РАЗДЕЛ I
Информационный
1. Тема опыта: Воспитание экологической культуры младших школьников через организацию внеурочной деятельности
2. Сведения о том, какими материалами представлен опыт работы.
- Описание опыта «Воспитание экологической культуры младших школьников через организацию внеурочной деятельности»
- Литература
- Диагностика
- Приложения
3. Степень новизны опыта: скомбинировала, соединила установленные наукой принципы и методы и успешно применила их в своей практике
4. Способ получения нового: опытничество (наличие опыта в педагогической деятельности, включает как деятельность для получения результата, так и результат)
5. Содержательно-целевая направленность опыта: педагогические технологии
6. Длительность функционирования опыта: 6 лет
РАЗДЕЛ II
Технологический
Современный человек должен глубоко осмыслить диалектику отношений между обществом и окружающей природной средой. В наш век создалась такая ситуация, когда становится недопустимой деятельность в природе без достаточных знаний о возможных последствиях этой деятельности. Следовательно, решение экологических проблем требует, прежде всего, перестройки сознания мышления людей. Эти качества закладываются с первых лет жизни ребенка, развиваются и закрепляются на школьной скамье. Включение основ экологических знаний в обучение школьника, его экологическое образование - это необходимость нашего времени, обусловленная современным уровнем развития экологии как комплексной науки и социальными задачами - подготовкой высоконравственных и образованных людей, умеющих экологически грамотно мыслить и решать сложные проблемы, возникающие в результате взаимодействия человечества с окружающей природной средой.
Важнейшими факторами решения экологических проблем являются психологическая готовность людей внедрять уже существующие экологически безопасные технологии, сознательное соблюдение экологических ограничений, а также стремление принимать личное участие в природоохранной деятельности и т.п. Гуманитарное направление как раз и предполагает смену системы ценностей, коррекцию мировоззрения, перестройку сознания людей, т.е. формирование новой экологической культуры человека.
«Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле» (Московская международная декларация об экологической культуре. Москва. 7 мая 1998 г.).
Формирование экологической культуры населения сегодня рассматривается в качестве важнейшей сферы национальной экологической политики России (наряду с такими сферами как экономика природопользования, экологическое право, управление природопользованием, сохранение биоразнообразия и здоровья среды).
Термин «экологический» чаще всего понимается как «связанный с окружающей средой». В широком смысле под окружающей средой принято понимать совокупность природных (физических, химических, биологических) условий и влияний, а также социальных факторов. Современные программы экологического образования нередко включают и специальные разделы, посвященные изучению различных аспектов межчеловеческих отношений.
В то же время, когда речь идет об «экологической политике», «охране среды или экологической безопасности», имеется в виду прежде всего окружающая природная среда. Термин «экологический» воспринимается большинством наших соотечественников как «связанный с природой» и именно в этом смысле употребляется в данном тексте.
Слово «культура» первоначально означало «возделывание, ведение хозяйства», т.е. определяло поведение людей. Другое, наиболее распространенное сегодня значение этого слова связано с обозначением сферы духовной жизни, т.е. с сознанием людей.
Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут хоть, и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. Экологическое поведение понимается как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов.
Традиционно развитие экологической культуры связывается, прежде всего, с экологическим образованием. В мировой практике используются две основных взаимодополняющих модели такого образования:
- введение в содержание образования на различных уровнях учебного предмета «экология»,
- экологизация всех учебных дисциплин, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер. В настоящее время все большую поддержку начинает получать второй подход.
Однако развитие экологической культуры только на основе формального экологического образования недостаточно эффективно. Основным результатом традиционного экологического образования оказывается определенная осведомленность обучающихся в области экологических проблем.
Педагоги отмечают, что учащиеся хотя и усваивают экологические знания, готовы воспринимать информацию об экологических бедствиях, но, как правило, не стремятся разобраться в причинах их возникновения. По данным анкетных опросов 80% школьников не готовы проявлять личную активность в практических делах по охране здоровья среды.
Такая ситуация во многом обусловлена тем, что до сих пор на практике процесс формирования экологической культуры учащихся часто ограничивается включением определенных экологических вопросов в биологические, географические, химические и т.п. учебные курсы. При этом, как показали специальные исследования, только 15% школьных учителей рассматривают формирование экологической культуры учащихся как важнейшую педагогическую задачу.
