Мультимедийный урок в 3-м классе по теме "Вода в природе. Туман, облака, осадки" (УМК "Перспективная начальная школа")

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • знакомить учащихся с различными явлениями природы;
  • развивать логическое мышление, воображение,наблюдательность;
  • воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: презентация Power Point; карточки.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Доброе утро, ребята! Говорят, как начнёшь день таким он будет до вечера. Так пусть же сегднешний день будет плодотоворным, полным незабываемых встреч и событий.

II. Прогноз погоды.

(На фоне музыки, из прогноза погоды, дежурный ученик сообщает о погоде на данный день)

III. роверка домашнего задания.

-О чём мы с вами говорили на прошлом уроке?

На прошлых уроках мы с вами отметили, что вода главное вещество в природе. И неслучайно эпиграфом нашего урока взяты слова французского лётчика, писателя, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды,

(Слайд 1)

Антуана де Сент Экзюпери: « У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»

1. Почему вода главное вещество?

Но прежде, чем мы ответим на вопрос, 3 человека поработают по индивидуальным карточкам.

КАРТОЧКА 1.

Перечислите свойства воды.

КАРТОЧКА 2.

Составь схему «Круговорот воды в природе»

КАРТОЧКА 3.

Состояние воды

Причины различных состояний воды.

1.________________

2._______________

3._______________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

2. Давайте вспомним свойства воды.

Ответы учеников:

а) Вода в твердом состоянии легче , чем в жидком.

- Докажите.

б) Способна находиться в трёх состояниях в природе и переходить из одного состояния в другое. (Слайд 2)

Дома вам было задано выполнить практическую работу. Провести опыт с кастрюлей. Кто может рассказать.

(Вывод: мы наблюдали круговорот в кастрюле с закрытой крышкой, стоящей на горячей плите)

3. А как же в природе происходит круговорот воды?

(Слайд 3)

Давайте подведём с вами итог домашнего задания: итак в природе постоянно в два этапа происходит круговорот воды. Непрерывно и днём, и ночью происходит испарение воды в атмосферу и возвращение её из атмосферы в виде разных осадков.

4. Назовите мне свойства воды, без которых невозможен круговорот.

- бывает в трёх состояниях;
- легко переходит из одного состояния в другое;

Вот с этими свойствами связаны многие природные явления, о которых мы сегодня поговорим.

IV. Работа над новым материалом.

1. Сообщение темы и целей урока. ( Слайд 4)

Тема нашего урока: «Вода в природе. Туман, облака, осадки».

И сегодня мы должны выяснить, как в природе образуются и туманы, и облака, и осадки.

2. Объяснение нового материала.

Послушайте загадку и вы поймёте, о чём мы сейчас будем говорить. (Слайд 5)

- А что такое туман?

Откройте свои толковые словари и прочитайте объяснение.

- А кто из вас знает, как образуются туманы?

Откройте учебники на с. 81 и прочитайте о том, как образуются туманы.

Туманы — обыкновенное явление природы. Неожиданным для вас может оказаться то, что они - могут быть очень полезны людям.

Туманы используют в сельском хозяйстве, чтобы спасти посевы, защитить их от холода. Как только передадут по радио, что ожидаются заморозки, на полях и в садах люди начинают разжигать костры. Вокруг дымовых частиц собираются капельки воды и образуется туман. Он, как тёплое покрывало, защищает посевы от холода.

- Может быть чьи - нибудь родители, таким образом, спасали свой сад или огород?

ФИЗМИНУТКА.

- Переверните страничку, что вы видите на рисунке?

- А что такое облака?

Рассказ учителя. (слайд 7-11)

- Можем ли мы описать формы облаков?

Все ли облака находятся на одной и то же высоте над поверхностью Земли?

И так облака имеют самую разнообразную форму и находятся на самой различной высоте

Вот об этом нам сейчас и расскажут ребята из клуба «Мы и окружающий мир».

Сообщения детей . (Слайд 12)

В подарок дарят буклеты. (Приложение [2])

- Посмотрите в окно, есть ли на небе облака похожие на те, что мы видим в учебнике и на доске?

Ребята, есть ещё явления природы связанные с водой. Отгадайте загадку.

(Слайд 13)

- Что такое роса?

- Давайте прочитаем, при каких условиях образуется роса.

Чтение вслух с. 83.

А о каком природном явлении сейчас пойдёт речь? (Слайд 14) (Иней)

Прочитайте, при каких условиях образуется иней.

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с природными явлениями, связанными с особыми свойствами воды.

3. Закрепление изученного материала.

Вопросы с.84.

V. Итог урока:

- Что нового узнали на уроке?

- Какие виды осадков бывают в вашей местноти?

VI. Задание на дом:

С. 81-84, ответить на вопросы.

Используемая литература:

  1. О.Н. Федотова. Наш мир знакомый и загадочный. Хрестоматия.
  2. Рисунки с сайта urok.1sept.ru