…,166,167,…
(Счет прямой и обратный, через одно число, через два и т.д.)
1 мин. Обучающиеся во время счёта помогают себе хлопками.
2. Поиск чисел по числовой таблице

- Продолжим счет по числовой таблице.
(Презентация, слайд №2)
  1. от 100 до 105 – с широко раскрытыми глазами;
  2. от 110 до 105 – с прищуренными глазами;
  3. от 110 до 115 – прикрыв левый глаз;
  4. от 120 до 115 – прикрыв правый глаз.
2 мин. Дети считают и следят глазами по числовой таблице.
3. Характеристика трёхзначных чисел

- Вернемся к предыдущей таблице. (Презентация, слайд №1)
- Докажите, что это трёхзначные числа.
- Прочитайте числа в порядке возрастания, убывания.
- На какие группы можно разделить данные числа?
- Назовите нечетные числа, круглые числа.
- А теперь догадайтесь, какое число я задумала.
Это число двузначное, нечётное, больше 19, но меньше 23. Какое число я задумала? (21)
Почему, ведь «главные» сегодня трёхзначные? (сегодня 21 октября)
2 мин. Ученики отвечают на вопросы учителя.

Ребята записывают число в тетрадь.
4. «Зрительная дорожка»

– Ребята, Мудрая Сова нас совсем заждалась, только вот беда, дорогу в лесную школу я не знаю.
Но зато у меня есть вот эта схема:

- Я знаю, что нас может проводить один из этих сказочных героев, при условии, если мы поймём, кто. (Появляется Красная Шапочка)
1 мин. Ученики глазами прослеживают по дорожкам, определяют, к кому ведет дорожка от Мудрой Совы.
5. Зрительный диктант по числовой таблице, характеристика числа, запись этого числа

(Презентация, слайд №3)

- Ребята, Красная Шапочка говорит, что Мудрая Сова живет на цветочной улице, вот только номер дома она забыла. Из пустого окошечка 2 шага вверх, 3 шага налево, 1 шаг вниз, 2 шага направо, 3 шага вниз. (Поиск нужного числа – 125)

Энциклопедическая справка: (Презентация, слайд №4)
Надо отметить, что Совы не строят себе домики – гнезда, а захватывают чужие, оправдывая свое хищное происхождение.

- Какое это число, пожалуйтесь на него. (Запись числа в тетради)
3 мин. Ребята выполняют движения глазами в поиске нужного числа.

Один ученик даёт характеристику числа, дети записывают число в тетрадь.
IV. Отработка вычислительного навыка. 1. Решение примеров с переходами

- Ребята, мы отправляемся в путь. Дорога не простая – вычислительная. У вас на столах лежат карточки. Какое умение должны показать в пути? Напоминаю, вы решаете свой пример и переходите на свободное место.
4 мин. Ученики решают выражения на сложение и вычитание двузначных чисел в столбик по карточкам, при этом перемещаются по классу.
2. Игра «День-ночь»

- А вот и Мудрая Сова!
(Появляется Сова)
- Мудрая Сова считает, что в дороге мы немного устали. Она предлагает нам отдохнуть, поиграть в игру.
- Ребята, а как вы думаете, какое время суток больше всего любит Сова? Почему?

Энциклопедическая справка: (Презентация, слайд №5)
Совы плохо видят днем, так устроено их зрение, зато хорошо видят ночью. Но оказывается, что есть особые ястребиные совы, которые хорошо видят и ночью, и днем. Отлично видят и днём, и ночью полярные совы.
2 мин.  
- Вот и мы сейчас будем даже во сне считать.
600 – 200 + 500 + 50 – 10 – 300 + 100 – 40 = 600
- Мудрая Сова мне на ушко сказала, что пример необычный, особенный. Почему? (Все числа в выражении круглые и в результате вернулись к прежнему числу)
Ученики считают с закрытыми глазами и записывают ответ на индивидуальных досках.
3. Задачи от Мудрой Совы

(Презентация, слайды №6-8)

- Ребята, Мудрая Сова приготовила для нас задачи, хочет проверить наши знания.
  1. Белочка запасла на зиму 206 шишек с орехами, а грибов - 104. На сколько меньше собрала белочка грибов, чем шишек?
  2. В лесной школе у Мудрой Совы за прошлый год побывало 700 учеников, а за этот год на 140 учеников больше. Сколько учеников побывало в школе у Мудрой Совы за второй год?
  3. Мышата соревновались, кто дальше проплывет. Один проплыл 150 метров, а другой на 40 метров меньше. Сколько метров проплыл второй?
4 мин. Ребята записывают решение на индивидуальных досках.
V. Задачи на развитие внимания. Задачи на внимание от Мудрой Совы

(Презентация, слайды №9-12)

257   625   34   801   246
- Какое число было «лишнее», почему?

333   500   109   204   603
- Какое самое маленькое число было записано?

200   40   560   18   862
- Сколько трёхзначных чисел вы увидели?

102, 104, 106,…
- Какое число записали бы вместо точек? Почему?
(Вопрос звучит после закрытия каждого слайда)
2 мин. Ученики записывают число на индивидуальных досках.
4. Игра для Красной Шапочки

- Ребята, а Красная Шапочка очень хочет научиться играть в нашу любимую игру «Узнай число по хлопкам».
- Надо записать числа по хлопкам:
725   834   262   445
3 мин. Три человека играют роль сотен, десятков и единиц, остальные записывают число на индивидуальных досках.
Ребята, а сейчас вы узнаете, какое угощение приготовила для нас Мудрая Сова.
  • возьмите 3 букву от сотен первого числа;
  • 4 букву от единиц второго числа;
  • 1 букву от десятков третьего числа;
  • последнюю букву от единиц последнего числа.
- Какое угощение приготовила Сова? (М Ы Ш Ь)
- Вы довольны? (нет)
- Почему приготовила такое угощенье? (любит сама)
Дети записывают буквы, составляют слово.
5. Составление слова по числам. Поиск карточек по классу.

- Ребята, Мудрая Сова переживает за свою ошибку, просит прощения. Ведь это ее любимое лакомство.

Энциклопедическая справка: (Презентация, слайд №13)
Надо отметить, съедать мышей или другую для себя пищу Сове нужно в большом количестве. Масса пищи за день должна быть равной массе ее собственного тела. Иначе она не станет высиживать птенцов!
2 мин.  
- Ребята, наша Сова современная.
На прощание она шлёт нам SMS.
Что в нём, наша задача понять, так как оно зашифровано. Итак, внимание – шифр!
(Презентация, слайды №14-21)
  • (122 – м);
  • (405 – о);
  • (348 – л);
  • (214 – о);
  • (135 – д);
  • (329 – ц);
  • (550 – ы).
(Карточки с числами и буквами развешаны по классу)
- Какое слово получилось? (Молодцы)
Дети ищут цифровой вариант графической модели числа. Записывают буквы, находящиеся под числом на индивидуальную доску.
VI. Итог урока. - Ребята, я вас тоже хочу поблагодарить.
- Наше путешествие подходит к концу.
- Какие умения смогли показать сегодня?
- Какое задание вызвало у вас трудность?
- Какое задание особенно понравилось?
- Ещё раз всем спасибо, урок закончен.
1 мин. Ученики отвечают на вопросы.

Ученики встают.