Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития. [1]
Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и психологами (П.Ф. Лесгафт, Д.Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Д.В. Хухлаева и др.)
Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.
Мой проект ориентирован на детей 5 лет, т.к. сензитивным периодом для воспитания у детей умения оказывать помощь и принимать ее является именно этот возраст.
Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия не умения ребенка общаться с окружающими, приводят к необходимости создания условий, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения. [2]
Цель: оптимизация коммуникативных умений и навыков детей пяти лет через игровую деятельность.
Проблема: неумение ребенка организовать общение может спровоцировать личностные и поведенческие нарушения, способствовать появлению замкнутости или чувства отверженности.
Задачи:
- Выявить причины нарушения общения
- Осуществлять коррекционно-развивающую работу детей с проблемами в общении в условиях игры
- Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности
- Обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта.
Тип проекта: психолого-педагогический
Масштаб: лонгитюдный
Участники:
- психолог,
- воспитатели средней группы,
- родители
- дети в количестве 20 человек
Основные направления деятельности
- Подборка диагностического материала, проведение диагностики, коррекции коммуникативных умений и навыков
- Составление перспективного плана работы по развитию коммуникативных умений и навыков детей 5 года жизни на основании диагностических данных
- Разработка примерных конспектов коррекционно – развивающих занятий
- Составление плана работы с гиперактивными детьми с проблемами в общении
- Разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения
- Активизация родителей для проведения игровых вечеров
- Организация семинаров – практикумов, мастер – классов с воспитателями и родителями по формированию навыков в общении
- Организация акций детско–родительского взаимодействия “Подарю подарок другу”, “Я - общительный”, “Играем вместе”
Результат работы:
- Положительная динамика коммуникативных умений и навыков детей 5 года жизни
- Опыт позитивного общения с детьми, умение конструктивно решать конфликтные ситуации, приобретенный за время реализации проекта воспитателями и родителями
- Созданы картотеки коммуникативных игр, тематический альбом, компьютерные презентации-консультации для родителей и педагогов, создание мини – библиотек для родителей, дидактические игры для детей средней группы
Форма проведения презентации. Кустовой семинар по теме “Игровая деятельность дошкольников”.
Проведенная работа позволила подвести следующий итог: для взаимопонимания характерны обдуманные, согласованные, совместные действия участников, направленные на решение разнообразных задач в сотрудничестве и достижения результата в совместной деятельности.
Результаты диагностических данных показали сведения о необходимости коррекции с детьми и дополнительной педагогической работы по психолого–педагогическому направлению по данной теме.
Для этого мной был разработан план:
- Перспективного плана работы по развитию коммуникативных умений и навыков у детей пятого года жизни <Приложение 1>
- Перспективный план игр педагога-психолога на развитие у детей 5 года жизни коммуникативных умений и навыков <Приложение 2>
- Перспективный план игр на развитие коммуникативной деятельности детей старших, подготовительных групп <Приложение 3>
- Коррекционный план работы с гиперактивными детьми 5 года жизни имеющими проблемы в общении <Приложение 4>
Библиография:
- Детская практическая психология:/ Т.Д. Марцинковская.-М.: Гардарики, 2005.
- Дошкольное воспитание №4, 2004/ Смирнова Е., О. Гударева
- Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития Арцишевская И.Л.
- Работа психолга с гиперактивными детьми в детском саду. Изд.2-е, доп. – М.: Книголюб, 2005. (Психологическая служба)
- Музыкальная палитра №2-2007
Конспект занятия по совершенствованию коммуникативных навыков у детей средней группы
Цель: формировать чувство принадлежности к группе; помогать каждому ребенку чувствовать себя более защищено, преодолевать трудности в общении
Оборудование: игрушка – Лунтик, фломастеры, контур фигуры Лунтика, мягкие игрушки: белочка, ежик, ширма, атрибуты для оформления: бумажные лилии, плоскостные деревья, настенные зеркала.
Предварительная работа.
- Беседа о мультипликационном фильме про Лунтика и его друзей.
- Выучить песню с музыкальным руководителем “Лунтик”. Муз. и слова И. Пономаревой
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал. | |
Психолог | Далеко за семью морями, в жаркой стране
поселилось необычное животное. Рано утром оно просыпается и радуется
солнышку. Но пока оно спит. Закройте глазки и представьте себе сказочное
животное. Но вот солнышко взошло, животное открыло глазки и смотрит на
вас (в руках у психолога игрушка – Лунтик). Открывайте глазки Солнышко припекает, и животное подставляет жарким лучам свои ладошки, мордочку, спинку. Радуется и улыбается. Покажите, как животное радуется. Кто это? |
Дети исполняют песню “Лунтик” [4] | |
Психолог | Он предлагает нам, отправится в путешествие по сказочной стране. Садитесь в паровоз |
Игра “Паровозик с именем” (Цель: уметь работать в паре и договариваться). |
|
Правила: дети сцепившись за плечи друг друга двигаются по залу. Этот поезд не простой, его вагончики очень дружные, они крепко держаться друг за друга, никто не отстает, но никто и не убегает вперед . Вставайте друг за другом, положите руки на плечи .“ Паровоз”, который изображает ребенок меняется по сигналу психолога (называется имя ребенка). | |
Психолог | Вот наш паровоз остановился у озера. Подойдите к озеру (дети подходят к зеркалу), посмотрите в него. Лунтик тоже увидел свое отражение. Как вы думаете, ребята, он обрадовался или испугался? Ему понравилось свое отражение? Покажите как он обрадовался, испугался, удивился (показ пантомимы). |
Раздается гудок паровоза. | |
Игра “Паровозик с именем” | |
Психолог | Наша следующая остановка на лесной полянке. Слышите, кто-то ругается? |
Из-за ширмы появляется белочка и еж. | |
Белочка: | Я с тобой играть не буду! Ты меня обижаешь! |
Еж: | Да я тебя не обидел, а просто толкнул |
Белочка: | Смотри, сколько ребят к нам в гости приехало. Ты их тоже всех будешь обижать, толкать и обзывать? |
Еж: | А эти ребята сами могут обижать не только меня и тебя, но и друг друга. Правда , ребята? |
Ответы детей. |
|
Психолог | В дружбе очень важно уметь договариваться
друг с другом. Ведь даже лучшие друзья иногда спорят друг с другом, но
никто не обижается, так как они умеют найти общий язык. Мы можем
показать Ежику, как нужно договариваться. Лунтик для вас приготовил подарки – рукавички. Я разложу пары рукавичек с одинаковым рисунком, но не раскрашенные.Вы поднимите рукавичку и найдете себе пару. С помощью трех карандашей разного цвета постараетесь как можно быстрее раскрасить рукавички совершенно одинаково ( психолог при необходимости оказывает помощь в процессе работы). Наше занятие заканчивается, я предлагаю подарить ваши рукавички лесным жителям, чтобы они не ссорились. |
Дети дарят рукавички белочке и ежику. | |
Психолог | Проведение рефлексии |