Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о природных зонах, показать влияние деятельности человека на экологические проблемы природных зон.
Оборудование: Таблицы «Природные зоны», карточки с рисунками для работы в парах, карточки с тестовыми заданиям, карта природных зон.
Ход урока
- Викторина «Угадай».
- Царство льда и снега. (Арктическая зона)
- Царство мхов и лишайников. (Тундра)
- Море трав. (Зона степей)
- Царство деревьев. (Лесная зона)
- Земля солнечного огня. (Пустыня)
- Царство свежих фруктов. (Субтропическая зона)
- Показ на карте учащимися всех природных зон.
- Выступления учащихся с сообщениями о природных зонах по темам: «Крайний север», «Тундра», «В лесной зоне», «Степь», «Пустыня бывает разной». В ходе слушания ученики готовят вопросы к выступающим и задают их после окончания выступлений. Также заранее подготовленные вопросы задает учитель:
- Арктическая зона: «Могут ли повстречаться в Арктике белые медведи и пингвины?»
- Тундра: «Почему в тундре много водоплавающих птиц?»
- Лесная зона: «Лес – защитник водоемов и почв. Почему? Что еще защищает лес? Почему нашу страну называют великой лесной державой?»
- Степь: «Почему в степи мало деревьев и встречаются они, в основном, по берегам рек?»
- Пустыня: «У некоторых животных пустыни большие уши. Почему?»
- Запись в тетради вопросов, на которые учащиеся не смогли ответить.
- Самостоятельная работа.
- Учитель: «Я побывала на Черноморском побережье Кавказа (в субтропиках). Проехав от лесной зоны до Черного моря, я поняла, что природа здесь отличается от других мест. Почему? ».
- Самостоятельное чтение текста в учебнике (А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», 4 класс, страницы: 132-133) и поиск ответа на поставленный учителем вопрос.
Приблизительный вариант ответа учащихся: «На Черноморском побережье Кавказа умеренно жаркое лето, благодаря морю и горам теплые зимы, снег быстро тает, зимой идут дожди. Почвы плодородны, осадков и тепла достаточно, поэтому здесь очень богатая растительность».
- Минутка размышления над вопросом: «От чего зависит разнообразие природных зон на Земле?»
- Работа в группах.
- Выступления от групп.
- Коллективное обсуждение вопроса.
Для справки: Разнообразие природных зон зависит от нагревания земной поверхности солнцем. Чем ближе к полюсу – тем меньше угол падения солнечных лучей, тем меньше тепла получает земная поверхность в течение года. Наибольшее количество солнечного тепла и света поступает на поверхность в южных районах нашей страны, поэтому там самые высокие температуры воздуха. При движении к северу количество тепла и света уменьшается – температура понижается. Температура воздуха формирует климат, а с особенностями климата тесно связаны другие компоненты природы: вода, почва, растительный и животный мир, а также деятельность человека.
- Физкультминутка. Дети встают из-за парт, произносят слова хором и выполняют движения.
Утром бабочка проснулась, (Потирают глазки)
Улыбнулась, потянулась. (Улыбаются друг-другу, потягиваются)
Раз – росой она умылась, (Имитируют умывание)
Два – изящно покружилась, (Кружатся вокруг себя)
Три – нагнулась и присела, (Нагибаются и приседают)
На четыре – улетела. (Бегают по классу и машут руками)
- Рассуждения на тему: «В каких природных зонах обитают бабочки».
- Работа в группах.
- Выступления от групп.
- Коллективное обсуждение темы.
- Работа в парах по карточкам. «Проблемы, связанные с деятельностью человека, характерные для каждой природной зоны».
Учитель раздает каждой паре карточки и предлагает сформулировать и назвать опасные для природы действия человека, изображенные на карточках, записать меры по предупреждению этих действий (Приложение1).
- Опрос каждой пары по выполненной работе. Формулирование вывода о бережном отношении к природе.
- Выполнение индивидуальной тестовой работы.
На каждое утверждение теста предлагаются варианты ответов: «Да» или «Нет». Если согласны с утверждением – подчеркнуть «Да», иначе – «Нет». (Приложение2).
- Коллективная проверка теста. Оценивание. Подведение итогов.
- Домашнее задание:
- Составить цепочку питания для каждой зоны.
- Ответить на вопросы, записанные в тетради (пункт 4).