Совместная работа учителя и логопеда по коррекции дисграфии и дисорфографии на уроках русского языка в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Когда мы, нынешние взрослые, были детьми и учились в школе, в каждом классе мы наблюдали пару отпетых двоечников, которые с трудом усваивали школьную программу, получали двойки и выслушивали постоянные упрёки в свой адрес. Учителям и родителям этих детей и в голову не могло прийти, что эти дети – не «лодыри», а дети с задержкой психического развития (ЗПР), нуждающиеся в особом подходе и специализированном лечении.
Современному учителю общеобразовательной школы знакомы такие понятия, как минимальная мозговая дисфункция, психический инфантилизм, церебрастения, гиперактивность, синдром дефицита внимания, психическая депривация, школьная дезадаптация и другие расстройства.
К сожалению, в последнее время специалисты констатируют значительный рост числа детей, испытывающих затруднения в процессе обучения. ЗПР может возникнуть по разным причинам. Чаще всего это патология беременности и родов у матери, плохая наследственность, травмы и тяжёлые заболевания, перенесённые ребёнком в раннем возрасте. В результате неблагоприятного воздействия этих факторов на центральную нервную систему ребёнка происходят как бы приостановка или искажённое развитие самых тонких человеческих функций, определённых структур коры головного мозга. Очень большое, а иногда и решающее значение в этом имеют недостатки социальной среды, в которой воспитывается ребёнок. Здесь на первом месте стоят дефицит материнской ласки, человеческого внимания, тепла и недостаток ухода за малышом.
Несмотря на разные причины возникновения, задержки психического развития у детей имеют общие черты. Их внимание характеризуется неустойчивостью, недостаточной переключаемостью, страдают все виды памяти, для восприятия характерны замедленность, недостаточная целенаправленность. Особую трудность у учащихся рассматриваемой категории вызывает выполнение заданий, требующих словесно-логического мышления, установления различной сложности причинно-следственных связей, построения программы событий. Операции анализа и синтеза у учащихся данной категории слабо сформированы. Для учащихся с ЗПР характерен ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень мотивации, познавательной активности. Такие дети испытывают трудности при самостоятельном планировании собственной деятельности.
У большинства детей с ЗПР младшего школьного возраста, в силу своих психофизиологических особенностей, не сформированы предпосылки к овладению письмом, что является, причиной  возникновения дисграфии, а в дальнейшем и дизорфографии. 
Симптоматика этого нарушения характеризуется большим количеством специфических ошибок:
I.Ошибки, обусловленные несформированностью фонематического слуха:

  1. смешение парных гласных: яма – яама, ёжик – ожик;
  2. смешение звонких и глухих: собака – сопага;
  3. смешение свистящих и шипящих: сушки – шушки, цапля – сапля;
  4. неумение обозначать мягкость согласных: мяч – мач, банька – банка, ель – ел.

II. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематического восприятия и связанного с ним языкового анализа и синтеза:

  1. пропуск гласных букв в слове: упала – упла;
  2. пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных: стол – сол;
  3. перестановка букв в слове: клюква – клювка;
  4. перестановка слогов: паровоз – павороз;
  5. выпадение слогов: бабочка – бачка;
  6. наращивание слов лишними буквами или слогами: поют – поеют, клюква – клюкиква;
  7. не дописывание букв или слогов: растёт – расте, молоко – моло;
  8. искажение слов: коньки – куни;
  9. слитное написание слов и их произвольное деление: висит на ветке – виситнавет ки;
  10. слитное написание предлогов и раздельное – приставок: за ехали вгараж.

III. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

  1. неумение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже: весёлый дети, жёлтых листья;
  2. неумение согласовывать существительные с числительными в числе: три красная яблоки;
  3. неправильный выбор падежной формы существительных в словосочетании с глаголом: катались на санки;
  4. замена префиксов или суффиксов: захлестнула – нахлестнула, козлята – козлёнки, поливает пожар;
  5. изменение падежа местоимений: около него – «около ним»;
  6. пропуск членов предложения: С деревьев жёлтые листья.;
  7. нарушение последовательности слов в предложении: Дети на санки катались;
  8. неумение определить границы предложения: Жили-были сестра и брат они любили читать. Сказки.;
  9. в связной письменной речи последовательность предложений не всегда    соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.

IV. Оптическое смешение букв, сходных по написанию, обусловленное недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза; пространственных представлений:

  1. состоящие из одинаковых элементов, но равнорасположенных в пространстве: в – д;
  2. включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами: и – ш, п – т, х – ж, л – м;
  3. пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент: лук – ук;
  4. лишние неправильно расположенные элементы: бятем, демка.