Цель региональной экологической политики в сфере образования - создание системы эффективного целенаправленного формирования экологической культуры всех категорий жителей с использованием для этого всех возможных инструментов и институтов.
Для достижения данной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
- формирование у населения системы представлений об основных положениях стратегии устойчивого развития, о проблемах поддержания здоровья среды и т.д.;
- формирование гуманного отношения к природе, обеспечивающего психологическое включение животных и растений в сферу действия этических норм;
- освоение населением экологически безопасных способов природопользования;
- обучение людей осознанно использовать уникальный потенциал, который заключен в духовном общении с миром природы, для собственного личностного развития;
- формирование у людей потребности в активной личной поддержке идей устойчивого развития и поддержания здоровья среды.
Экологическое образование осуществляется детскими дошкольными учреждениями, школами, вузами, учреждениями дополнительного образования детей.
Эколого-образовательная деятельность носит системный характер, предполагает формальную ответственность образовательной структуры за конечный результат образовательного процесса - уровень подготовленности своих выпускников.
Просвещение подразумевает, прежде всего, целенаправленное информирование населения в экологических вопросах, вовлечение широких слоев
населения в активное участие в природоохранной деятельности. Эколого-просветительская деятельность может осуществляться как государственными, общественными, частными организациями (учреждениями), так и отдельными лицами.
Экологическое просвещение не дублирует и не заменяет содержание, формы и методы общего и профессионального экологического образования
Становление экологической культуры осуществляется с учетом соответствующих социально-психологических закономерностей. К разработке социально-экологических программ наряду с биологами, географами, педагогами и другими «традиционными» природоохранными специалистами следует привлекать социологов и психологов, а также журналистов, представителей других творческих профессий.
В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. Экологическое воспитание рассматривается как разностороннее взаимодействие детей – активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребёнка, т. Е. приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя человеческой культуры.
В пособии И.В. Цветковой «Экология для начальной школы» экологическая культура определяется как качественное новообразование личности, совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности.
Рассматривая младший школьный возраст как самоценный этап в развитии экологической культуры личности, когда происходит качественный скачок в мироощущении ребёнка от «Я - природа» до «Я и природа» и идёт формирование ценностного отношения к окружающему миру, собственного опыта по взаимодействию с ним, И.В. Цветкова выделяет основные критерии роста и показатели проявления нравственно-экологической позиции личности:
- усвоения норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;
- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
- потребность в общении с природой, проявление положительных чувств;
- умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности;
- проявление инициативы в решении экологических проблем своего ближайшего окружения
Основной задачей экологического образования является не столько усвоение экологических знаний, сколько обучение решению экологических проблем, которое должно быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды.
Вот характерная особенность нашего времени: многие сейчас разбираются и в музыке, и в живописи, знают имена художников эпохи Возрождения, разбираются в компьютерах…. И не знают названий птиц, порхающих возле дома, не могут отличить кедр от пихты. Я считаю, что экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь. Вводя ребенка в мир природы, очень важно показать ему все стороны своих взаимоотношений с природой, чтобы общаясь с ней, дети учились, говоря словами поэта М. Волошина: «Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить. Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, пройти по всей Земле горящими ступнями, всё воспринять и снова воплотить…». Если вдуматься в эти слова, то тема воспитания экологической культуры очень актуальна. Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам дает? Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого? Экологический кризис коснулся всех стран и народов, всем нам придется неизбежно принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто придет за нами, нашу прекрасную планету.
«Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей. Он - хозяин её», - говорил И.С.Тургенев.
При помощи могучего таланта и знаний человек щедро одарил Землю отходами производства. А «победить природу можно только повинуясь ей» (Ч. Дарвин).
Исходя из выше сказанного, учитывая актуальность проблемы по формированию экологической культуры младшего школьника, ведущей целью моей работы является создание условий для формирования экологической культуры личности младшего школьника.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- воспитывать экологически культурную личность через углубленные знания по краеведению и основам экологии;
- раскрывать творческий потенциал и развивать разносторонние способности детей;
- формировать познавательный интерес и интеллектуальное развитие школьников;
- содействовать формированию экологической культуры, умению публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи;
- прививать навыки исследовательской работы.
