Задачи урока:
- Формировать устные и письменные вычислительные умения и навыки решения примеров и задач.
- Учить объяснять выполнение алгоритма решений.
- Закреплять вычислительные навыки, полученные в начальной школе.
- Закрепить знания об оркестре русских народных инструментов.
- Ввести учащихся в сферу народного музицирования с целью воссоздать сам музыкально-созидательный процесс.
- Продолжить развитие слуха, памяти, ритмического чувства и других исполнительских навыков.
- Воспитывать культуру общения на уроке, аккуратность в оформлении работы в тетради.
Оборудование урока:
- учебники, тетради,
- картинки с изображением музыкальных инструментов, нот. (Приложение 1)
- индивидуальные карточки с заданием в виде инструментов. Задание аналогичное заданию, выполняемое в классе при коллективной работе.
- синтезатор,
- магнитофон,
- музыкальные инструменты: ложки, трещотка, свистульки, бубен.
- запись песни «Весеннее танго» (Приложение 2)
- справочный материал для учителя (Приложение 3)
- Самоанализ урока (Приложение 4)
Оформление доски:
23 ∙ 200 = ДО |
10 апреля. |
Картинки с изображением музыкальных инструментов |
План урока:
№ п/п | Этапы урока | Время в минутах |
1 | Музыкальное приветствие. | 1 |
2 | Оформление работы. Чистописание. | 2 |
3 | Сообщение темы и целей урока | 1 |
4 | Беседа о народных инструментах. | 7 |
5 | Выполнение заданий:
|
24 4 3 5 5 6 4 |
6 | Исполнение русской народной песни. Шумовой оркестр. | 2 |
7 | Итог урока. Оценки. | 2 |
8 | Домашнее задание. | 1 |
Итого по времени . |
40 |
Присутствовали: учителя начальной школы, учителя – предметники гимназии.
Ход урока:
1. Музыкальное приветствие.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте!
- Давайте поприветствуем наших гостей. Садитесь.
2. Оформление работы. Чистописание.
- Открываем тетради, оформляем работу.
- Сегодня мы в качестве чистописания прописываем цифру 10, т.к. 10 апреля.
О и 4, т.к. апрель месяц у нас четвертый.
3. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня у нас с вами необычный урок – урок музыки и математики. Мы будем не только выполнять математические задания, но говорить о русских народных музыкальных инструментах. И в процессе урока попробуем сами создать целый оркестр.
4. Беседа о русских народных инструментах. (Информация для учителя. Приложение 3)
- Без музыки люди не обходились никогда. Много веков подряд в деревнях пели и танцевали под немудрёные звуки самодельных инструментов. Хорошо пели деревенские парни и девушки, но ещё лучше звучала песня, если ей подыгрывали на балалайке. Редкая песня обходилась без пляски. А когда начинались у деревенской молодёжи пляски, без баяна или гармони, без балалайки вовсе нельзя было обойтись. Издавна люди объединялись и исполняли музыку вместе на разных инструментах. Так стали постепенно возникать оркестры.
В оркестре русских народных инструментов играют на балалайках, баянах, рожках, гуслях, домрах и других инструментах. На доске вы видите некоторые из них. Каждый из этих инструментов зазвучит на нашем уроке.
Но, чтобы это случилось, нужно выполнить задание:
- назвать инструмент,
- рассказать, из какого материала он сделан,
- определить группу оркестра, к которой он относится (духовой, ударный, струнный и т.д.)
Дети рассказывают о русских народных инструментах, рисунки которых висят на доске.
- А теперь сделаем так, чтобы эти инструменты зазвучали. Для этого нужно выполнить математические задания, написанные с другой стороны рисунка.
5. Выполнение заданий.
Этапы урока проводятся в зависимости от выбора детьми музыкального инструмента. После правильного выполнения задания звучит на синтезаторе звук выбранного инструмента.
а) Дудочка. Устный счет. Исполнение попевки.
На доске даны примеры для устного решения, ответы записаны на нотах.
23 ∙ 200 = ДО
5600 : 80 = РЕ
214 + 586 = МИ
800 – 467 = ФА
450 : 90 ∙ 50 = СОЛЬ
1000 : 25 ∙ 60 = ЛЯ
360 – (30 ∙ 4) = СИ
Одновременно раздаются 3 карточки-дудочки для индивидуальной работы. На обороте написаны примеры, их надо решать за время проведения устного счета.
Примеры:
34∙400=
8100:90∙50=
250+654=
1000-632=
1230-(50∙30)=
После решения всех примеров исполняется попевка про ноты.
б) Бубен. Решение уравнения.
х : 14 = 123- 53
(Одновременно раздаются 3 карточки-бубны для индивидуальной работы, на обороте написаны уравнения, их надо решить за время проведения этого задания Х*30=200-50).
в) Ложки. Геометрический материал.
Найди площадь прямоугольника,
если одна сторона равна 5 см, а другая в 2 раза больше.
1). 5*2=10 (см) – другая сторона прямоугольника
2). 5*10=50 (см) – площадь периметра
Ответ: 50 см2 площадь прямоугольника
(Одновременно раздаются 3 карточки-ложки для индивидуальной работы, на обороте написаны задания геометрического характера. Их надо решить за время проведения этого задания. Задание: чему равен периметр, если одна сторона равна 28 см, а другая в 7 раз меньше?)
Физкультминутка
(выполняются танцевальные упражнения под русскую народную музыку)
г ) Гусли. Решение примеров.
203*360+ 3136 : 56
1) 203*360=73080
2)3136:56=56
3) 73080-56=73074
(Одновременно раздаются 3 карточки-гусли для индивидуальной работы. На обороте написан пример 205*360 + 6800:200, его надо решить за время проведения этого задания).
д) Гармонь. Решение задачи. Стр. 201 № 902.
Краткая запись задачи:
Мука – 4560 кг по 80 кг
Крупа – 3840 кг по 60 кг
1) 4560:80=57(м) – муки
2) 3840:60=64(м) – крупы
3) 64-57=7(м)
Ответ: на 7 мешков с крупой больше, чем с мукой.
(Одновременно раздаются 3 карточки-гармони для индивидуальной работы, на обороте написана задача, её надо решить за время проведения этого задания.
Задание: реши задачу по краткой записи.
1 шкаф – 123 книги :
2 шкаф - ? на 177 книги больше }
е) Балалайка. Исполнение песни. (Приложение 2)
Весеннее танго.
Слова и музыка В.Миляева.1. Вот идёт по свету человек – чудак,
Сам себе печально улыбаясь.
В голове его какой-нибудь пустяк,
С сердцем видно что-нибудь не так.Припев:
Приходит время—
С юга птицы прилетают,
Снеговые горы тают,
И не до сна.
Приходит время –
Люди головы теряют.
И это время
Называется Весна!!!2. Сколько сердце валидолом не лечи,
Всё равно сплошные перебои.
Сколько головой о стенку не стучи,
Не помогут лучшие врачи.Припев повторяется.
3. Поезжай в Австралию без лишних слов,
Там сейчас как раз в разгаре осень.
На полгода ты без всяких докторов
Снова будешь весел и здоров.Припев повторяется.
6. Исполнение русской народной песни. Шумовой оркестр. Игра «весёлый музыкант»
- Вот мы и собрали наш оркестр. Теперь мы с вами исполним на этих инструментах русскую народную плясовую.
(Детям раздаются ложки, трещотка, свистульки, бубен)
7. Итог урока.
- О чём мы сегодня говорили на уроке?
- Что нового узнали?
- Чем занимались?
- Что понравилось?
8. Выставление оценок. Д/з. стр. 201, № 900, 903.