Цели:
- Создать условия для развития индивидуальности каждого учащегося.
- Воспитывать гражданина-патриота, человека, личность
- Воспитательную работу проводить исходя из того, что доброта - путь к человеку, красота - путь к гармонии, правда - путь в истине
- Воспитательные задачи
- Воспитание честности и порядочности в общественной и личной жизни.
- Воспитание исполнительности и ответственности в классном коллективе.
- Воспитывать нравственные качества учащихся.
- Проводить просветительскую работу по диагностированию знаний о вреде наркотических средств.
- Приблизить понятия учащихся о социальной жизни и развитии общества к современной действительной стороне жизни.
- Внедрить мероприятия, способствующие сплочению коллектива, вовлечению изолированных и непринятых учащихся в общее дело, а также способствующих раскрытию индивидуальных качеств и талантов.
- Максимально использовать работу по взаимодействию родителей, их детей и школы.
- Внедрять здорововьесберегающие технологии в учебном процессе.
- Привлекать учащихся к всенародному движению по охране и благоустройству природы, истории и культуры.
- Обеспечить участие школьников в жизни класса и школы.
- Развитие интереса и стремления к художественному творчеству.
- Развитие интереса и стремления к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
- Добиться повышения качества знаний всех учащихся класса.
- Бороться за сознательную дисциплину учащихся, за добросовестное отношение к учению и труду.
- Развивать самостоятельность и инициативу учащихся в организации их деятельности.
- Помочь каждому школьнику познавать и улучшать окружающий мир, вырасти достойным гражданином своего Отечества.
- Направлять деятельность ребят на выполнение программ сотрудничества - возрождение народных традиций.
- Воспитывать ответственное отношение к выполнению общественных поручений.
- В условиях работы звена стремится к воспитанию у ребят чувства заботливого хозяина земли, дома, воспитанию дисциплины труда.
- Развитие творческой личности в каждом ребенке через более тесные контакты с семьей.
- Приучать детей творить добрые дела, воспитывая в них милосердие, чуткость, доброту, бескорыстие.
- Помочь адаптироваться в окружающем мире.
- Сформировать потребность к познанию себя.
- Научить общаться и строить отношения.
- Использовать воспитательные возможности народных праздников и обрядов для приобщения учащихся к ценностям национальной культуры.
- Обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.
- Формировать коммуникативную культуру учащихся через общение и развития.
- Осуществлять непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием ребенка, подростка, юноши, девушки, создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей ученика и их развитию совместно с семьей.
- Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех.
- Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения. Активная пропаганда здорового образа жизни.
- Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ "Подросток.RU"
Ведущие критерии:
- Социальная активность личности;
- Сознательное соблюдение этических норм;
- Стремление к самосовершенствованию
- Главные нравственные ориентиры:
- Ответственность перед обществом, государством, семьей;
- Патриотизм;
- Ответственное отношение к деятельности;
- Высокие нравственные качества;
- Чувство собственного достоинства;
- Уважительное отношение к людям;
- Умение принимать верное решение;
- Способность осуществлять неслучайный выбор.
Программа учит корректировать отношения между педагогами, учителями, родителями и учениками, помогает ученикам в обретении культуры общения, культуры поведения, учит милосердию, состраданию. В учебной деятельности это происходит через предметы общественно - гуманитарного цикла, во внеклассной работе, вечерах, "огоньках", походах, встречах с интересными людьми, акциях милосердия, благотворительных концертах (например, в доме пожилого человека). Учащиеся постигают общечеловеческие ценности (жизнь, мама, Родина, семья, природа). Индивидуальная работа с учащимися на основе личностно ориентированного подхода ведется по следующим аспектам:
- Изучение их взаимоотношений, проблемы общения;
- Изучение стилей взаимоотношений родителей с детьми, положение молодого человека (девушки) в семье;
- Создание условий для самоутверждения учащегося в школе;
- Проведение творческих игр по этике общения "Шаг навстречу", "Джентльмены", "Хороший тон дома и в школе", "Культура общения - способ организации жизни", "Человек - маара всему". этические диалоги: "Хороший тон в светской жизни", "Этика отношений в коллективе" и др.
