Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Типология проектов

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

  • Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)
  • Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы
  • Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.
  • Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Другими признаками классификации являются:

  • Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)
  • Продолжительность (краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года)

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Работа в данном направлении реализовывалась через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.

Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, потому что научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по сомоорганизации профессионального пространства.

Благодаря разработанной нами системе работы, педагоги освоили новую технологию – метод проекта, что позволило изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Внедряя метод проекта в образовательный процесс нашего ДОУ, мы определили цель и задачи:

Цель:

Создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии — “метод проектов”.

Задачи

  1. Организовать систему из семинаров, консультаций, тренингов по освоению педагогами метода проекта в дошкольном образовании.
  2. Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.
  3. Создать предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям проектного метода.
  4. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности.

Перед тем, как начать работу в данном направлении, мы определили направления работы:

Это построение взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания; построение единой содержательной линии, обеспечивающей включение проектного метода в воспитательно-образовательный процесс; корректирование планирования, представив проектный метод в следующих разделах – физическое воспитание, развитие речи детей, художественно-эстетическое воспитание, социально-нравственное воспитание, развитие у детей основ правового сознания, развитие у детей представлений об окружающем мире, об экологии.

Определили формы работы. Это – семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс и методы работы, это – беседы, диспут, практикум, круглый стол, работа с методическими материалами, дни взаимопосещений, презентации проектов.

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.

На I этапе

Был проведен мониторинг, а именно:

– Анкетирование педагогов; родителей;

– Подбор методической, справочной литературы по проектному методу.

Отбор участников проводился на основе желания самих педагогов включиться в реализацию предлагаемого метода и по результатам собеседования. Главным критерием при этом была готовность персонала к открытости и изменениям в работе с детьми.

II этап – Реализация целей и задач проекта

Были проведены следующие мероприятия:

Семинар “Общие основы проектирования. Метод проектов в дошкольном образовании”; Консультации “Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников”, “Создание пространственной среды в группе”, “Участие родителей в проектной деятельности”;

Семинары –практикумы “Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста”, “Составление схемы взаимодействия воспитателей и специалистов”, “Разработка групповых проектов”, Презентация проектов;

Тренинг “Участие в проектной деятельности”;

Конференция “Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства”.

На III этапе

Подводили итоги;

– Анализировали полученные результаты;

– Обобщили опыт работы педагогов;

– Разработали методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности.

Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала.

Рассмотрим механизм проектирования, который применяется в нашем дошкольном образовательном учреждении.

Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов – сюда входит: цель, задачи проекта; их реализация – это модель реализации и поэтапный план действий; анализ результатов.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыследеятельность педагогов, что позволяет:

  • ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;
  • освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
  • уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
  • объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.

Реализацией проектов в нашем дошкольном учреждении руководит проектный совет, целью которого является создание условий для инновационных процессов в ДОУ. Задачами проектного совета являются: руководство образовательными проектами, утверждение или экспертиза, а так же контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику ДОУ .

Так же проектным советом ДОУ определены критерии выполнения и защиты проекта. В число таких критериев входят:

  1. Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.
  2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
  3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых педагогом или группой решений.
  4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов.
  5. Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, качество экскизов, схем, рисунков.

В нашем дошкольном учреждении специалистами и воспитателями разработаны и реализованы оригинальные проекты, такие как:

  1. Роль управленческой деятельности в создании здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ”. Цель проекта: Создание необходимых научно-методических, организационных, психологических, кадровых и информационных условий, направленных на создание здоровьесберегающего образовательного пространства, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, обучению средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности, умение трансформировать в профессиональной деятельности условия для сохранения и укрепления здоровья детей на основе традиций детского сада и современного опыта педагогов, родителей.

Задачи проекта: Охрана жизни и здоровья детей, создание безопасных условий пребывания в ДОУ; Обеспечение воспитаннику возможности сохранения здоровья за период нахождения в ДОУ; Диагностика и коррекция отклонений в состоянии здоровья дошкольников; Обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностью в двигательной активности; Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка, профилактика некоторых заболеваний; Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни; Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения дошкольников.

Результаты: Создание здоровьесберегающего пространства ДОУ. Сформированность у детей потребности в физическом совершенствовании, вооружении знаниями, умениями и навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Овладение навыками самооздоровления. Снижение уровня заболеваемости. Положительная динамика посещаемости детьми ДОУ. Переход детей из одной группы здоровья в другую. Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояния и ощущения.

  1. “Родной свой край, люби и знай!”
  2. “Эко-мир моей семьи”
  3. “Экспериментирование – путь к познанию окружающего мира”
  4. “Симфонический оркестр”
  5. “Реализация правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ”

В данное время в нашем ДОУ разработаны и реализуются следующие проекты:

  1. “Семья”. Цель проекта – Помочь современной семье в деле воспитания и образования детей, предупредить появление отчуждения между ребенком и его семьей. Задачи проекта – Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим; Воспитать у родителей чувство уверенности в своих силах и мудрости; Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями; Оказать помощь в управлении собственным поведением и поведением детей; Обучить родителей общению с детьми; Оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком; Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребенка.

Планируемый результат: Обучение педагогов навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм; Обучение (приобретение) коммуникативным навыкам; Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание; Изучение особенностей семьи; Повышение педагогической компетентности родителей; Возбуждение интереса родителей к себе как к педагогам – воспитателям; Обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.

  1. “Сказка –творчество детей”. Цель проекта: Развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности. Задачи проекта: Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; Развитие творческого потенциала; Развитие коммуникативных навыков; Развитие эмоционально- ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам.

Планируемый результат: развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта; создание благоприятных условий для саморазвития ребенка; ребёнок проявляет интерес к игре с рифмой и словом; словотворчество детей.

Сейчас, работая по методу проектов уже более двух лет, можно сделать следующие выводы:

  1. Метод проектов можно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду. Наше дошкольное учреждение работает по программе “Детство. Данная программа предусматривает комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. Темы многих проектов, реализуемых в группе, сочетаются с темами, предусмотренными программой. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.
  2. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
  3. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно психологом ДОУ.
  4. Педагоги дошкольного учреждения освоили идеи и методы проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.
  5. Изменился стиль общения взрослого с ребенком.
  6. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.

Организация управленческой деятельности по развитию проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.