Творчество Моцарта невозможно изучать методами одного какого-либо предмета. Разговор о Моцарте не вмещается в одну какую-либо дисциплину. Поэтому данный урок сочетает в себе элементы сольфеджио, музыкальной литературы и музыкального анализа.
Это итоговый урок с учащимися 7 класса, которому предшествовала большая предварительная работа по изучению творчества Моцарта: учащиеся овладели достаточно большим количеством музыкального материала в разных формах (диктант, слуховой анализ, музыкальный анализ, сольфеджирование, исполнение наизусть и т.д.) =
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о стилевых особенностях музыки Моцарта.
Задачи урока:
- закрепление изученных теоретических знаний на основе музыки Моцарта;
- закрепление навыков музыкального анализа (анализа форм, гармонического анализа, анализа элементов музыкального языка);
- развитие самостоятельности мышления, умения применить свои знания на практике;
- повышение интереса к творчеству Моцарта;
- расширение кругозора;
- развитие положительной эмоциональной сферы
Форма урока: урок-исследование
План урока:
- Вступление
- Распевка (на материале III части сонаты A-dur KV 331). Нотное приложение №1
- Проверка теоретических знаний учащихся по теме «Тональность. Параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности. Тональности 1 степени родства. Модуляция»
- Исследование № 1 «Музыкальный калейдоскоп»: анализ тонального плана (на материале «Турецкого рондо» и сонаты F-dur KV 332) Вывод № 1
- Музыкальная пауза (исполнение учащимися выученного произведения Моцарта)
- Исследование № 2 «Легко ли петь Моцарта?»: музыкальный диктант с досочинением. Нотное приложение №2; анализ мелодий Моцарта. Вывод № 2
- Исследование № 3 «Революция в музыке?!»: гармонический анализ произведений Моцарта. Вывод №3
- Творческий эксперимент «Секрет Папы Римского» Нотное приложение №3
- Заключение
Автор предлагает описание урока в виде сценария (живого разговора с учениками) для того, чтобы точнее передать атмосферу в классе и стиль ведения урока педагогом.
Сценарий урока:
- Здравствуйте, дорогие мои музыковеды, исследователи и просто любители музыки Моцарта! Сегодня последний обобщающий урок по творчеству этого великого композитора. Мы должны будем провести с вами несколько исследований и сделать выводы о стилевых особенностях мелодики, ритмики и гармонии Моцарта на основе того музыкального материала, который мы изучали на протяжении нескольких уроков. А так же я познакомлю вас с некоторыми новыми сочинениями Моцарта, и не только его.
Итак, начнем урок как обычно, с распевки.
Распевка «Рондо alla turka» Нотное приложение №1
(как показывает практика, несмотря на такие сложности, как быстрый темп, безостановочное движение шестнадцатых длительностей, дети способны освоить вокальное исполнение данного произведения, и делают это с большим желанием и удовольствием)
Мы немного распелись, «разогрели» свою артикуляцию, «разбудили» внимательность, привели в норму дыхание, вестибулярный аппарат и настроение! А сейчас пора «разбудить» нашу память и потренировать наш мозг. Итак, вас ожидает интеллектуальный Брейк!
Проверка теоретических знаний на основе «Турецкого рондо»:
- Назовите основную тональность «Турецкого рондо»
- Назовите тональность первого периода (a-moll – e-moll). Как называется такой переход из одной тональности в другую? (модуляция)
- Назовите тональность второго периода (C-dur – a-moll) Являются ли эти тональности тональностями 1 степени родства? (Да). Какие еще тональности относятся к 1 степени родства?
- Назовите тональность Рефрена (A-dur), тональность следующей части (fis-moll)
- Как называются тональности A-dur и fis-moll? (параллельные). A-dur и a-moll? (одноименные). Назовите одноименную тональность к fis-moll (Fis-dur). Назовите энгармонически равную тональность к Fis-dur (Ges-dur).
Исследование № 1 «Музыкальный калейдоскоп»
А теперь запишем все тональности по порядку и составим тональный план нашей любимой распевки:
A – e – C – a – A – fis – cis – A – fis - A
На протяжении 64 тактов происходит интенсивная смена тональностей – это характерная черта музыки Моцарта. Каждая новая тональность сопровождается появлением новой мелодии. Это, своего рода, мелодическая мозайка, яркая и богатая (продемонстрировать). «Мозаичный» принцип работы с мелодией - еще одна характерная черта стиля Моцарта. Давайте сравним принципы работы с музыкальным материалом Моцарта и Бетховена: Бетховену достаточно одно темы, одного мелодического «зерна», чтобы «вырастить» из него целое произведение (продемонстрировать на примере 1 части 5 симфонии – «теме судьбы»). Если бы Бетховен взял темы из «Турецкого рондо» Моцарта, он написал бы несколько разных произведений. Моцарту же одной темы недостаточно. Он не «экономит» на мелодиях, а щедро «разбрасывает» их по всему произведению. Мелодии и тональности в произведениях Моцарта меняются как разноцветные стеклышки в калейдоскопе.
