Чаще всего причиной дисграфии называют недоразвитие высших психических функций и устной речи. Садовникова И.Н., Корнев Л.Н., Безруких М.Н. говорят, в этой связи о несформированности пальцевого праксиса.
Недостатки тонких движений пальцев отмечены у 70% детей. Для рисунков многих детей характерны сильный нажим, неумение провести ровную линию, дрожащие линии, «бусинки». Своевременная диагностика состояния моторной сферы у детей и коррекция ее нарушений может предупредить трудности освоения письма.
Для развития графомоторных навыков, можно использовать следующие задания и упражнения:
1. Мелкая мускулатура пальцев:
- упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движения;
- действия с иголкой, крючком;
2. Зрительный анализ и синтез:
- задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам;
- игры с условиями по выбору нужных направлений;
3. Рисование:
- занятия с использованием штриховки по контуру, обводке;
- срисовывание геометрических фигур;
- задания на зарисовку деталей, предметов с натуры;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями;
- упражнения в дорисовывании, создание собственной картины;
- задания на воспроизведение фигур по памяти;
4. Графическая символика:
- задания на развитие умения рисовать узоры;
5. Зрительное восприятие:
- задания на узнавание контурных изображений предметов, перечеркнутых контурных изображений, наложенных друг на друга;
- упражнения на нахождение на картинах похожих предметов:
6. Письмо:
- задания на дорисовывание, дописывание недостающих элементов букв;
- задания на тренировку умения вести руку, написание букв, слов по шаблону;
- задания на узнавание букв, на соотнесение их формы, величины.
Примеры заданий и упражнений.
1. Пространственные отношения:
Организовать работу в тетрадях:
- обозначить на строке четыре точки, поставить любой знак (от первой точки – снизу, от второй точки – сверху, от третьей – справа, от четвертой - слева);
- обозначить на строке четыре точки, от каждой точки провести стрелку в определенном направлении;
2. Мелкая моторика пальцев рук:
Рекомендуется специальный комплекс упражнений:
- противопоставление пальцев;
- сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно;
- круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах;
- отведение – приведение пальцев;
- свободное постукивание пальцами по столу;
- надавливание подушечками пальцев на пальцы другой руки;
- перекатывание пальцами карандаша;
- передача пальцами теннисного шарика;
Развитию мелкой моторики способствуют упражнения, проводимые в тетрадях – орнаментное рисование:
- рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и ломаных линий;
- работа по формированию графического образа букв (графемы);
3. Дифференциация букв:
Для упражнений в конструировании и реконструировании букв можно использовать счетные палочки. Дети упражняются в анализе состава и структуры графического навыка, в синтезе из элементов. Сначала реконструкция букв происходит в наглядно-действенном плане, а затем – по представлению.
Необходимо научить детей выделять опорные признаки буквы:
- выделить звук из слова, соотнести звук с графемой (буквой);
- контроль правильности выбора;
- запись буквы;
Используется устный диктант слов, слогов, письмо буквы в воздухе, пальцем на столе.
4. Стихотворные упражнения:
Стихотворные тексты являются основой упражнений для развития движений руки снятия мышечного тонуса. Эти упражнения способствуют развитию чувства ритма, слуховой памяти, речи.
5. Пальчиковая гимнастика:
Внешняя речь точнее и последовательнее формируется из внутренней речи. Произнесенное вслух слово быстрее запоминается. Развивая мелкие дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка. Упражнения для пальцевой моторики можно использовать в течение всего занятия: во время игр со словами и звуками, в качестве дополнительной паузы.
Задания на узнавание букв и их элементов. Игры с буквами.
- «Слово рассыпалось»: КРА; ТАРАП; ЯБРУ; ОРЗА; УРКА;
- «Отгадай слово» (ребусы):
- «Найди ошибку»:
- «Покажи правильно написанную букву»:
- «Прочитай слово, написанное буквами одинаковой величины»: ИГоРнсУвлдШаКижА – игрушка;
- «Угадай букву»:
- «Пальчики в гостях у букв»: дети составляют слово из букв, а оптом «проигрывают» пальчиками и читают – АУ;
- «Найди слово»: Ребенку предлагается найти слово, спрятанное в рисунке;
Цель: учить находить заданную букву среди других, формировать логическое мышление. - Игра «Оживи букву»:
- Игра «Обведите букву»: Предлагается таблица букв и буква, которую нужно обвести в таблице:
А Н Ж М З П К О
С Ш Р А Б В К Р – С
Н Н С О П М С