Интегрированный урок литературного чтения и урока театра. Тема: "По страницам творчества А.С. Пушкина"

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщить знания учащихся по теме: « Творчество А.С.Пушкина», научить любить произведения автора, вызвать у детей положительные эмоции, развивать память, речь, внимание, фантазию, воображение и творческие способности детей.

Оборудование: Книга с рисунками из произведений Пушкина, подсвечник со свечой, плакат с высказыванием из сказки, музыкальное произведение «Шум моря».

Ход урока.

1. Организационный момент.

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычайный урок. Он посвящен гениальному человеку, поэту, творчество которого известно каждому с раннего детства.

2. Актуализация знаний. Открывается 1 страница книги.

Вспомните кратко биографию А.С. Пушкина.

  • Чтение наизусть стихотворения «Няня» /название не называть/
  • Кому посвящено это стихотворение?
  • Чьи чувства переданы в этом стихотворении?
  • Как поэт передал свою любовь к няне?
  • А как он пишет о любви няни к нему?
  • Какие слова и строки в стихотворении вам показались особенно трогательными? /зачитайте их/

Обобщение учителем.

К своей няне Арине Родионовне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно от няни Александр Сергеевич услышал много сказок, возможно, одна из них натолкнула его на создание известной нам сказки.

Давайте представим, что мы перенеслись с вами во времени и попали в те далекие годы, когда поэт был маленьким. /Знакомство с фольклорным вариантом сказки/

3. Работа над произведениями Пушкина. 2 страница книги.

/Горит свеча, входит няня и маленький Пушкин./

Няня. Сашенька, голубчик, спать пора.
Пушкин. А ты расскажешь мне сказку, нянюшка?
Няня. А как же мой ангел, без сказки-то, слушай…

«Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвасталась, что государство зерном накормит, вторая, что одним куском сукна оденет, а третья, что с первого года родит сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. После девяти месяцев родила царица сына, да уродился он чудом –ножки по колено серебряные, ручки по локоть золотые, во лбу звезда, а в заволоки месяц. Мачеха, завидуя своей невестке, решилась ее погубить и подменила известие о рождении сына. Она напоила гонца и дала ему другое письмо: что царица разрешилась не мышью, не лягушкой, а неведомой зверюшкой.

/Сашенька закрыл глаза , няня погладила Сашу по головке/.

Спи мой ангел, завтра я закончу сказку.

/Няня потушила свечу. Актеры-дети кланяются./

  • Ребята, вы узнали это произведение?
  • Как называется сказка?
  • Давайте вспомним, как начинается эта сказка в литературной авторской обработке.
    /чтение отрывка наизусть/
  • Чем заканчивается сказка?
    /дети рассказывают окончание сказки/.

На доске плакат со словами концовки из сказки Пушкина о золотом петушке.

«Сказка ложь да в ней намек!
Добрым молодцам урок».

Прочитайте высказывание, которое дано на доске.

  • Почему эти слова можно отнести к любой сказке Пушкина?

Сказка-ложь оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас добру и справедливости. Учит противостоять злу, призирать хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду.

Викторина. Проводится конкурс знатоков сказок Пушкина. 3, 4, 5, 6 страницы.

К нам пришли телеграммы. Узнайте кто их автор?

/дети читают телеграммы/

  • Не могу прибыть к вам, очень я занят, так как веревкой хочу море морщить, да проклятое племя корчить! /Балда/.
  • Ветер весело шумит, судно весело бежит,
    Мимо острова Буяна, в царства Славного Салтана. /корабельщики/
  • Помолясь усердно богу
    Отправляюсь я в дорогу
    За красавицей душой за царевной молодой. /Елесей/
  • Вижу, вижу, тут люди добрые живут. Знать не будет мне обидно. /молодая царевна/
  • Горе мне! Попались в сети. Оба наши сокола! Горе! Смерть моя пришла. /царь Дадон/
  • Ку-ка-ре-ку! Царствуй лёжа на боку. /Золотой Петушок/

4. Физминутка.

Следующая страница музыкальная. Включается музыкальное произведение «Шум моря».

Дети танцуя изображают море. Учитель вспоминает слова о море из сказки о рыбаке и рыбке.

5. Театральная страничка.

Инсценировка отрывка из романа А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зелёный…

6. Итог урока.

Произведения Пушкина всегда будут жить в сердцах людей и радовать детей своими волшебными сказками. А какие сказки понравились вам ребята мы узнаем, посмотрев ваши рисунки.

Учащиеся выходят к доске и показывают свои рисунки. Получается живая выставка – Эрмитаж. /звучит музыка/