Чтобы подтвердить наши наблюдения, хочу предложить вашему вниманию еще одно замечательное произведение Моцарта – сонату Фа мажор. Я сыграю вам экспозицию 1 части сонаты, а вы должны будете определить, сколько разных тем по характеру и оттенкам звучит? (более 5). Давайте заодно повторим строение экспозиции.
А теперь я сыграю разработку. Обратите внимание на ее размеры по отношению к экспозиции. Да, разработка намного меньше, чем экспозиция (93 такта содержит экспозиция и всего 39 тактов – разработка!). Но эта разница не ощущается. А как вы думаете, чем компенсируются малые размеры разработки? - интенсивным тональным планом. Вот он:
C – c – g – d – A (как Доминанта к d) - a – Доминанта к F
Делаем первый важный вывод:
ТОНАЛЬНЫЙ ПЛАН: Динамичный, активный Преобладают модуляции в 1 степень родства |
Настало время немного отдохнуть. Учеными давно доказано, что музыка Моцарта способна лечить болезни, приводить в норму пульс и сердцебиение, успокаивать нервную систему.
Музыкальная пауза
(Исполняется один из музыкальных номеров Моцарта, Например, Колыбельная из сборника О.Хромушина «Джазовое сольфеджио»)
Исследование № 2 «Легко ли петь Моцарта?»
Следующий вывод, который мы должны будем с вами сделать, касается особенностей мелодики Моцарта. И начнем мы издалека. Предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в поисках мелодий Моцарта. Давайте представим, что хитрые инопланетяне похитили у нас мелодии Моцарта и зашифровали их в иероглифы. Нам предстоит расшифровать их и вернуть людям бесценное сокровище.
Вот все, что осталось от одной из таких мелодий:
F-dur
V.2↑ – VI.М.Ум.↓ –V.3↓ – IV.3↓ – II.4↓ – V.2↑ – VII.2↑
Это подсказка, которой вы можете пользоваться для восстановления мелодии Моцарта.
Диктант с досочинением 2-го предложения Нотное приложение №2
Я предлагаю вам исполнить свои версии и сравнить их с оригиналом.
Ученики играют или поют свои варианты мелодий и сравнивают с оригинальной мелодией Моцарта.
Все-таки, как бы хорошо мы ни сочиняли мелодии в стиле Моцарта, лучше самого Моцарта никто этого сделать не сможет. И в подтверждение моих слов давайте исполним наше «Музыкальное ассорти» из любимых вами мелодий Моцарта и вновь испытаем радость и наслаждение от соприкосновения с этой музыкой.
Исполнение «Музыкального ассорти»
(«Музыкальное ассорти» состоит из различных мелодий Моцарта:
одноголосных и двухголосных, из сборников по сольфеджио и из исполняемого репертуара по специальности)
А сейчас хочется услышать от вас, какие чувства вы испытываете, когда поете музыку Моцарта? Легко или трудно петь Моцарта? И почему? (Учащиеся отмечают, что мелодии Моцарта легко петь, потому что они очень красивые, яркие по тематизму, легко запоминаются; а сложно петь, потому что они содержат виртуозные пассажи, смелые скачки, насыщены хроматизмами).
Да, музыку Моцарта исполнять одновременно трудно и легко. Я хочу зачитать вам несколько высказываний великих исполнителей его музыки.
Ирмгард Зифрид: «Нужно обладать незаурядным артистизмом и несравненной техникой. Вот два необходимых качества для тех, кто хочет петь Моцарта», «…Музыка Моцарта и легка, и глубинна, и доступна, и неосязаема»
Артур Шнабель: «Моцарта легко играть детям и очень трудно – взрослым…»
Артур Рубинштейн: «Моцарт – бесконечный мелодист, все у него поет, темы его сонат – настоящие арии…»
Джорджо Стрелер: «Говорят, что Моцарт – музыкант счастья, что его музыка дарует радость. Что она и есть радость…»
Итак, мы делаем с вами второй вывод:
МЕЛОДИЯ: Изысканность, певучесть Ритмическая активность Насыщенность хроматизмами Смелые скачки, виртуозные пассажи |
Нам осталось провести еще одно исследование – выявить особенности Моцартовской гармонии. И сейчас продолжим работу, которую начали на предыдущих уроках
Исследование № 3 «Революция в музыке?!»
