Цель: обобщить знания учащихся по теме: « Творчество А.С.Пушкина», научить любить произведения автора, вызвать у детей положительные эмоции, развивать память, речь, внимание, фантазию, воображение и творческие способности детей.
Оборудование: Книга с рисунками из произведений Пушкина, подсвечник со свечой, плакат с высказыванием из сказки, музыкальное произведение «Шум моря».
Ход урока.
1. Организационный момент.
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычайный урок. Он посвящен гениальному человеку, поэту, творчество которого известно каждому с раннего детства.
2. Актуализация знаний. Открывается 1 страница книги.
Вспомните кратко биографию А.С. Пушкина.
- Чтение наизусть стихотворения «Няня» /название не называть/
- Кому посвящено это стихотворение?
- Чьи чувства переданы в этом стихотворении?
- Как поэт передал свою любовь к няне?
- А как он пишет о любви няни к нему?
- Какие слова и строки в стихотворении вам показались особенно трогательными? /зачитайте их/
Обобщение учителем.
К своей няне Арине Родионовне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно от няни Александр Сергеевич услышал много сказок, возможно, одна из них натолкнула его на создание известной нам сказки.
Давайте представим, что мы перенеслись с вами во времени и попали в те далекие годы, когда поэт был маленьким. /Знакомство с фольклорным вариантом сказки/
3. Работа над произведениями Пушкина. 2 страница книги.
/Горит свеча, входит няня и маленький Пушкин./
Няня. Сашенька, голубчик, спать пора.
Пушкин. А ты расскажешь мне сказку, нянюшка?
Няня. А как же мой ангел, без сказки-то, слушай…
«Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвасталась, что государство зерном накормит, вторая, что одним куском сукна оденет, а третья, что с первого года родит сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. После девяти месяцев родила царица сына, да уродился он чудом –ножки по колено серебряные, ручки по локоть золотые, во лбу звезда, а в заволоки месяц. Мачеха, завидуя своей невестке, решилась ее погубить и подменила известие о рождении сына. Она напоила гонца и дала ему другое письмо: что царица разрешилась не мышью, не лягушкой, а неведомой зверюшкой.
/Сашенька закрыл глаза , няня погладила Сашу по головке/.
Спи мой ангел, завтра я закончу сказку.
/Няня потушила свечу. Актеры-дети кланяются./
- Ребята, вы узнали это произведение?
- Как называется сказка?
- Давайте вспомним, как начинается эта сказка в литературной авторской обработке.
/чтение отрывка наизусть/ - Чем заканчивается сказка?
/дети рассказывают окончание сказки/.
На доске плакат со словами концовки из сказки Пушкина о золотом петушке.
«Сказка ложь да в ней намек!
Добрым молодцам урок».
Прочитайте высказывание, которое дано на доске.
- Почему эти слова можно отнести к любой сказке Пушкина?
Сказка-ложь оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас добру и справедливости. Учит противостоять злу, призирать хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду.
Викторина. Проводится конкурс знатоков сказок Пушкина. 3, 4, 5, 6 страницы.
К нам пришли телеграммы. Узнайте кто их автор?
/дети читают телеграммы/
- Не могу прибыть к вам, очень я занят, так как веревкой хочу море морщить, да проклятое племя корчить! /Балда/.
- Ветер весело шумит, судно весело бежит,
Мимо острова Буяна, в царства Славного Салтана. /корабельщики/ - Помолясь усердно богу
Отправляюсь я в дорогу
За красавицей душой за царевной молодой. /Елесей/ - Вижу, вижу, тут люди добрые живут. Знать не будет мне обидно. /молодая царевна/
- Горе мне! Попались в сети. Оба наши сокола! Горе! Смерть моя пришла. /царь Дадон/
- Ку-ка-ре-ку! Царствуй лёжа на боку. /Золотой Петушок/
4. Физминутка.
Следующая страница музыкальная. Включается музыкальное произведение «Шум моря».
Дети танцуя изображают море. Учитель вспоминает слова о море из сказки о рыбаке и рыбке.
5. Театральная страничка.
Инсценировка отрывка из романа А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зелёный…
6. Итог урока.
Произведения Пушкина всегда будут жить в сердцах людей и радовать детей своими волшебными сказками. А какие сказки понравились вам ребята мы узнаем, посмотрев ваши рисунки.
Учащиеся выходят к доске и показывают свои рисунки. Получается живая выставка – Эрмитаж. /звучит музыка/