Цели урока:
- обобщить знания учащихся по темам: “Сравнение, сложение, вычитание десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей”; применение умений и навыков при выполнении действий с десятичными дробями в игровой ситуации;
- развивать вычислительные навыки, активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету;
- воспитывать добросовестность в учебном труде, настойчивость для достижения конечного результата, учить преодолевать трудности.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Вступление учителя.
Разве есть человек, который не любил бы море? Море всегда прекрасно. И когда оно спокойно дремлет в ясный день, и когда ветер превращает его в бушующую стихию.
Моря и океаны – это и дороги для кораблей, ведущие во все страны света, и колоссальная кладовая, где скрыты огромные богатства. Чрезвычайно богат и разнообразен их животный мир.
Сегодня мы совершим путешествие по морям и океанам. Наша научная экспедиция проведёт свои исследования на подводной лодке “Отважный”, которая не является боевым кораблём. (На доску проецируется рис.1)
Рис. 1
Цели путешествия – закрепить навыки действий с десятичными дробями, заглянуть в подводное царство и познакомиться с его обитателями.
Как и все путешественники, мы будем вести записи в “дневниках” – рабочих тетрадях. Откройте их, запишите: число, классная работа, тема урока.
На каждом корабле есть капитан и штурман. Сегодня капитан корабля – (учитель называет ученика), а штурман – (учитель называет ученика).
– К плаванию готовы?
– Задраить люк! Идём на погружение. Посмотрим в перископ. (На доску проецируется рис. 2)
Рис. 2
Видим обитателей какого-то моря. Какого?
II. Устная работа (на экран проецируются задания и таблица-дешифратор).
Решив пример, в таблице найдите букву, соответствующую полученному ответу задания.
1) 1,3 + 2,5; 2) 0,08 + 0,12; 3) 1000 • 0,19; 4) 1 – 0,6; 5) 543:100; 6) 52 • 0,1; 7) 0,49 • 100; 8) 40:0,2; 9) 50,17 – 1,17.
И |
Е |
Г |
Б |
О |
Р |
В |
Н |
0,4 |
0,2 |
5,2 |
3,8 |
49 |
190 |
200 |
5,43 |
Расшифровав полученные ответы, узнали, в каком море находится лодка “Отважный”. Берингово море названо так в честь русского мореплавателя.
III. Капитан и штурман определят, где же находится это море. Они решают примеры на доске. А остальные члены экипажа ведут аккуратные записи в своих дневниках. I вариант работает с капитаном, II – со штурманом. По окончании работы делается проверка и расшифровка задания.
Задания и таблица-дешифратор проецируются на экран.
Задания. 1-й вариант:
1) 1,265 + 5,735; 2) 15,3:17; 3) 200 – 137,4; 4) 1,5 • 0,6; 5) 7,95:1,5.
Задания. 2-й вариант:
1) 6,595 + 3,405; 2) 25,9:37; 3) 5 – 1,67; 4) 1,8 • 0,4; 5) 3,08:1,4.
О |
Х |
К |
Й |
И |
Т |
А |
Н |
Е |
10 |
62,6 |
0,7 |
5,3 |
0,9 |
7 |
0,72 |
2,2 |
3,33 |
Итак, Берингово море находится в Тихом океане, как и море Беллинсгаузена, также названное в честь русского мореплавателя. Тихий океан называют Великим. Решив задачу, вы узнаете, почему это так.
IV. Задача (условие задачи отпечатано для каждого ученика).
Площадь Индийского океана – 76,174 млн км2, а площадь Северного Ледовитого океана на 61,418 млн км2 меньше. Площадь Атлантического океана – 91,655 млн км2, и она меньше площади Тихого океана на 87,029 млн км2. Расположите площади океанов в порядке убывания. (Ответ: 178,684 млн км2; 91,655 млн км2; 76,174 млн км2; 14,756 млн км2). Задачу учащиеся решают самостоятельно, с последующей проверкой на доске. (На доску проецируется рис. 3)
Рис. 3
Учитель: Тихий океан имеет наибольшую площадь из всех океанов. В нём больше всего островов. В его водах обитают около 100 тысяч животных. В Тихом океане находится Марианская впадина – это наибольшая глубина Мирового океана, 11022 м. В ней может скрыться самая высокая гора мира – Эверест, 8848 м.
V. Физкультурная “минутка”. Ученики и учитель выполняют упражнения.
VI. Экипаж, приготовиться к всплытию! Посмотрим на поверхность океана. Что это? Впереди айсберг – крупная ледяная глыба. (На доску проецируется рис. 4)
Рис. 4
Так как мы совершаем плавание в северных морях Тихого океана, то вполне возможно появление айсберга. Чтобы избежать столкновения, надо быстро выполнить задание. (На доске прикреплён рисунок-айсберг, на котором написаны примеры). Расставьте запятые так, чтобы равенства стали верными. Кто быстрее?
1) 45 + 39 =489; 2) 36 – 14 = 346; 3) 107 + 4 = 507; 4) 82 – 17 = 803.
VII. А теперь, спустившись в глубины океана, познакомимся с некоторыми представителями животного мира. Для этого надо сделать самостоятельную работу. У каждого из вас лежат карточка с заданием и лист, на котором написана фамилия, вариант. В “дневнике путешественника” по всем правилам выполняете задания, а на лист записываете ответ и букву, соответствующую этому ответу.
1-й вариант:
Вычислите:1) 7,91 – 0,328; 2) 9,19 + 24,92; 3) 6,07•900; 4) 344:200; 5) 164,2:1000; 6) 0,591•10.
2-й вариант:
Вычислите: 1) 81,5 – 15,06; 2) 0,807 + 5,103; 3) 522:400; 4) 2,5•0,12; 5) 591:100; 6) 0,5463•10000.
Р |
У |
Н |
А |
В |
Е |
Л |
Б |
Х |
1,305 |
1,72 |
66,44 |
5,91 |
0,3 |
34,11 |
5463 |
7,582 |
0,1642 |
Листочки сдают на проверку. Расшифровываются ответы и получаются названия белуха (I) и нарвал (II).
Далеко на Севере живут крупные, почти шестиметровые белухи, а ещё дальше – их родственники – нарвалы. Оба этих зверя похожи на дельфинов, только у них нет спинного плавника и очень светлая окраска, хотя детёныши тёмные. Нарвалы от белух отличаются пятнами на теле и беззубым ртом, но самец-нарвал вооружён двухметровым зубом, который направлен вперёд. Нарвалов относят к зубатым китам. Белухи обитают в Атлантическом, Тихом океанах. Нарвалы – в Северном Ледовитом, Атлантическом океанах.
VIII. Подведение итогов. Во время путешествия мы и повторили решение заданий на все действия с десятичными дробями, и получили сведения о Мировом океане, его обитателях. Чтобы в дальнейшем у вас были успехи серьёзнее и значительнее, необходимо сделать отчёт о работе. Итак, домашнее задание: № 382, № 398 (3-й вариант), дидактические материалы по математике для 5-го класса, авторы А.С.Чесноков, К.И.Нешков.