Урок русского языка в 11-м классе. Тема: "Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Привести в систему и углубить сведения учащихся о словосочетании и типах связи слов в словосочетании, полученные учащимися в предыдущих классах.
  2. Развить умение учащихся предупреждать ошибки в изучении данной темы.
  3. Формировать компетентностные умения ученика через активизацию самостоятельной познавательной деятельности и творческое мышление.
  4. Развить коммуникативные способности учащихся через совместную продуктивную деятельность.

Ход урока

1 этап (оргмомент и целеполагание)

Учитель: К какому разделу грамматики относится тема, которую мы будем повторять сегодня на уроке?

Ученик: К синтаксису.

Учитель: Дайте определение этому понятию.

Ученик: Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц, словосочетаний и предложений. Синтаксис – греч.«составление», «построение».

Учитель: Какие умения формирует синтаксис?

Ученик: Умения логически и стройно формировать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.

Учитель: Вот сейчас вы всё правильно сказали, но почему-то, когда ученики работают с экзаменационными тестами по теме словосочетание, совершают ошибки и данные вопросы относятся к одним из самых сложных. Как вы думаете, в чём тут проблема?

Ученик: В неумении правильно строить словосочетание, в неумении правильно определять его грамматические и лексические признаки, типы синтаксической связи.

Учитель: Вот эту проблему мы и попытаемся решить сегодня на уроке. Давайте, исходя из проблемы, сформулируем цель нашего урока.

Ученик: Привести в систему и углубить сведения о словосочетании и типах связи слов в словосочетании.

Учитель: Давайте вспомним, что нам известно о словосочетании, его грамматическом, лексическом значении, какие типы синтаксической связи в словосочетании вам известны, в чем их особенность? Так как в словосочетании три вида связи, мы разделимся на три группы (в классе, где много учеников, – на шесть групп) и поработаем вместе над заданиями.

2 этап урока (закрепление пройденного)

Задание для первой группы

  1. С помощью толкового словаря выдвинете свою версию названия синтаксической связи СОГЛАСОВАНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом согласование.
  2. Найдите в тексте словосочетания с согласованием. Выпишите их в таблицу и заполните её.
    С думами грустными ты не дружись.
    Слушай – под эту гармонику снежную
    Я расскажу про свою тебе жизнь.
    С. Есенин «Снежная замять»
Словосочетание Строение Грамматическое значение Вид связи Тип связи Смысловое значение
           
  1. Сделайте вывод, какой троп образуют данные словосочетания в тексте и с какой целью используются автором.
  2. Составьте кластер, отражающий особенности согласования.
  3. В карточке «Узнай незнакомца» найдите согласование. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Ответ аргументируйте.

Узнай незнакомца

Своих незнакомцев мы условно назовём цифрами 1, 2, 3. Все они руководители известных фирм.

Незнакомец 1 – очень ответственный и целеустремлённый. Он общительный и доброжелательный, уважает своих сотрудников. Умеет всегда настроить их на совместную продуктивную деятельность. В результате, у него всегда всё получается. Его коллектив очень дружный и сплочённый. Один без другого никуда. Все радости и печали пополам. Совместная творческая работа ведёт к процветанию фирмы.

Незнакомец 2 , в отличие от первого руководителя, уделяет больше внимания себе, чем другим, он вообще никого вокруг не замечает. Его не интересуют люди, с которыми он работает. О совместной деятельности не может быть и речи. От такого руководителя страдают интересы фирмы, сотрудники тоже живут обособленно. Каждый сам по себе. Один день как две капли воды похож на другой. Жизнь в этом коллективе скучна и неинтересна.

Незнакомец 3 - более деятельный руководитель. Он вникает в работу своих сотрудников, но предпочитает авторитарные методы. Любит, чтоб его слушались и беспрекословно выполняли только его поручения. Совместная деятельность в этом коллективе не получается, потому что не учитываются интересы сотрудников. Когда один человек решает за весь коллектив, он лишает других людей творчества и вдохновения.

Задание для второй группы

  1. С помощью толкового словаря выдвинете свою версию названия синтаксической связи УПРАВЛЕНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом управление.
  2. Найдите в тексте словосочетания с управлением. Выпишите их в таблицу и заполните её.
    Лазурь чудесную
    Она покинула
    Себя в безвестную
    Страну низринула.
    К. Бальмонт «Снежинка»
Словосочетание Строение Грамматическое значение Вид связи Тип связи Смысловое значение
           
  1. Сделайте вывод, какой троп образуют данные словосочетания в тексте и с какой целью используются автором.
  2. Составьте кластер, отражающий особенности управления.
  3. В карточке «Узнай незнакомца» найдите управление. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Ответ аргументируйте.

Задание для третьей группы

  1. С помощью толкового словаря выдвинете свою версию названия синтаксической связи ПРИМЫКАНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом примыкание.
  2. Найдите в тексте словосочетания с примыканием. Выпишите их в таблицу и заполните её.
    Солнце реже смеётся,
    Нет в цветах благовонья,
    Скоро Осень проснётся
    И заплачет спросонья.
    К. Бальмонт «Осень».
Словосочетание Строение Грамматическое значение Вид связи Тип связи Смысловое значение
           
  1. Сделайте вывод, какой троп образуют данные словосочетания в тексте и с какой целью используются автором.
  2. Составьте кластер, отражающий особенности примыкания.
  3. В карточке «Узнай незнакомца» найдите примыкание. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Ответ аргументируйте.