Основной целью программы является - скорректировать отношения между учителями, родителями и учениками, помочь обрести культуру общения, милосердие, сострадание, воспитание молодежи гражданами своей Родины, России, людей знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края, учитывать здоровьесберегающие технологии, направленные на формирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни; гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, толерантности.
Программа охватывает период обучения школьников с 8 по 9 классы.
Она является общепедагогической, подразумевает активное включение в воспитательный процесс учителей школы, работающих в классе; школьников и родителей. Программа построена с учетом психологических особенностей и потребностей детей различных возрастов.
Основные направления работы:
- реализация здоровьесберегающих технологий;
- духовно-нравственное;
- патриотическое;
- развитие самоуправления в классном коллективе.
Приложение 1 включает в себя план воспитательной работы в 8 классе
В соответствии с этими направлениями предусмотрены следующие виды инновационной деятельности:
- Привлечь учащихся к изучению культуры поведения, через посещение выставок, музеев, достопримечательностей Ставропольского края, непосредственно напрямую и виртуально (через Интернет) прививать красоту знакомя с живописью Третьяковской галереи, Эрмитажа и др.
- Привлечь к работе над выпуском электронных мини-проектов "Здоровье и культура - в наших руках", "Родной край" и т.д.
- Приоритетные принципы воспитательной работы:
- Воспитывать ученика- личность, ученика-патриота родного края, страны.
- Воспитывать и прививать интерес к спорту, здоровому образу жизни.
- Условия реализации программы.
- Выполнение государственного заказа на воспитательные услуги.
- Деятельность классного руководителя направлена на работу со школьниками.
Необходимо:
- создавать условия для реализации прав детей, закрепленных Уставом школы;
- формировать мотивацию к учению каждого отдельного ребенка;
- изучать и развивать возрастные и индивидуальные особенности школьников для развития и стимулирования познавательных интересов;
- создавать благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления через разнообразные формы и методы индивидуальной работы;
- формировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, станицы образовательную среду, способствующую формированию личности, умеющей жить в коллективе;
- развивать потребности ребенка в общении со сверстниками в процессе складывания детского коллектива.
1. Основные направления классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по моделированию и построению воспитательной системы класса.
Основные направления деятельности | Задачи деятельности |
Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе. | 1.Изучить потребности, интересы,
склонности и другие личностные характеристики
членов классного коллектива. 2.Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений. 3.Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности. 4.Определить эффективность учебно-воспитательного процесса. |
Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества. | 1.Сформировать образ класса и
жизнедеятельности в нем, привлекательный для
членов классного сообщества. 2.Определить место и роль класса в воспитательной системе школы. 3.Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива. |
Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка. | 1.Содействовать формированию
благоприятной эмоционально-психологической и
нравственной атмосферы в классе. 2.Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества. |
2. Ключевые дела
1. | Название (краткая расшифровка дела) |
|
Диагностика уровня воспитанности | ||
"Быть воспитанным - что это значит?" | Дискуссия, организация работы по повышению уровня воспитанности | |
9 сентября: "Всемирный день красоты" | Вечер отдыха | |
"Хороший тон дома и в школе", "Славной истории строки", "По старым улицам станичным" | Часы общения, помочь учащимся в обретении культуры общения, культуры поведения | |
"День вежливости" | Ролевая игра | |
"Хороший тон в светской жизни" | Этические диалоги с учащимися | |
"Культура общения - способ организации жизни" | Создание условий для самоутверждения учащихся в коллективе | |
"Прошлое - возрождение казачества" | Круглый стол | |
"Умелые руки не знают скуки" | Выставка творческих работ | |
"Мир нужен всем" | Уроки мужества | |
Трудовой десант | ||
Диагностика уровня воспитанности | Итоговый контроль | |
2. | Экскурсии "По старым улицам станичным", музеи казачества, историко-краеведческий музей г.Кисловодска, Пятигорска | |
3. | Походы | |
"Станица, моя станица:", "К подножью Машука" | Сохранение, укрепление здоровья учеников. Изучение родного края. |
3. Работа по развитию классного коллектива. Самоуправление в классном коллективе.
представление учащимся реальной возможности участвовать в управлении классом, школой (прогнозировать, планировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс) через активную работу органов ученического самоуправления.
