Классное руководство. Программа воспитательной системы класса

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • Создать условия для развития индивидуальности каждого учащегося.
  • Воспитывать гражданина-патриота, человека, личность
  • Воспитательную работу проводить исходя из того, что доброта - путь к человеку, красота - путь к гармонии, правда - путь в истине
  • Воспитательные задачи
  • Воспитание честности и порядочности в общественной и личной жизни.
  • Воспитание исполнительности и ответственности в классном коллективе.
  • Воспитывать нравственные качества учащихся.
  • Проводить просветительскую работу по диагностированию знаний о вреде наркотических средств.
  • Приблизить понятия учащихся о социальной жизни и развитии общества к современной действительной стороне жизни.
  • Внедрить мероприятия, способствующие сплочению коллектива, вовлечению изолированных и непринятых учащихся в общее дело, а также способствующих раскрытию индивидуальных качеств и талантов.
  • Максимально использовать работу по взаимодействию родителей, их детей и школы.
  • Внедрять здорововьесберегающие технологии в учебном процессе.
  • Привлекать учащихся к всенародному движению по охране и благоустройству природы, истории и культуры.
  • Обеспечить участие школьников в жизни класса и школы.
  • Развитие интереса и стремления к художественному творчеству.
  • Развитие интереса и стремления к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
  • Добиться повышения качества знаний всех учащихся класса.
  • Бороться за сознательную дисциплину учащихся, за добросовестное отношение к учению и труду.
  • Развивать самостоятельность и инициативу учащихся в организации их деятельности.
  • Помочь каждому школьнику познавать и улучшать окружающий мир, вырасти достойным гражданином своего Отечества.
  • Направлять деятельность ребят на выполнение программ сотрудничества - возрождение народных традиций.
  • Воспитывать ответственное отношение к выполнению общественных поручений.
  • В условиях работы звена стремится к воспитанию у ребят чувства заботливого хозяина земли, дома, воспитанию дисциплины труда.
  • Развитие творческой личности в каждом ребенке через более тесные контакты с семьей.
  • Приучать детей творить добрые дела, воспитывая в них милосердие, чуткость, доброту, бескорыстие.
  • Помочь адаптироваться в окружающем мире.
  • Сформировать потребность к познанию себя.
  • Научить общаться и строить отношения.
  • Использовать воспитательные возможности народных праздников и обрядов для приобщения учащихся к ценностям национальной культуры.
  • Обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.
  • Формировать коммуникативную культуру учащихся через общение и развития.
  • Осуществлять непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием ребенка, подростка, юноши, девушки, создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей ученика и их развитию совместно с семьей.
  • Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех.
  • Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения. Активная пропаганда здорового образа жизни.
  • Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ "Подросток.RU"

Ведущие критерии:

  • Социальная активность личности;
  • Сознательное соблюдение этических норм;
  • Стремление к самосовершенствованию
  • Главные нравственные ориентиры:
  • Ответственность перед обществом, государством, семьей;
  • Патриотизм;
  • Ответственное отношение к деятельности;
  • Высокие нравственные качества;
  • Чувство собственного достоинства;
  • Уважительное отношение к людям;
  • Умение принимать верное решение;
  • Способность осуществлять неслучайный выбор.

Программа учит корректировать отношения между педагогами, учителями, родителями и учениками, помогает ученикам в обретении культуры общения, культуры поведения, учит милосердию, состраданию. В учебной деятельности это происходит через предметы общественно - гуманитарного цикла, во внеклассной работе, вечерах, "огоньках", походах, встречах с интересными людьми, акциях милосердия, благотворительных концертах (например, в доме пожилого человека). Учащиеся постигают общечеловеческие ценности (жизнь, мама, Родина, семья, природа). Индивидуальная работа с учащимися на основе личностно ориентированного подхода ведется по следующим аспектам:

  • Изучение их взаимоотношений, проблемы общения;
  • Изучение стилей взаимоотношений родителей с детьми, положение молодого человека (девушки) в семье;
  • Создание условий для самоутверждения учащегося в школе;
  • Проведение творческих игр по этике общения "Шаг навстречу", "Джентльмены", "Хороший тон дома и в школе", "Культура общения - способ организации жизни", "Человек - маара всему". этические диалоги: "Хороший тон в светской жизни", "Этика отношений в коллективе" и др.

