Обобщающий урок природоведения в начальных классах по теме "Природные зоны"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о природных зонах, показать влияние деятельности человека на экологические проблемы природных зон.

Оборудование: Таблицы «Природные зоны», карточки с рисунками для работы в парах, карточки с тестовыми заданиям, карта природных зон.

Ход урока

  1. Викторина «Угадай».
    • Царство льда и снега. (Арктическая зона)
    • Царство мхов и лишайников. (Тундра)
    • Море трав. (Зона степей)
    • Царство деревьев. (Лесная зона)
    • Земля солнечного огня. (Пустыня)
    • Царство свежих фруктов. (Субтропическая зона)
  1. Показ на карте учащимися всех природных зон.
  1. Выступления учащихся с сообщениями о природных зонах по темам: «Крайний север», «Тундра», «В лесной зоне», «Степь», «Пустыня бывает разной». В ходе слушания ученики готовят вопросы к выступающим и задают их после окончания выступлений. Также заранее подготовленные вопросы задает учитель:
    • Арктическая зона: «Могут ли повстречаться в Арктике белые медведи и пингвины?»
    • Тундра: «Почему в тундре много водоплавающих птиц?»
    • Лесная зона: «Лес – защитник водоемов и почв. Почему? Что еще защищает лес? Почему нашу страну называют великой лесной державой?»
    • Степь: «Почему в степи мало деревьев и встречаются они, в основном, по берегам рек?»
    • Пустыня: «У некоторых животных пустыни большие уши. Почему?»
  1. Запись в тетради вопросов, на которые учащиеся не смогли ответить.
  1. Самостоятельная работа.
    • Учитель: «Я побывала на Черноморском побережье Кавказа (в субтропиках). Проехав от лесной зоны до Черного моря, я поняла, что природа здесь отличается от других мест. Почему? ».
    • Самостоятельное чтение текста в учебнике (А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», 4 класс, страницы: 132-133) и поиск ответа на поставленный учителем вопрос.

Приблизительный вариант ответа учащихся: «На Черноморском побережье Кавказа умеренно жаркое лето, благодаря морю и горам теплые зимы, снег быстро тает, зимой идут дожди. Почвы плодородны, осадков и тепла достаточно, поэтому здесь очень богатая растительность».

  1. Минутка размышления над вопросом: «От чего зависит разнообразие природных зон на Земле?»
    • Работа в группах.
    • Выступления от групп.
    • Коллективное обсуждение вопроса.

Для справки: Разнообразие природных зон зависит от нагревания земной поверхности солнцем. Чем ближе к полюсу – тем меньше угол падения солнечных лучей, тем меньше тепла получает земная поверхность в течение года. Наибольшее количество солнечного тепла и света поступает на поверхность в южных районах нашей страны, поэтому там самые высокие температуры воздуха. При движении к северу количество тепла и света уменьшается – температура понижается. Температура воздуха формирует климат, а с особенностями климата тесно связаны другие компоненты природы: вода, почва, растительный и животный мир, а также деятельность человека.

  1. Физкультминутка. Дети встают из-за парт, произносят слова хором и выполняют движения.

Утром бабочка проснулась, (Потирают глазки)
Улыбнулась, потянулась. (Улыбаются друг-другу, потягиваются)
Раз – росой она умылась, (Имитируют умывание)
Два – изящно покружилась, (Кружатся вокруг себя)
Три – нагнулась и присела, (Нагибаются и приседают)
На четыре – улетела. (Бегают по классу и машут руками)

  1. Рассуждения на тему: «В каких природных зонах обитают бабочки».
    • Работа в группах.
    • Выступления от групп.
    • Коллективное обсуждение темы.
  1. Работа в парах по карточкам. «Проблемы, связанные с деятельностью человека, характерные для каждой природной зоны».

Учитель раздает каждой паре карточки и предлагает сформулировать и назвать опасные для природы действия человека, изображенные на карточках, записать меры по предупреждению этих действий (Приложение1).

  1. Опрос каждой пары по выполненной работе. Формулирование вывода о бережном отношении к природе.
  1. Выполнение индивидуальной тестовой работы.

На каждое утверждение теста предлагаются варианты ответов: «Да» или «Нет». Если согласны с утверждением – подчеркнуть «Да», иначе – «Нет». (Приложение2).

  1. Коллективная проверка теста. Оценивание. Подведение итогов.
  1. Домашнее задание:
    • Составить цепочку питания для каждой зоны.
    • Ответить на вопросы, записанные в тетради (пункт 4).

Карточки для работы в парах.
Тестовая работа