Отношение людей к природе в процессе производства сопутствовало всей истории человечества и всегда в той или иной мере отражалось в сознании людей. В экологической культуре закрепляется комплекс экологической деятельности, а также общественные отношения, связанные с её выполнением и, как составной духовный элемент, специфическое экологическое сознание конкретной эпохи. Осваивая экологическую культуру, человек создаёт экологические условия своего существования, продуцирует свою систему его отношений с природой.
Под экологической культурой понимается определённая программа, опредмеченная в процессе экологической деятельности, на основании которой субъект строит свой исторически конкретный тип взаимодействия с природой. Содержание этой программы составляет специальная информация о нормах экологической деятельности.
Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе.
Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (1992 г.) предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, целью которого является развитие экологической культуры народа, каждого члена общества.
Ранний возраст - это то время, когда родители, воспитатели детских садов и учителя начальных классов могут реально повлиять на формирование культуры отношений в системе «человек - окружающая среда».
В настоящее время программы экологического образования построены на основе приобретения знаний, наличие которых недостаточно для развития личности. Необходимо формирование ответственного и целесообразного отношения человека к природе. Такое отношение формируется в процессе непосредственного общения с природой.
«Экология, - сказал один из школьников, - это когда люди улыбаются…». А если так, то подарить людям улыбку - это значит увеличить в окружающем нас мире количество добра, снять с души что-то тревожное или злое, сделать ещё один шажок к гармонии всего живого на Земле. «Счастье - это быть с природой, видеть её, говорить с ней», писал Л. Н. Толстой.
Воспитывая экологическую культуру личности младшего школьника, я применяю в своей работе технологии:
- информационные,
- игровые,
- проектные.
Развитие образования невозможно представить без широкого внедрения в учебный процесс и внеклассную деятельность информационных технологий. Информационные технологии дают возможность отобрать такое содержание образования, которое поможет ребенку сохранять и воссоздавать целостную картину мира, осознавать разнообразные связи между объектами и явлениями и в то же время сформирует интерес детей к тем или иным экологическим проектам, природоохранным мероприятиям. Посещение музеев, ботанического сада, офиса Болоньского заповедника, встречи с писателями - амурчанами, использование средств экологической пропаганды (плакаты, значки, марки и т.д.), отражающие экологическую тематику, а также экологические лозунги, обращения, видеоклипы привлекают внимание детей к экологическим проблемам.
В начальной школе игровые технологии остаются ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно.
У нас с детьми стало традицией ходить на «экологическую тропу». Отдых на природе - увлекательный и интересный, веселый и эмоциональный. На остановках ребята читают стихи о природе, загадывают загадки; вместе играем в подвижные игры. Такие подвижные игры стимулируют получение экологических знаний, закаляют тело и душу, воспитывают чувство единения с природой. Это такие игры, как «Паучок на паутинке», «Амурские волны», «Путешествие к волшебному озеру», 2 этап игры «Схватка с Черным Драконом».
Познавательные игры стимулируют переход от любопытства к любознательности, являясь средством развития интеллекта и творческих способностей. Такие игры можно проводить как на природе, так и в помещении. Так, например, на природе была проведена познавательно - экологическая игра «В царстве Берендея». На этапах игры «Зеленый друг», «Лесная аптека», «Остроглаз», «Маленькие тайны природы», «Бюро погоды», «Охрана природы» ребята показали прекрасные знания о лекарственных растениях, растениях нашей местности, рассказали о своих наблюдениях за погодой и т.д.
Викторины - одна из форм экологического воспитания. Они носят интегрированный характер. Вопросы составляются на основе сведений о природных объектах и явлениях в различных областях науки и искусства. Для достижения успеха необходимы знания по экологии, в области естествознания и, конечно, общая эрудиция. Викторины готовлю в виде игр «Счастливый случай», «Поле чудес», «Географическая», «Птицы нашего края», «Зоологическая», «Грибы» и др.
