Волшебный мир радости, добра и красоты… Кто приоткроет завесу этого удивительного мира детям, которые приходят в школу? Конечно же, школьный учитель изобразительного искусства. Уникальность и значимость уроков изобразительного искусства в том, что этот предмет играет совершенно особую роль – развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребёнка, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и в искусстве. Этот предмет непосредственно направлен на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а не побочного результата. Если мы хотим через искусство формировать нравственность, духовность в детях, необходимо об этом постоянно помнить и радоваться каждой маленькой победе на уроке: восторженному озарению в глазах, смелому поиску цветосочетаний, задумчивому выражению лица и т.д. «…Если мы добьемся того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, то ребёнок сможет более глубоко воспринимать и человека, и природу, и музыку, и изобразительное искусство, и многое другое. … Всё начинается с простого – с отношения ребёнка к цветку, паутинке, животным. Затем появляются отношения более высокого порядка – к родной природе, дому, Родине». (Н.А. Горяева). Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты. Красота, в каких бы формах она ни проявлялась, всегда несёт в себе добро. Мы знакомим детей с людьми, предметами, которые нас окружают, с событиями, которые происходили и происходят в мире.
Я понимаю, что насколько учащиеся освоят опыт, передаваемый предшествующими поколениями, настолько они смогут ориентироваться в постоянно меняющихся условиях жизни, осознавать себя в пространстве культуры. Творческий прилив сил, радостное расположение духа, да и просто хорошее настроение испытывает каждый ребёнок, приобщаясь к искусству в условиях школьного урока. Изначально каждый ребёнок обладает безграничным воображением. Он выдумывает истории и сказки, рисует дворцы и невиданных животных, творчески фантазирует обо всём, что его окружает. Потенциальные возможности детей безграничны. Побуждая ребёнка к творчеству, учитель помогает ему найти подходящий способ самовыражения, учит детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. В рамках урока ребёнок получает возможность совершать открытие той красоты, которую он не замечал раньше. Маленькие островки красоты острее всего воспринимаются в детстве. От урока к уроку учитель раскрывает перед детьми широкую панораму образов, многие из которых берут своё начало в глубокой древности и простираются в сегодняшний день. Дети получают ключ к пониманию истинных ценностей через формирование отношения к ним. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей, она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью они создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность.
Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства. Постепенно дети приобретают способность к элементарным эстетическим суждениям (о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о произведениях искусства).
Изображение предметов и явлений действительности детьми является и отражением их отношений к этим предметам: дети отмечают, чем они красивы, что в них интересного, чем хороши, полезны, чем вызывают к себе симпатию, радость или осуждение и т. д.
Рис. 1. Власова Таисия, 14 лет, гуашь, «Полёты во сне и наяву»
Рис. 2. Балицкая Анна, 9 лет, гуашь, «На Дону, на Доне»
Занятия искусством, художественным творчеством основываются на всестороннем чувственном опыте ребенка, на его интересе к предмету непосредственного восприятия.
Именно в области искусства ребенок может приобрести ранний, успешный и полноценный опыт творчества – порождения и осуществления собственных замыслов.
Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы.
Для детей каждая работа-путь постижения мира, процесс развития, воплощённый в художественном образе.
Рис. 3. Мастер-класс на Семикаракорском фаянсовом заводе (Донские промыслы)
Рис. 4. «Весёлый карандаш» - творческий конкурс в начальной школе.
Рис. 5-6. Фрагменты панно, выполненного детьми в школьном музее.
Работа в школьном музее помогает детям тонко чувствовать красоту родного края, села, быть в ответе за неё.
Коллективная работа над панорамой – сложный многоэтапный процесс: совместное обсуждение и выбор сюжета, сбор материала, выполнение эскизов, выбор размера панно, увеличение до необходимых размеров эскиза будущей композиции, создание творческих групп для работы над фрагментами.
Рис. 7. Экскурсия в обновлённом школьном музее.
С того момента, когда дети новым взглядом посмотрят на привычный мир, в душе их родятся новые чувства. Если подойти к их творчеству с огромным терпением, то возможны удивительные результаты.
Общение с искусством учит детей внимательно и терпеливо относиться друг к другу, свободнее чувствовать себя в коллективе, ставить себя на место другого человека, смотреть на мир глазами собеседника, прислушиваться сердцем, уважать любую точку зрения, понимать необходимость слаженных действий.
Использование творческих заданий на уроках изобразительного искусства способствует развитию творческих способностей учащихся.
Для создания творческой атмосферы на занятиях я пользуюсь следующими приёмами:
- первоначально даю легко доступные творческие задания;
- проявляю интерес к действиям учеников;
- признаю и поощряю множественность вариантов ответов;
- поощряю чувство предвосхищения и ожидания;
- знакомое вновь делаю незнакомым (рассматриваю с другой точки зрения);
- не подчеркиваю чувство вины после совершения ошибки, повышаю значение ответа или работы.
У каждого ребёнка есть возможность найти виды работ, наиболее созвучные его внутреннему складу, собственному мироощущению, обрести внутреннюю силу и веру в себя.
Сменные выставки создают эстетическую среду, приносят эмоциональное удовлетворение детям, становятся предметом их гордости, особенно если они украшают коридоры школы, кабинеты, школьный музей. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для возникновения желания, стремления, потребности выразить свои переживания средствами искусства, дать ребёнку возможность овладеть средствами искусства и выбрать среди них те, которые наиболее отвечают их индивидуальности.
Вводя искусство во все сферы школьной жизни, сделав развитие творческого потенциала одной из основных целей школы, можно создать реальные предпосылки для формирования высокой духовности и нравственности детей. Самое важное – превратить школьные часы, дни и годы учёбы в радостные и счастливые мгновения.