Основной целью программы является - скорректировать отношения между учителями, родителями и учениками, помочь обрести культуру общения, милосердие, сострадание, воспитание молодежи гражданами своей Родины, России, людей знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края, учитывать здоровьесберегающие технологии, направленные на формирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни; гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, толерантности.

Программа охватывает период обучения школьников с 8 по 9 классы.

Она является общепедагогической, подразумевает активное включение в воспитательный процесс учителей школы, работающих в классе; школьников и родителей. Программа построена с учетом психологических особенностей и потребностей детей различных возрастов.

Основные направления работы:

  • реализация здоровьесберегающих технологий;
  • духовно-нравственное;
  • патриотическое;
  • развитие самоуправления в классном коллективе.

Приложение 1 включает в себя план воспитательной работы в 8 классе

В соответствии с этими направлениями предусмотрены следующие виды инновационной деятельности:

  • Привлечь учащихся к изучению культуры поведения, через посещение выставок, музеев, достопримечательностей Ставропольского края, непосредственно напрямую и виртуально (через Интернет) прививать красоту знакомя с живописью Третьяковской галереи, Эрмитажа и др.
  • Привлечь к работе над выпуском электронных мини-проектов "Здоровье и культура - в наших руках", "Родной край" и т.д.
  • Приоритетные принципы воспитательной работы:
  • Воспитывать ученика- личность, ученика-патриота родного края, страны.
  • Воспитывать и прививать интерес к спорту, здоровому образу жизни.
  • Условия реализации программы.
  • Выполнение государственного заказа на воспитательные услуги.
  • Деятельность классного руководителя направлена на работу со школьниками.

Необходимо:

  • создавать условия для реализации прав детей, закрепленных Уставом школы;
  • формировать мотивацию к учению каждого отдельного ребенка;
  • изучать и развивать возрастные и индивидуальные особенности школьников для развития и стимулирования познавательных интересов;
  • создавать благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления через разнообразные формы и методы индивидуальной работы;
  • формировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, станицы образовательную среду, способствующую формированию личности, умеющей жить в коллективе;
  • развивать потребности ребенка в общении со сверстниками в процессе складывания детского коллектива.

1. Основные направления классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по моделированию и построению воспитательной системы класса.

Основные направления деятельности Задачи деятельности
Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе. 1.Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.

2.Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений.

3.Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.

4.Определить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества. 1.Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества.

2.Определить место и роль класса в воспитательной системе школы. 3.Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.

Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка. 1.Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

2.Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества.

2. Ключевые дела

1.

Название (краткая расшифровка дела)

  Диагностика уровня воспитанности  
  "Быть воспитанным - что это значит?" Дискуссия, организация работы по повышению уровня воспитанности
  9 сентября: "Всемирный день красоты" Вечер отдыха
  "Хороший тон дома и в школе", "Славной истории строки", "По старым улицам станичным" Часы общения, помочь учащимся в обретении культуры общения, культуры поведения
  "День вежливости" Ролевая игра
  "Хороший тон в светской жизни" Этические диалоги с учащимися
  "Культура общения - способ организации жизни" Создание условий для самоутверждения учащихся в коллективе
  "Прошлое - возрождение казачества" Круглый стол
  "Умелые руки не знают скуки" Выставка творческих работ
  "Мир нужен всем" Уроки мужества
  Трудовой десант  
  Диагностика уровня воспитанности Итоговый контроль
2. Экскурсии "По старым улицам станичным", музеи казачества, историко-краеведческий музей г.Кисловодска, Пятигорска
3. Походы
  "Станица, моя станица:", "К подножью Машука" Сохранение, укрепление здоровья учеников. Изучение родного края.

3. Работа по развитию классного коллектива. Самоуправление в классном коллективе.

представление учащимся реальной возможности участвовать в управлении классом, школой (прогнозировать, планировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс) через активную работу органов ученического самоуправления.

