Потребность общества в личности, творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка, сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей – т.е. общего развития ребёнка.
Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
В законе РФ «Об образовании» говорится, что образование - единый целостный процесс воспитания и обучения. Главное удержать эту целостность во всех видах образовательной деятельности.
В век ускорения научно – технического прогресса объём необходимой учебной информации продолжает увеличиваться, а урокам труда отводится второстепенная роль, значительно уменьшилось количество учебных часов по предмету «Технология». Таким образом утрачивается триединая цель учебно – воспитательного процесса: обучение, воспитание и развитие.
Воспитание — это питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте с общечеловеческой культурой, а не вне её. Вот и я, на своих уроках, приобщаю учащихся к культурному наследию, воспитываю нравственные и эстетические качества личности через народное искусство, народные мотивы, декоративно-прикладное творчество.
Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качество, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальное, когда предполагается воспитание определённого «отдельного человека».
Цели нравственно - эстетического воспитания определяются по-разному, а я их определяю для себя в следующем, это раскрытие, развитие, реализация творческих способностей учащихся, формирование нравственно – эстетической, социально компетентной личности. Из этой цели вытекают следующие задачи:
- Способствовать становлению учащегося как будущего специалиста, семьянина, гражданина.
- Обеспечивать оптимальные условия для самореализации личности ориентированной на общечеловеческие ценности.
- Акцентировать внимание в воспитательной системе на перспективу, на будущее.
Для того чтобы данные цель и задачи были реализованы, я разработала программу «Фантазёры». Особенность её в том, что учащимся даётся большой выбор направлений и возможностей в творческой деятельности.
Программа «Фантазёры» разработана для учащихся 5-8 классов, представляет систему теоретического материала, практических знаний и умений, способствующих нравственно – эстетическому развитию и социализации личности, предоставляющих возможность в одном коллективе реализовывать себя в разных направлениях творческой деятельности. Блоки программы реализуется как на уроках, так и во внеурочное время, так как времени, отведённого для творчества федеральным учебным планом не достаточно. Данная программа реализуется на уроках ещё и за счёт времени, отведённого на раздел «Кулинария», так как в нашей школе нет условий для выполнения этого блока.
В учебную программу «Фантазёры» включены разные стороны бытовой культуры. Будущей хозяйке необходимо знать, как украсить свой дом. От правильной организации культуры быта, от воспитанности зависит благополучие семьи и домашнего очага (приложение 1).
Основные блоки, из которых состоит учебная программа:
1. Математическая вышивка – ИЗОНИТЬ. Изонить - доступный для детей вид искусства. Занятия изонитью воспитывают усидчивость, аккуратность, терпение, развивают абстрактное мышление и умение координировать внимание, глазомер.
2. Вышивка бисером, крестом, гладью - в процессе обучения учащиеся знакомятся с разными по технологии исполнения вышивками. Этот блок состоит из самостоятельных блоков, которые можно изучать как комплексно, так и по отдельности. Формируется устойчивый интерес учащихся к художественным ремеслам, развивается художественный вкус, фантазия, умение использовать компьютерную программу в учебных целях. Воспитывается аккуратность, внимательность, усидчивость, настойчивость при работе.
3. Вязание крючком - это занятие лечит от скуки и безделья и постепенно открывает целый мир рукоделия, художественного творчества, народных ремесел.
4. Выжигание по ткани (гильоширование) – прививает навыки культуры и труда, воспитывает аккуратность и внимательность во время работы, развивать координацию движения рук, эстетический вкус.
5. Формообразование – литьё из гипса, ориентирован на развитие творческих способностей учащихся, на формирование у учащихся трудовых умений и навыков при отливе простых форм из гипса, на познание и поддержание народных традиций, развития умений и навыков в росписи объемных форм.
6. Мягкая игрушка - особенность заключается в том, что в этом блоке закрепляется не только изученный материал, но и изучаются обычаи и традиции разных народов, что очень важно в наше время.
Условия реализации программы.
Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими уроками, на которых проводятся беседы, демонстрируются иллюстрации. Образцы. Предлагаются схемы изготовления. Дети ведут поисковую деятельность по заданной теме.
Программой предусматривается последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала. Практическая работа проводится в специально оснащённых учебных мастерских.
Формы контроля.
В начале каждого занятия обсуждается объём работы, который нужно выполнить на данном уроке. Если учащийся полностью справляется с заданием урока, то можно поставить промежуточную оценку. Отдельные работы учащимся разрешается заканчивать дома.
Важным итоговым этапом занятий является просмотр. Итог подводит руководитель, выставляет оценки или даёт устную характеристику каждой работе.
Однодневные выставки проводятся после окончания каждого занятия с целью обсуждения.
В конце года организуется выставка выполненных учащимися практических работ, проводится обсуждение выставки с участием учащихся, педагогов, родителей.
Учебно – тематическое планирование.
Класс |
Наименование этапа |
Общее количество часов |
Количество часов |
|
На уроке |
На кружке |
|||
5 |
Техника безопасности на уроке, занятии Изонить Формообразование Мягкая игрушка (куклы) Вышивка крестом Работа над проектом |
2 14 8 16 18 27 |
1 4 2 4 4 3 |
1 10 6 12 14 24 |
6 |
Техника безопасности на уроке, занятии Мягкая игрушка (животные) Вышивка крестом, бисером Выжигание по ткани Работа над проектом |
2 16 26 20 30 |
1 4 6 4 6 |
1 12 20 16 24 |
7 |
Техника безопасности на уроке, занятии Вышивка бисером, плетение из бисера Выжигание по ткани Вязание крючком Лоскутная пластика Работа над проектом |
2 18 24 26 14 30 |
1 4 4 6 4 6 |
1 14 20 20 10 24 |
8 |
Техника безопасности на уроке, занятии Плетение из бисера Вышивка различными видами глади Вязание крючком Лоскутная пластика Работа над проектом |
2 22 28 22 14 34 |
1 4 8 6 4 5 |
1 18 20 16 10 29 |
Реализация программы на протяжении трёх лет дала следующие результаты:
- Успехи, достигнутые детьми, создают положительное к ним со стороны сверстников, отношение.
- Уровень работ, представленных на выставки, с каждым годом всё выше.
- Проведённое анкетирование «Оцените ваше состояние после урока или занятия» показало, что 87% учащихся оценивают своё состояние после урока как комфортное, чувство удовлетворения, «доволен достигнутым результатом».
Обобщая выше сказанное, следует отметить, что воплощение программы «Фантазёры» благотворно влияет на развитие творческих достижений учащихся, устойчивого интереса к предмету, расширяет кругозор, знакомит с творческим наследием и воспитывает нравственно – эстетические качества личности. Считаю, что данная программа благотворно влияет на подрастающее поколение. Учитывая высокий показатель и результативность данной программы, считаю необходимым разработать и внедрить подобную программу для старших школьников 9-11 классов.
Хочется закончить словами В. А. Сухомлинского «Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка. В воспитании всё главное – и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока…»
Используемая литература:
- С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова. Методическое основы преподавания декоративно прикладного творчества. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Л. В. Куцакова Конструирование и художественный труд. Программа и конспекты занятий. - М.: 2007.
- Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения. –М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервис школа, 2005.
- Технология: Учебник для учащихся 5-8 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). Под редакцией В.Д. Симоненко. – М., Вентана – Граф, 2001.
- журнал «Внешкольник», «Школа и производство».
- https://urok.1sept.ru