Работа с органами детского самоуправления в классе;
- работа с лидерами и неформальными лидерами (положительными и отрицательными);
- создание "Совета дела", проведение сборов, собраний (один раз в четверть);
- работа с микроколлективами;
- работа по выполнению школьных поручений и заданий;
- контроль за выполнением классных поручений через органы самоуправления.
Приложение 4 Программно-методическое и информационное обеспечение.
Формы работы по данной программе определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей учеников, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходят развитие и самоопределение. Это:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
- коллективные (коллективно- творческие дела, игры, спектакли, концерты, слеты, дискуссии, состязания, соревнования, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и др.).
Приложение 5 Виды и формы воспитывающей деятельности
Приложение 6 Психолого-диагностическое сопровождение.
- Направленность личности и специальные способности.
- Интересы (перечислить всё, чем интересуются уч-ся, отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если ученик не просто проявляет интерес к каким-либо областям знаний и деятельности, но серьёзно ею занимается; подробно ответить любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или развлекательную литературу);
- Убеждения, мечты, идеалы уч-ся. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов в его поведении.
- Есть ли особые способности к какой-нибудь деятельности (музыке, рисованию и пр.) и в чём они проявляются.
- О чём мечтает и что намеревается делать в будущем (отмечать в характеристике ученика, начиная с 7-го класса).
Дисциплинированность.
- Общая характеристика поведения (ведёт себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость);
- Выполнение школьного режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по неизбежности не успевает уложиться в определённое время);
- Выполнение требований взрослых (охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их, какие именно).
- Особенности характера и темперамента.
- Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера: черты направленности личности по отношению к людям, учёбе, труду, самому себе; чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, чёрствость, добросовестность, зазнайство, скромность и др.
- Выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, общительности);
- Преобладающее настроение (весёлое, грустное, подавленное). Его устойчивость, чем вызвана смена настроения.
- Общие психолого-педагогические выводы.
- Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Определить уровень его умственного развития (низкий, средний, высокий) и нравственной воспитанности. Причины (внутренние, внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определённых способностей, навыков работы и др.);
- Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей воспитательной работы со школьником.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
- Материально-техническое обеспечение.
- Комплектование кабинета научно-методической литературой, литературой по воспитательной работе, психолого-педагогической литературой в связи с реализацией данной программы;
- Использование в работе материальной базы, оборудования школы;
- Оснащение кабинета необходимыми ТСО;
- Выполнение ремонтных работ.
- Социальная защита учеников.
- Участие в региональных программах по социальной защите школьников.
- Реализация прав детей, закрепленных Уставом школы.
- Взаимодействие с заинтересованными организациями и ведомствами по вопросам работы с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию.
- Взаимодействие в социуме. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.
Приложение 2 Таблица взаимодействия и формы работы
Кроме основного, работа ведется по всем направлениям воспитательного процесса, которая отражается в плане классного руководителя.
Программа разбита на разделы. Приложение 7
Приложение 8. Основные мероприятия по реализации программы 8-9 класс
Приложение 3 ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ДЕЛ
Приложение 9 КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. | Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования. Методист. Научно-методический журнал. М.,2003. №2 |
2. | Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. - М., 2000 г |
4. | Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой - М., 1992 г. |
5. | Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2000 г. |
6. | Ведомственная целевая программа "Развитие образования Ставропольского края" |
7. | Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы". |
8. | Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. - М., 2001 г. |
9. | Закон РФ "Об образовании". - М., 1996 г. |
10. | Конвенция ООН о правах ребенка. |
11. | Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. |
12. | Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года. |
13. | Киммел Т., Клайн Ф., Бенуа С. Воспитание с любовью и логикой. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995 |
14. | Минимальный социальный стандарт РФ "Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования". |
15. | Национальная доктрина образования в Российской Федерации. |
16. | Национальный проект "Образование". Нормативно-правовые документы. |
17. | Права ребенка в РФ относительно конвенции Оон о правах ребенка. |
18. | Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001 - 2010 годы. |
19. | Программа развития воспитания детей и молодежи Ставропольского края |
20. | Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе: Практическое пособие. - М., 2002 г. |
21. | Сергеева В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. - М., 2000 |
22. | Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / В.Н.Гуров, Б.З.Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М., 2004. |
23. | Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001. |
24. | Журналы: "Классный руководитель", "Воспитание школьников", "Справочник классного руководителя", "Воспитательная работа в школе", "Классный руководитель". |