Работа с органами детского самоуправления в классе;

  • работа с лидерами и неформальными лидерами (положительными и отрицательными);
  • создание "Совета дела", проведение сборов, собраний (один раз в четверть);
  • работа с микроколлективами;
  • работа по выполнению школьных поручений и заданий;
  • контроль за выполнением классных поручений через органы самоуправления.

Приложение 4 Программно-методическое и информационное обеспечение.

Формы работы по данной программе определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей учеников, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходят развитие и самоопределение. Это:

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
  • коллективные (коллективно- творческие дела, игры, спектакли, концерты, слеты, дискуссии, состязания, соревнования, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и др.).

Приложение 5 Виды и формы воспитывающей деятельности

Приложение 6 Психолого-диагностическое сопровождение.

  • Направленность личности и специальные способности.
  • Интересы (перечислить всё, чем интересуются уч-ся, отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если ученик не просто проявляет интерес к каким-либо областям знаний и деятельности, но серьёзно ею занимается; подробно ответить любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или развлекательную литературу);
  • Убеждения, мечты, идеалы уч-ся. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов в его поведении.
  • Есть ли особые способности к какой-нибудь деятельности (музыке, рисованию и пр.) и в чём они проявляются.
  • О чём мечтает и что намеревается делать в будущем (отмечать в характеристике ученика, начиная с 7-го класса).

Дисциплинированность.

  • Общая характеристика поведения (ведёт себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость);
  • Выполнение школьного режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по неизбежности не успевает уложиться в определённое время);
  • Выполнение требований взрослых (охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их, какие именно).
  • Особенности характера и темперамента.
  • Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера: черты направленности личности по отношению к людям, учёбе, труду, самому себе; чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, чёрствость, добросовестность, зазнайство, скромность и др.
  • Выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, общительности);
  • Преобладающее настроение (весёлое, грустное, подавленное). Его устойчивость, чем вызвана смена настроения.
  • Общие психолого-педагогические выводы.
  • Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Определить уровень его умственного развития (низкий, средний, высокий) и нравственной воспитанности. Причины (внутренние, внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определённых способностей, навыков работы и др.);
  • Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей воспитательной работы со школьником.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

  • Материально-техническое обеспечение.
  • Комплектование кабинета научно-методической литературой, литературой по воспитательной работе, психолого-педагогической литературой в связи с реализацией данной программы;
  • Использование в работе материальной базы, оборудования школы;
  • Оснащение кабинета необходимыми ТСО;
  • Выполнение ремонтных работ.
  • Социальная защита учеников.
  • Участие в региональных программах по социальной защите школьников.
  • Реализация прав детей, закрепленных Уставом школы.
  • Взаимодействие с заинтересованными организациями и ведомствами по вопросам работы с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию.
  • Взаимодействие в социуме. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

Приложение 2 Таблица взаимодействия и формы работы

Кроме основного, работа ведется по всем направлениям воспитательного процесса, которая отражается в плане классного руководителя.

Программа разбита на разделы. Приложение 7

Приложение 8. Основные мероприятия по реализации программы 8-9 класс

Приложение 3 ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ДЕЛ

Приложение 9 КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования. Методист. Научно-методический журнал. М.,2003. №2
2. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. - М., 2000 г
4. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой - М., 1992 г.
5. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2000 г.
6. Ведомственная целевая программа "Развитие образования Ставропольского края"
7. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы".
8. Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. - М., 2001 г.
9. Закон РФ "Об образовании". - М., 1996 г.
10. Конвенция ООН о правах ребенка.
11. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
12. Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года.
13. Киммел Т., Клайн Ф., Бенуа С. Воспитание с любовью и логикой. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995
14. Минимальный социальный стандарт РФ "Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования".
15. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
16. Национальный проект "Образование". Нормативно-правовые документы.
17. Права ребенка в РФ относительно конвенции Оон о правах ребенка.
18. Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001 - 2010 годы.
19. Программа развития воспитания детей и молодежи Ставропольского края
20. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе: Практическое пособие. - М., 2002 г.
21. Сергеева В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. - М., 2000
22. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / В.Н.Гуров, Б.З.Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М., 2004.
23. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001.
24. Журналы: "Классный руководитель", "Воспитание школьников", "Справочник классного руководителя", "Воспитательная работа в школе", "Классный руководитель".