Я предлагаю вам несколько музыкальных отрывков из знаменитых произведений Моцарта, а вы должны будете сделать письменный гармонический анализ.
Гармонический анализ на слух (на материале Симфонии № 40 ГП, Маленькой ночной серенады, Фантазии d-moll, Сонаты F-dur (СП) и др. произведений)
(Вместе с детьми делаем вывод, что в гармонии преобладают обороты
Д – Т, Т – Д, большое место занимает Д.7 и его обращения)
Особо хочу обратить внимание на Уменьшенный вводный септаккорд. Со времен Моцарта классическая гармония шла по пути усложнения, обострения. Постепенно композиторы стали применять более острые, диссонирующие гармонические сочетания. В наше время звучание Уменьшенного септаккорда никого не удивит. Напротив, для нашего современного уха он звучит очень мягко, «классично». Но во времена Моцарта Уменьшенный септаккорд «произвел революцию». Публика приходила в недоумение, слышав такой «дерзкий» аккорд, а Моцарта обвиняли в том, что он пишет неприличную музыку. Поэтому Уменьшенный в произведениях Моцарта очень напряженный и драматичный аккорд, он «требует» от исполнителя особого отношения.
Итак, делаем последний вывод:
ГАРМОНИЯ: Преобладают гарм. обороты Т-Д, Д-Т Часто используется Д.7 с обращениями Уменьшенный септаккорд |
Мы с вами разгадали лишь малую часть музыкальных тайн Моцарта. Моцарт и его творчество останутся непостижимыми еще для многих поколений так же, как останутся непостижимыми Космос, Мироздание, Человек.
А вот интересно, изучал ли Моцарт в свое время сольфеджио? Пел ли он гаммы, строил цепочки, писал ли диктанты, в общем, мучился ли он также как мы с вами?
Моцарт был гением, он великолепно владел теорией, обладал феноменальным слухом, умел импровизировать и делать все, чем занимаемся мы с вами на сольфеджио. Поэтому, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к гению Моцарта, мы с вами должны обязательно учить сольфеджио.
А хотите соотнести то расстояние, которое отделяет нас от Моцарта, наши способности от способностей Моцарта? Тогда проведем с вами маленький эксперимент.
Творческий эксперимент «Секрет Папы Римского»
Хочу рассказать вам одну историю из жизни Моцарта.
У Папы Римского, главы католической церкви, хранилось музыкальное произведение для хора, которым он очень гордился. Это произведение итальянского композитора Грегорио Аллегри (1582 – 1652), которое называлось «Мизерере» (в переводе с латинского – помилуй). Исполнялось это сочинение в знаменитой Сикстинской капелле только один раз в год в Страстную пятницу, потом ноты прятали и хранили под большим секретом.
Отец и сын Моцарт оказались в Сикстинской капелле именно в тот единственный день. Услышав это произведение и вернувшись домой, Моцарт легко записал сложнейшую композицию по памяти, от первой до последней ноты. Его заподозрили в воровстве. Но 14-летнего «воришку» пришлось простить, ибо он не уносил ноты из церкви и даже не видел их. Он пришел, услышал, записал.
У меня в руках 14 тактов этого «секретного» произведения. Нотное приложение №3 (продемонстрировать). Я предлагаю вам сделать то же, что когда-то сделал Моцарт: познакомиться с этим произведением и попытаться воспроизвести его по памяти. Вдруг среди вас есть настоящие Моцарты? Это мы сейчас и проверим.
Предлагаю вам облегченный вариант, всего 6 тактов. Нотное приложение №3
Учащиеся поэтапно выполняют задания:
- спеть с листа, разделившись на 4 партии
- запомнить мелодию своей партии
- записать ее по памяти
- исполнить вместе по памяти 4-х голосно
Мы с вами потратили на эту работу достаточно большое количество времени, а Моцарт только один раз услышал и записал по памяти всю партитуру! Вот такой он – гений!
Наше время для исследований музыки Моцарта подошло к концу. Но осталось еще много загадок и тайн этого гения, которые предстоит вам разгадывать в будущем, когда вы, может быть, станете настоящими музыкантами. Даже если вы ими не станете, все равно, встреча с музыкой Моцарта всегда будет доставлять вам радость и удовольствие. По крайней мере, я этого очень хочу и искренне вам желаю! Играйте, пойте и слушайте Моцарта!
Список литературы:
- Р.Н.Слонимская. Анализ гармонических стилей. «Композитор», СПб 2001
- Мысли о Моцарте. Сост. АМ.Меркулов. «Классика-XXI», Москва 2004
- Э.Финкельштейн. Моцарт. «Азбука-классика», «Нота МИ», СПб 2004