Цель: развитие познавательной сферы младшего школьника.
Задачи:
- развитие мышления, внимания, речи;
- дать детям знание об условиях достижения успеха и наглядное представление о составляющих успеха;
- создание благоприятного психологического микроклимата в группе;
- создание условий для развития положительной “Я-концепции”;
- тренировка работы в группе;
- воспитание аккуратности и ответственности.
Оборудование:
- три прозрачных наполненных водой стакана с надписями “вода”, “яд или вода”, “уксус”;
- прозрачная ёмкость;
- набор различных по форме, цвету, размеру геометрических тел;
- два одинаковых рисунка с изображением Гарри Поттера;
- макет звезды “Удача”;
- ватман;
- двусторонний скотч с защитной лентой светло-коричневого цвета;
- восковые карандаши синего цвета, маркер;
- салфетки белого цвета;
- лист фольги (квадрат со стороной 10 см) для каждого ребёнка;
- ножницы для каждого ребёнка;
- пластилин;
- музыкальное сопровождение.
ХОД УРОКА
I. Вводная часть.
1) Вступительное слово ведущего. (Дети с ведущим стоят в круге.)
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Наше занятие называется “Твоя звезда удачи”. Мы будем играть в игры, которые укрепят нашу дружбу, помогут вам становиться более смышлеными, тренировать внимание, мышление, речь, а, значит, вам будет легче учиться в школе. Мы будем дружить и думать вместе, и звезда удачи непременно зажжётся для каждого из нас.
2) Упражнение “Приветствие”.
(Детям предлагается, стоя в круге, повернуть правую руку тыльной стороной ладони вверх, левую руку – тыльной стороной ладони вниз, затем положить свою левую ладонь на правую ладонь соседа.)
- Сейчас мы с вами поздороваемся, но сделаем это особым способом. Скажем хором слово “Здравствуйте!”, при этом на последнем слоге хлопаем левой ладошкой по ладони соседа.
- Опускаем ладошки.
II. Основная часть.
1) Упражнение “Мысли и настроения”.
- Сейчас я буду перечислять мысли и настроения. Если мы какую-либо мысль берём с собой в дорогу к звезде удачи, вы хлопаете в ладоши, если не берём – вы топаете ногами.
- Я справлюсь.
- У меня всё получится.
- Я не смогу.
- Я – хороший.
- Мне очень грустно.
- Я буду бояться.
- Всё будет хорошо.
- Вот такие мысли будут с нами на занятии. Сейчас вы займете свои места за партами и продолжим.
2) Игра на внимание “Сказочный герой”.
- Я буду имитировать бросание мяча и называть сказочного героя. Если это положительный персонаж – вы “ловите” воображаемый мяч, если отрицательный – поворачиваете голову из стороны в сторону (нет-нет-нет).
- Буратино, Маугли, Змей Горыныч, Золушка, Баба-Яга, Чебурашка, лиса Алиса, Электроник, Элли, Кащей, Снежная Королева, Карабас-Барабас, Соловей-разбойник, Дядя Стёпа, Том Сойер, Айболит, Гулливер, Курочка Ряба, Чипполино, Шерхан, Русалочка.
3) Упражнение “Загадка стаканов”. (Ведущий демонстрирует три стакана с надписями.)
- Знаете ли вы героиню сказки Льюиса Кэрролла девочку Алису, которая попала в Зазеркалье?
- В этой чудесной стране ей приходилось решать много логических задач. Одну из таких загадок Алиса предлагает решить вам.
- Ребята, помогите выяснить, из какого стакана можно напиться, если известно, что вода только в одном стакане, в другом – яд, в третьем – уксус и все надписи ложные.
(Ответ: напиться можно из первого стакана, во втором – уксус, в третьем – яд.)
4) Упражнение “Общий признак”. (Ведущий демонстрирует прозрачную ёмкость и различные по цвету, форме и величине предметы: цилиндры, хлопушка, шары, апельсин, кубики…)
- Назови общий признак для предметов, находящихся внутри и вне этой прозрачной ёмкости.
(Внутрь помещаются:
а) красные предметы;
б) предметы шарообразной формы;
в) синие предметы;
г) предметы цилиндрической формы;
д) предметы кубической формы;
е) маленькие предметы.)
- Внутри красные, вне – некрасные…
- Внутри маленькие, вне – большие.
5) Упражнение “Измени рост героя”.
- Говоря большой или маленький предмет, мы имеем в виду его размер. Но размер - величина относительная. То есть, определяем большой или маленький данный предмет относительно чего-либо. Например, рост человека большой относительно размера котёнка и маленький относительно роста жирафа.
Ведущий демонстрирует два одинаковых рисунка с изображением Гарри Поттера.
- Посмотрите на картинки. Вы узнали этого героя?