К. Д. Ушинский писал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения». На мероприятиях очень часто применяю занимательный материал. Использование занимательного материала на экологическую тему помогает активизировать познавательную активность, наблюдательность, внимание, мышление, развивает творческое воображение ребёнка, повышает его экологическую культуру. В работе использую различный занимательный материал: кроссворды, сценки, загадки, ребусы. Провожу конкурсы пословиц, загадок, рисунков на различные темы (например, 1 классы - «Загадки о зиме», на параллели 3 - 4 классов - конкурсы кроссвордов, конкурс на лучший экологический вопрос и т. д.) «Что такое смог»? «Как образуется кислотный дождь?» «Сколько времени требуется для разложения разных видов мусора?» Такие вопросы включаю в различные мероприятия для создания проблемных ситуаций, которые разрешаем с детьми:
- Во время прогулки с друзьями ты видишь, как какие- то люди сбрасывают с грузовика в озеро бочки. Что ты предпримешь?
- Ты с друзьями отмечаешь окончание четверти на природе. Когда вы собрались уходить, кто-то предлагает оставить весь образовавшийся мусор в лесу. Твои действия?
Комплексные игры соединяют романтику, смекалку, интеллект, спорт, и конечно, непосредственное взаимодействие с природой. Поэтому такие игры пользуются большой популярностью у ребят: «Цветочный марафон», «В царстве Черного Дракона», «Экология» и многие другие.
Большое значение для экологического обучения и воспитания имеют Декады природоведения и Экологические Недели. В этот период провожу с ребятами конкурсы плакатов и рисунков на тему «Земля - наш общий дом»; классные часы, конкурсы «Знатоков природы» и «Устами Лесовичка»; КВНы, игры - путешествия по станциям:
- «Творческая»
- «Зоологическая»
- «Ботаническая»
- «Угадай-ка»
- «Экологическая»
- «Исследовательская».
В конце Экологической Недели проводится праздник в виде игры - путешествия, информационной игры, конференции.
Включаю в свои мероприятия рубрики:
- знаете ли вы….(почему наш Амур назвали Черным Драконом)
- из книги Гиннеса… (Самая крупная градина 1,02кг. Это было в Бангладеш 14 апреля 1986г. От града погибло 98 человек. Самая высокая волна 34 м. Самая высокая скала в Тихом океане 561 м и многие другие высказывания)
- спасены человеком (о зубрах, лосях, наших дальневосточных аистах, бобрах и т.п.)
- ждут помощи (о лотосе, орле-беркуте и других растениях и животных, занесенных в Красную Книгу)
- гуляй да присматривайся (когда выпадает снег и не тает, какое дерево начинает желтеть первым и т.д.)
- узнай и расскажи (ребятам дано задание узнать о пчеле, муравье, как делают гнезда грач, дикая утка и рассказать детям на мероприятии)
- вести с опушки (пара синиц может полностью очистить от вредителей 40 яблонь и т.д.)
- подумай (почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек)
Использую фенологические и экологические рассказы - загадки. Они посвящены поведению ребят на природе, отмечают ошибки в поведении школьников. Ребята объясняют, почему нельзя себя так вести. Например, почему нельзя сбивать, топтать грибы, убивать змей и т.д.
С целью актуализации знаний о природе и отношении к ней использую систему вопросов и заданий, обращенных к личности младшего школьника, и требующих их выражения и проявления в практической деятельности. Потому что не все дети знают и применяют на практике правила поведения в природе, мало знают о растениях и животных края, о заповедниках. Например, телеграмма из леса (по В. Бианки): «Мы - первая зелень и за это нас все ломают, мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А что хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Ваши зеленые друзья Ива, Черемуха, Лесная Сирень». Задаю вопрос: «Ребята, какой ответ вы пошлете на эту телеграмму? Сможете вы оказать помощь деревьям, какую?» Такие задания стимулируют деятельность учащихся на оказание практической помощи цветущим деревьям и кустарникам, которую могут оказать младшие школьники.
Учащимся необходимо получать знания переходящие в осознание, качество и норму жизни. Они должны изначально осознавать гармоничное развитие экосистем и целостность сохранения природы, своего здоровья и окружающих. Осознание должно обязательно произойти через практическую деятельность (практические работы на уроках, экологические акции, разработка и реализация экологических проектов)
В своей работе наряду с другими технологиями я использую и проектные технологии. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, само выражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста необходимо отметить, что возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи, предлагать дальние перспективы, требовать охватить несколько направлений деятельности. В связи с этим значимость проекта видится в том, что маленький конкретный проект младших школьников может выступать тем «стёклышком калейдоскопа», из которых складывается общая картина – процесс экологического воспитания, процесс экологически обоснованного, грамотного взаимодействия ребенка с окружающей средой. Каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в том море жизненного опыта, которое формирует личность.