3 этап урока (подведение итогов)

Учитель: С какими трудностями вы столкнулись?

Учащиеся заслушивают полученные результаты совместной работы и оценивают их.

Учитель: Для чего служат словосочетания в поэтической речи?

Ученик: Они придают речи выразителность, яркость, создают поэтические образы, помогают поэту выразить свои чувства..

Учитель: Какую цель мы ставили сегодня на уроке?

Ученик: Привести в систему и углубить сведения о словосочетании и типах связи слов в словосочетании.

Учитель: Какую проблему помогает решить данная цель?

Ученик: Предупредить ошибки по данной теме.

Учитель: Поработайте с тестами и докажите, что вы хорошо разбираетесь в теме Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании.

Учащиеся работают с тестами по вариантам.

Вариант № 1

  1. Какие слова не являются словосочетанием?
    А) играть вничью
    Б) очевидно задержится
    В) скучно и грустно
    Г) придёт позже
  1. В каком ряду даны все слова со связью согласование?
    А) кто-то из нас, падающий снег, любимая игрушка
    Б) разрисованная витрина, развешанные на стенах любящие родители
    В) вымытые окна, у моего окна, удивительная тишь
  1. В каком ряду даны все словосочетания со связью управление?
    А) каждый из присутствующих, образованный от глагола, нашёл среди друзей
    Б) смотреть внимательно, любить жизнь, увидеть из окна
    В) тревога усиливалась, оба пенсионера, долго молчала
    Г) переходит через границу, смотреть вдаль, двое из нас
  1. Укажите ошибку в определении типа связи в словосочетании
    А) идти вслепую – примыкание
    Б) этот человек – согласование
    В) старший по подъезду – управление
    Г) очень честный – согласование
  1. В каком ряду во всех словосочетаниях один и тот же тип связи?
    А) холодно на улице, встать в строй, кусок колбасы
    Б) дом моделей, мой дом, частная жизнь
    В) часто ошибаться, плывя по реке, волноваться понапрасну
    Г) смотреть в глаза, верить в победу, сыграть вничью
  1. Укажите неправильную характеристику связи в словосочетании
    А) яйцо вкрутую – согласование
    Б) сильно переживать – примыкание
    В) никому не дать – управление
    Г) быстрый бег – согласование
  1. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является наречие?
    А) весьма занятно, рядом с домом, далеко от дома
    Б) слева от дачи, задержаться допоздна, уехать домой
    В) искать впотьмах, радостно встретить, по-летнему жарко
  1. В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний?
    А) коснуться проблем, скучаю за тобой
    Б) прикоснуться к горячей плите, согласно пословице
    В) директор школы, заведующий аптеки
    Г) различать союзы, преимущество надо мной

Вариант № 2

  1. Какие слова не являются словосочетанием?
    А) одет безукоризненно
    Б) придёт позже
    В) идти не могу
    Г) кофе переслащён
  1. В каком ряду даны все слова со связью согласование?
    А) покрытый мною, кто-то знал, любимый мною
    Б) несогласованное определение, образованный юноша, удивлённо пробормотав
    В) прошедшее время, одна девочка, взглянуть на присутствующих
    Г) двенадцатый месяц, роскошный особняк, ваше мнение
  1. В каком ряду даны все словосочетания со связью примыкание?
    А) молча работать, сомневаюсь в этом, изложить вкратце
    Б) откуда-то издалека, кофе по-турецки, яйцо вкрутую
    В) говорить невпопад, три рубля, любуясь собою
    Г) говорить вполголоса, в пустую комнату, сжечь дотла
  1. Укажите неправильную характеристику связи в словосочетании
    А) часто встречающийся – глагольное
    Б ) совершенно ясный – именное
    В) яйцо вкрутую – наречное
    Г) (было) очень легко – наречное
  1. В каком ряду во всех словосочетаниях один и тот же тип связи?
    А) с радостным восторгом, подогретый на сковороде, взлелеянный любовью
    Б) интересный для окружающих, красный от мороза, вялый из-за болезни
    В) добрый по натуре, дружеские отношения, выращенный в теплице
    Г) похожий на родителей, шестой с краю, сварённый в кастрюле
  1. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является местоимение?
    А) смотреть на себя, наша судьба, полюбить её
    Б) каждый из друзей, какого-то ребёнка, известный многим
    В )кто-то другой, любой из нас, что-то важное
    Г) нечто интересное, сделать по-своему, увидеть что-либо
  1. В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний?
    А) критиковать за ошибки, уделяет внимание на детали
    Б) обвинять за растрату, отдел кадрами
    В) отметить достоинства, скучаю по вас
    Г) оплата за проезд, основываться на фактах

Подведение итогов тестирования. Рефлексия.

4 этап урока (домашнее задание)

Учащимся предлагается участие в конкурсе тестовых заданий по теме «Словосочетание».

Условия конкурса.

Задания должны выявить умение

  • находить словосочетания в тексте.
  • видеть грамматические признаки словосочетания
  • определять все типы подчинительной связи словосочетания
  • находить ошибки в образовании словосочетания

Задания должны быть разнообразны и оригинальны.

Их не должно быть более 10.