- Это – Гарри Поттер. Этот герой может совершать чудеса. Вы тоже можете совершить маленькое чудо. Как с помощью маркера, не изменяя изображения Гарри Поттера, превратить его на первом рисунке в великана, а на втором – в карлика? (На первом – можно нарисовать дом или дерево в рост героя, на втором – муравья, жука в рост или выше роста героя).
6) Работа с макетом “Звезды удачи”.
Демонстрация двух половинок звезды. На одной половинке написано “Мысли”, на другой – “Дела”.
- Похожа одна половинка на звезду? (Показ первой половинки.)
- А другая? (Показ второй половинки.)
- А если соединить их вместе? (Соединяем половинки вместе, переворачиваем получившуюся звезду и читаем на обратной стороне слово “Удача”.)
- Вот так же и в нашей жизни: отдельно мысли и отдельно дела ещё не составляют удачу. Успеха можно добиться, когда есть и то, и другое.
- Удача не случайно изображена в виде звезды: когда что-то не удаётся, то нам кажется, что это уже никогда не получится, что удача далеко-далеко от нас, как звезда. Но стоит поверить в свои силы и начать добиваться цели, как всё получается.
7) Коллективная работа “Звёздное небо”.
- И сейчас мы с вами сотворим маленькое чудо - создадим свою сказку. Посмотрите на лист ватмана на доске. Представим, что это маленький кусочек земли и неба. Давайте на нашей картине изобразим конец дня, опустим на землю ночь – закрасим “небо” синим цветом. (Учащиеся закрашивают ватман синими восковыми карандашами.)
а) Упражнение “Оригами “Снежинка”. (Фоном звучит музыка Бетховена “К Элизе”.)
- Возьмите по салфеточке и полностью разверните. Сверните её по диагонали и на месте сгиба оторвите кусочек. Ещё раз сверните пополам, на месте сгиба оторвите кусочек бумаги и ещё раз сверните и т. д. Теперь разверните свою салфетку – что у нас получилось, на что она похожа?
- На снежинку!
- Пусть ваши снежинки покружат в воздухе и опустятся на влажный песок нашей картины. Вы можете покружиться по классу под музыку. (Громкость музыки прибавляется.)
Ведущий снимает защитную ленту со скотча, приклеенного внизу ватмана.
- Прикрепляйте ваши снежинки.
б) Упражнение “Сделай свою звезду”.
- Возьмите квадрат фольги, сверните его по диагонали пополам, затем ещё раз пополам, ещё раз пополам и ещё раз пополам. (Дети повторяют действия за ведущим.) Затем отрезаем часть в виде треугольника. Разворачиваем. Что получилось?
- Звёздочка!
в) Упражнение “Создание звездного неба”. (Звучит инструментальная музыка.)
- Возьмите кусочек пластилина, скатайте из него шарик, передав ему частичку вашего тепла. Прикрепите с помощью этого шарика свою звёздочку на наше небо.
- Посмотрите, какое чудо появилось на наших глазах. Ведь вместе мы можем сделать очень много. На сказочном небосклоне каждый из вас зажёг свою звёздочку, свою звезду удачи.
САМИ И САМО
Ничто никогда не выходит само.
Само не приходит к нам на дом письмо.
Само не способно смолоться зерно.
Само стать костюмом не может сукно.
Само не умеет вариться варенье.
Само не напишется стихотворенье.
Мы делать всё это обязаны сами –
Своей головой и своими руками. (В. Лунин)
III. Заключительная часть.
- Встанем в круг.
- Ребята, для чего мы сегодня играли в игры, выполняли упражнения?
Упражнение “Я - хороший, мы – хорошие”.
- По очереди выходите в центр круга и тихо произносите: “Я – хороший”, после того как все скажут, берёмся за руки и шёпотом произнесём “Мы – хорошие”, затем делаем шаг вперёд к центру круга и громко говорим “Мы – хорошие!”
Ритуал прощания.
Дети говорят хором:
- До сви-да-ни-я!
Берясь за руки:
- До сви-да-ни-мы!
- До сви-да-ни-мы! (На последнем слоге поднимают руки вверх.)
Ведущий: Благодарю за работу. Занятие окончено.
Литература:
1. Гин С.И. Мир логики: Методическое пособие для учителя начальной школы/ Библиотека учителя начальной школы. М.: Вита-пресс, 2003.
2. Дрюкова П.М. Преодоление тревожности в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие (для педагогов-психологов образовательных учреждений). Астрахань.: Изд-во АИПКП, 2006.
3. Никушкина Н.В. Социализация детей-сирот: развивающие занятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Чистые пруды, 2007. Библиотечка “Первого сентября, серия “Школьный психолог”. Вып. 1(13).
4. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2006.