Цель урока:
- знакомить учащихся с различными явлениями природы;
- развивать логическое мышление, воображение,наблюдательность;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: презентация Power Point; карточки.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Доброе утро, ребята! Говорят, как начнёшь день таким он будет до вечера. Так пусть же сегднешний день будет плодотоворным, полным незабываемых встреч и событий.
II. Прогноз погоды.
(На фоне музыки, из прогноза погоды, дежурный ученик сообщает о погоде на данный день)
III. роверка домашнего задания.
-О чём мы с вами говорили на прошлом уроке?
На прошлых уроках мы с вами отметили, что вода главное вещество в природе. И неслучайно эпиграфом нашего урока взяты слова французского лётчика, писателя, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды,
(Слайд 1)
Антуана де Сент Экзюпери: « У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»
1. Почему вода главное вещество?
Но прежде, чем мы ответим на вопрос, 3 человека поработают по индивидуальным карточкам.
КАРТОЧКА 1.
Перечислите свойства воды.
КАРТОЧКА 2.
Составь схему «Круговорот воды в природе»
КАРТОЧКА 3.
Состояние воды |
Причины различных состояний воды. |
1.________________ 2._______________ 3._______________ |
_______________________________ _______________________________ _______________________________ |
2. Давайте вспомним свойства воды.
Ответы учеников:
а) Вода в твердом состоянии легче , чем в жидком.
- Докажите.
б) Способна находиться в трёх состояниях в природе и переходить из одного состояния в другое. (Слайд 2)
Дома вам было задано выполнить практическую работу. Провести опыт с кастрюлей. Кто может рассказать.
(Вывод: мы наблюдали круговорот в кастрюле с закрытой крышкой, стоящей на горячей плите)
3. А как же в природе происходит круговорот воды?
(Слайд 3)
Давайте подведём с вами итог домашнего задания: итак в природе постоянно в два этапа происходит круговорот воды. Непрерывно и днём, и ночью происходит испарение воды в атмосферу и возвращение её из атмосферы в виде разных осадков.
4. Назовите мне свойства воды, без которых невозможен круговорот.
- бывает в трёх состояниях;
- легко переходит из одного состояния в
другое;
Вот с этими свойствами связаны многие природные явления, о которых мы сегодня поговорим.
IV. Работа над новым материалом.
1. Сообщение темы и целей урока. ( Слайд 4)
Тема нашего урока: «Вода в природе. Туман, облака, осадки».
И сегодня мы должны выяснить, как в природе образуются и туманы, и облака, и осадки.
2. Объяснение нового материала.
Послушайте загадку и вы поймёте, о чём мы сейчас будем говорить. (Слайд 5)
- А что такое туман?
Откройте свои толковые словари и прочитайте объяснение.
- А кто из вас знает, как образуются туманы?
Откройте учебники на с. 81 и прочитайте о том, как образуются туманы.
Туманы — обыкновенное явление природы. Неожиданным для вас может оказаться то, что они - могут быть очень полезны людям.
Туманы используют в сельском хозяйстве, чтобы спасти посевы, защитить их от холода. Как только передадут по радио, что ожидаются заморозки, на полях и в садах люди начинают разжигать костры. Вокруг дымовых частиц собираются капельки воды и образуется туман. Он, как тёплое покрывало, защищает посевы от холода.
- Может быть чьи - нибудь родители, таким образом, спасали свой сад или огород?
ФИЗМИНУТКА.
- Переверните страничку, что вы видите на рисунке?
- А что такое облака?
Рассказ учителя. (слайд 7-11)
- Можем ли мы описать формы облаков?
Все ли облака находятся на одной и то же высоте над поверхностью Земли?
И так облака имеют самую разнообразную форму и находятся на самой различной высоте
Вот об этом нам сейчас и расскажут ребята из клуба «Мы и окружающий мир».
Сообщения детей . (Слайд 12)
В подарок дарят буклеты. (Приложение [2])
- Посмотрите в окно, есть ли на небе облака похожие на те, что мы видим в учебнике и на доске?
Ребята, есть ещё явления природы связанные с водой. Отгадайте загадку.
(Слайд 13)
- Что такое роса?
- Давайте прочитаем, при каких условиях образуется роса.
Чтение вслух с. 83.
А о каком природном явлении сейчас пойдёт речь? (Слайд 14) (Иней)
Прочитайте, при каких условиях образуется иней.
Сегодня на уроке мы с вами познакомились с природными явлениями, связанными с особыми свойствами воды.
3. Закрепление изученного материала.
Вопросы с.84.
V. Итог урока:
- Что нового узнали на уроке?
- Какие виды осадков бывают в вашей местноти?
VI. Задание на дом:
С. 81-84, ответить на вопросы.
Используемая литература:
- О.Н. Федотова. Наш мир знакомый и загадочный. Хрестоматия.
- Рисунки с сайта urok.1sept.ru