Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе. Формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. С помощью опыта «Вода – это пар, пар – это вода» учить находить причинно-следственные связи, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, развивать творческое воображение.
Оборудование: Спиртовка, держатель, пробирка, спички, вода, маркер, зеркало, ложка, музыка для игры «Ходит капелька по кругу»(звуки дождя, ручейка…), костюм снеговика, костюм капельки, мяч для игры «Хорошо-плохо», картинки для игры «Разложи по порядку», запись голоса Тучки.
Ход
Входит Снеговичок и плачет:
– Ой, ой, ой! Что со мной происходит? Я таю, таю! Так я и растаю! Что же мне делать? Как спастись?
Воспитатель:
– Ребята, как мы поможем Снеговичку?
(ответы детей, при этом воспитатель любое высказывание детей подвергает сомнению для того, чтобы потом подвести детей к понятию – круговорот, например, дети предлагают отвезти Снеговика на север, воспитатель объясняет, что у нас нет такой возможности…)
Воспитатель:
– Снеговичок, не переживай, я тебя познакомлю с секретом природы!
Природа так устроена – сплошной круговорот,
Вода в ней путешествует без устали весь год.
То в снег она запрячется, то превратиться в лёд.
Весной она растает – отправится в поход.
(В это время Снеговичок «тает» и превращается в «капельку»)
Воспитатель:
– Снег весной тает и превращается во что?
Дети:
– В воду.
Воспитатель:
– А вода состоит из капелек.
Капелька:
– Ой, что со мной произошло?
Воспитатель:
– Да это же капелька!
Капелька:
– Какие чудеса случаются в природе. Сначала я была снегом, теперь стала капелькой.
Воспитатель:
– Но на этом чудеса не заканчиваются. Капелька, хочешь узнать, что произойдёт с тобой дальше?
Капелька:
– Конечно.
Воспитатель:
– Ребята, а вы, знаете, что произойдёт с капелькой? (ответы детей) Давайте посмотрим, что произойдёт с капелькой в природе.
Опыт 1 «Вода – это пар»
Воспитатель предлагает ребёнку налить в пробирку воды. Помечает уровень воды меткой.
– Дети, представьте, что вода в пробирке – это лужа, или озеро, а спиртовка – это солнышко. Солнышко начинает пригревать (воспитатель зажигает спиртовку). Оно греет и греет воду.
Воспитатель убирает пробирку от огня и спрашивает:
– Изменилось ли количество воды в пробирке?
Дети:
– Её стало меньше.
Воспитатель:
– А, куда девалась вода?
(воспитатель подводит рассуждения детей к тому, что вода испарилась, превратилась в пар – будто шапку-неведимку надела и улетучилась из пробирки).
Капелька:
– А вы знаете, что со мной происходит дальше? Тогда давайте на это посмотрим.
Опыт 2 «Пар – это вода»
К нагретой пробирке с водой, из которой идёт пар, подставляем зеркало – это небо.
Вопросы:
-
Что происходит с зеркалом? (запотевает)
(на небе появляется облако). -
Что образуется на зеркале? (капли)
(в облаке образуются капли дождя). -
Давайте их соберём – в ложку.
(из облака идёт дождь).
Воспитатель:
– Дети, так куда улетучилась, испарилась капелька? (ответы детей)
Воспитатель:
– Капелька, а давай вместе с детьми поиграем в игру «Ходит капелька по кругу». Я буду мама Тучка, а вы все – мои детки Капельки, и вам пора отправляться в путь (звучит музыка, напоминающая звуки дождя).
Капельки прыгают, разбегаются, танцуют (мама Тучка подсказывает им, что делать).
Полетели Капельки на землю…Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали одной большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Капелька:
– Дети, скажите, дождь это хорошо или плохо? (ответы детей) Давайте с вами поиграем в игру «Хорошо – плохо».
(Капелька встаёт в круг и бросает по очереди детям мяч со словами: дождь – это хорошо, потому что…, дождь – это плохо, потому что…)
Капелька:
– Дети, что со мной произойдёт зимой? (Капелька замёрзнет, превратится в снег). Капелька показывает картинку – туча, из неё идёт снег.
– Это я, Снежинка. Вот вам картинки. Разложите их по порядку.
Дети раскладывают картинки:
- Туча со снегом.
- Солнышко греет, снег лежит.
- Проталина.
- Травка.
- Почки.
- Насекомые.
- Птицы.
Дети объясняют последовательность:
– Выпадет снег - солнышко пригреет – снежок растает – появится первая травка – набухнут почки – вылезут насекомые – прилетят птицы.
Голос Тучки:
– Капелька, возвращайся домой.
Капелька:
– Ну что ж, мне пора. До свидания.
Воспитатель:
– В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает – и снова в поход.
По горным вершинам
Широким долинам
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.