Для пополнения и закрепления экологических знаний детей устраиваю встречи с работниками Болоньского заповедника и детского эколого-биологического центра «Натуралист», ЦДЮТиЭ. Такие встречи дают возможность ребятам более углубить знания по краеведению и основам экологии; способствуют раскрытию индивидуальности ребенка. Дети ежегодно принимают участие в экологических акциях «День защиты Земли от экологической опасности», в ходе которой стало традиционным уборки территорий пришкольного участка и города, сбор подписей в защиту сохранения окружающей природной среды «В защиту дальневосточных кедровых лесов», делают скворечники и вывешивают их на пришкольном участке, на микрорайоне.
Проведение мероприятий в начальной школе основано на индуктивном методе обучения. Через игровое взаимодействие, которое включает в себя упражнения, разминки, загадки, дискуссии мероприятия позволяют расширить кругозор школьников и реализовывать полученные знания, умения и навыки в социальной среде.
Используя всевозможные формы деятельности: общение, игра, совместное творчество, устанавливаю отношения и сотрудничество с детьми, которые позволяют эффективно влиять на повышение уровня их экологической культуры.
На протяжении 6 лет периодически проводила диагностические исследования детей с целью выявления уровня развитости экологической культуры школьников.
Вводная диагностика (2003 год, 26 человек) показала, что у 44, 3% детей недостаточно знаний в вопросах экологической культуры
Критерий «Интерес к объектам окружающего мира, к условиям жизни людей, растений, животных» составил 50%.
Критерий «Контроль своего поведения, поступков, чтобы не причинять вреда окружающей среде» - 58%
Критерий «Правила поведения в природе» - 38%
Критерий «Эмоциональная реакция при встречи с прекрасным и передача своих чувств» - 31%.
Промежуточная диагностика (2005 год, 26 человек) показала, что систематическая работа по воспитанию экологической культуры приносит видимый результат. На данном этапе 68% детей справились с предложенными заданиями
Критерий «Интерес к объектам окружающего мира, к условиям жизни людей, растений, животных» составил 77%.
Критерий «Контроль своего поведения, поступков, чтобы не причинять вреда окружающей среде» - 85%
Критерий «Правила поведения в природе» - 81%
Критерий «Эмоциональная реакция при встречи с прекрасным и передача своих чувств» - 46 %.
Критерий «Желание участвовать в экологически ориентированной деятельности» - 53%
Итоговая диагностика (2007 год, 26 человек) показала эффективность выбранных методов и форм работы, способствующих овладению детьми экологическими знаниями, экологической культурой, 85, 2%.
Критерий «Интерес к объектам окружающего мира, к условиям жизни людей, растений, животных» составил 85%.
Критерий «Контроль своего поведения, поступков, чтобы не причинять вреда окружающей среде» - 100%
Критерий «Правила поведения в природе» - 100%
Критерий «Эмоциональная реакция при встречи с прекрасным и передача своих чувств» - 92%.
Критерий «Желание участвовать в экологически ориентированной деятельности» - 56 %.
Деятельность по формированию экологической культуры дала определенные результаты:
- ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиций хорошо - плохо;
- с желанием участвует в экологически - ориентированной деятельности;
- эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (методика «Секретный разговор», «Письмо зелёному другу»);
- старается выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде
Результатом моей работы считаю достижения школьников, участвующих в конкурсах различного уровня. Являюсь постоянным участником методических мероприятий, конкурсов различного уровня. Победа во Всероссийском фестивале «Педагогические инновации» в номинации «Естественные науки (экология)» явилась одним из показателей итога работы.
Достижениями данного опыта считаю также пропагандистскую деятельность по внедрению форм и методов работы, направленных на формирование экологической культуры младших школьников.