Работа по преодолению дисграфических ошибок является частью коррекционно-разивающего обучения, которое должно осуществляться группой специалистов: логопедом, психологом, психиатром и учителем.
Программы коррекционно-развивающего обучения утверждены, но учебно-методических комплектов, обеспечивающих реализацию этого обучения в соответствии с этими программами нет. А учителю начальных классов, которому в своей работе часто приходится сталкиваться с различными вариантами нарушения письма,  традиционных методов воздействия недостаточно.
В коррекционной работе с такими детьми на уроках русского языка мы предлагаем использовать упражнения из копилки логопедов и психологов, направленные на активизацию познавательных процессов (памяти, внимания, мышления), на совершенствование языковых способностей.

Предлагаем вам некоторые упражнения из нашей практики, которые можно использовать в своей работе по коррекции дисграфии и дизорфографии на уроках русского языка.

Упражнение 1.
Если ребёнок пропускает буквы, проводите «волшебные диктанты», в которых слова пишутся не буквами, а чёрточками: каждая буква – чёрточка.

Упражнение 2.
Ребёнок не дописывает окончания? Поможет такой же диктант, но окончания пусть пишет буквами: например, «здоровый» - «- - - - - - ый». Если ребёнок делает ошибки в суффиксах и окончаниях, предложите поиграть – придумать слова на предпоследнюю букву: вы говорите – «слон», ребёнок – слово, начинающееся на о.

Упражнение 3.
В случае если ребёнок путает буквы, надо создать их устойчивый образ. Посоветуйте родителям вырезать с ним алфавит из бархатной бумаги, скрутить буквы из проволоки, слепить из пластилина, а затем пусть он с закрытыми глазами угадывает их на ощупь. Можно писать буквы в воздухе, на спине. А если занятия родителей будут идти параллельно со снижением требований по технике чтения – эффект обеспечен!

Упражнение 4.
Предложите придумать и нарисовать картинки, в которых акцент сделан на проблемных буквах: например, «корова» - корова с глазами в виде букв о, «интеллигент» - рожица, у которой в каждом глазу по букве л.

Упражнение 5.
После каждых 20 минут занятий делайте небольшую паузу: пусть в младших классах это будут игровые дыхательные или двигательные упражнения, в старших – 2 минуты на что-то весёлое из истории предмета.

Упражнение 6.
Игра «Отгадай слово»
Можно придумать различные варианты игры. Например: детям предлагается условное изображение яйца. Внутри него расположены различные предметы. Узнать кто вылупится из яйца можно, если выделить из названий предметов первый звук –

СЛОН –
ТРАКТОР –
РАДИО –
АСТРА –
УДОЧКА –
СЫР –

второй звук –
СПУТНИК –
БАНКА –
ТВОРОГ –
КЛЮЧ –
ЛИМОН –
ГНОМ –

третий звук –
ЦЕПЬ –
УЛИТКА –
САНКИ –
ТИГР –
КОВЕР –
КНИГА –
САНКИ –

С
Т
Р
А
У
С


П
А
В
Л
И
Н


П
И
Н
Г
В
И
Н

*Составить слово из первых звуков названных слов.

Упражнение 7.
Игра «Повторяй за мной» (развитие внимания).
Под любую считалку ведущий ритмично выполняет простые движения, например, хлопает в ладоши или по коленям, топает ногой, кивает головой. Дети повторяют его движения. Неожиданно  ведущий меняет движение, и тот, кто вовремя не заметил этого и не сменил движения, выбывает из игры.

Упражнение 8.
Игра «Оркестр» (развитие активного внимания).
Выбирается  ведущий. Он находится в центре круга. Каждый из детей выбирает себе какое-нибудь слово и по команде начинает произносить его одновременно со всеми без остановки, пока ведущий не скажет «Стоп!». Задача ведущего -  услышать и запомнить все произнесенные слова и повторить их.

Упражнение 9.
Графический диктант. Можно проводить с целью дифференциации смешиваемых звуков, которые ребенок должен выделить из насыщенного звукового ряда: слово, фраза, текст.
Перед детьми ставится задача: определить по слуху только изучаемые звуки, например, звонкий [з] и глухой  [с]. Слова, не содержащие указанных звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков, обозначаются одной соответствующей буквой.
Предложение: «В сосновом лесу смолистый запах» - будет выглядеть так:
«- сс с сс з».

Упражнение 10.
Игра «Иностранные слова».
Детям предъявляются карточки «родога», «камош», «монли», и задание в стихотворной форме:

Даны слова вам странные,
Почти как иностранные.
На них вы посмотрите
И переведите! (Дорога, мошка, лимон.)

Упражнение 11.

Игра «Внимательные глазки».
Детям предъявляется запись на доске или на карточке фрфефчфкфаф и задание:
С этим словом что-то сталось,
Буква лишняя закралась.
Эту букву отними,
Слово ты освободи! ( Речка.)

Как мы убедились на своём опыте, применение знаний логопедов и психологов на уроках русского языка даёт положительный эффект в работе по преодолению нарушений письма, поэтому мы предлагаем использовать такие упражнения другим педагогам.