Опыт представляю следующими материалами:
- система работы;
- методическая разработка «В царстве Чёрного дракона»;
- методическая разработка «В царстве Берендея»;
- методическая разработка «Праздник птиц»;
- методическая разработка «Информационно – развлекательная игра «Экология»»;
- методическая разработка «Экологическая игра «Тайны лесной тропинки»»;
- методическая разработка «Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных»»;
- методическая разработка «Интеллектуальная игра «Звездный час»»;
- методическая разработка «Устами Лесовичка»;
- методическая разработка «Познавательная игра «Счастливый случай»»;
- методическая разработка «Что? Где? Когда?»;
- методическая разработка «Конкурс загадок»;
- методическая разработка «Комплексная игра «В гостях у Робинзона»»;
- методическая разработка «Олимпиады. 1–4 классы»;
- методическая разработка «Конкурс знатоков»;
- методическая разработка «КВН по экологии»;
- методическая разработка «Устный журнал «Всегда хороши леса приамурские»»;
- методическая разработка «Экологическая конференция «Берегите родную природу»
РАЗДЕЛ III
Внедренческий
Главная идея моего опыта состоит в том, чтобы в условиях внеурочной деятельности средствами различных форм и методов работы по формированию экологической культуры школьников, краеведческих материалов помочь ребятам раскрыться, реализовать себя.
В своей деятельности использую и имеющийся в педагогике опыт работы по формированию экологической культуры школьников: психолого-педагогическую поддержку, учет возрастных особенностей детей, развивающие методики обучения. В работе использую различные наглядные пособия, дидактический материал, средства ТСО, компьютерные технологии.
За время работы по теме мною собран теоретический и практический материал по данному вопросу.
Практика работы показала, что различные мероприятия экологической тематики позволяют формировать экологическую культуру школьников. У детей возрастает интерес к окружающей природе, бережному отношению к ней
Распространение опыта по данной теме прошло через открытые мероприятия, выступления на школьном методическом объединении учителей начальной школы, участие в школьных, районных семинарах.
Литература
- С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Л.В. Симонова «Экологическое образование в базовой школе»
- О. М. Барковская «Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания », журнал «Начальная школа» № 2, 1994 г.
- В.В. Васильева «Занимательное азбуковедение»
- А. Гагарин, С. Новиков «Человек- листочек»
- Н. И. Грюцева «Познавательные задания на применение природоведческих знаний», журнал «Начальная школа» № 5, 1991 г.
- С. К. Зайцева «Экология для младших школьников», журнал «Начальная школа. Плюс до и после» № 4, 2005г.
- В.А. Иванов, Н. Е. Сиденкова «Простейшие экологические исследования и наблюдения», 2005 г.
- В.А. Иванов, Н. Е. Сиденкова «Твори, исследуй, изучай» 2005 г.
- В. А. Иванов, Т. Ю. Пастухова «Научное общество учащихся» «Путь к природе», 2005 г.
- Н. А. Китаева «Земля наш дом родной», журнал «Начальная школа» № 5, 1991г.
- Т. Ю. Пастухова «Методические разработки по экологии», 1999 г.
- М.В. Почитаева «В поисках тайны»
- Н. А. Решетникова «Объекты культуры в экологическом воспитании на факультете начальных классов», журнал «Начальная школа. Плюс до и после» № 9, 2003г.
- О. Д. Сапронова «Занимательный материал на уроках естествознания», журнал «Начальная школа» № 7 - 8, 1992 г.
- Р. С. Сулейманова «Книга рекордов Гиннеса», журнал «Начальная школа» № 5, 1991 г.
- И.В. Цветкова «Экология для начальной школы»
- Л. Б. Черезова «Обновление содержания образования (на примере курса «Теория и методика экологического образования детей)», журнал «Начальная школа. Плюс до и после» № 9, 2003г.
- «Фенологические и экологические рассказы - загадки», журнал «Начальная школа» № 4, 1992
- «Экологический аспект естественно - научного образования», журнал «Начальная школа. Плюс до и после» № 6, 2007г.
- «Экологический вестник Приамурья», информационно-методический бюллетень
- «Педагогический совет» журнал для педагогов школы
- «Охрана природы» журнал «Начальная школа» № 12, 1987 г.
- «Музей природы Приамурья», журнал
- «Экскурсии по лесной тропинке» журналы «Начальная школа» № 5, 1989 г., № 1, 1992, № 3. 1992, № 5, 1990г., № 6 1991г.
- «Экологическое Образование», журнал