Внеклассное мероприятие для учащихся 2—3-х классов. Тема: "Знай правила движения, как таблицу умножения"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

Развитие навыков осознанного использования знаний ПДД в повседневной жизни.

Задачи:

  • Расширять и систематизировать знания учащихся о правилах дорожного движения, об обеспечении безопасности жизни.
  • Повторить и закрепить правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков, пешеходных переходов.
  • Закрепить и расширить знания о дорожных знаках, развивать познавательные способности детей.
  • Упражнять в правильном оценивании дорожной ситуации, развивать творческие способности воспитанников.
  • Воспитывать у детей культуру поведения на дорогах города: дисциплинированность, внимательность, выдержанность, организованность.

Межпредметные связи:

  • исполнение песни (музыка);
  • разучивание стихотворений, инсценировок по теме (чтение, развитие речи);
  • рисунки по теме (рисование).

Обеспечение занятия: экран, проектор, презентация (Приложение), реквизит для кота, девочки Маши и Помехи-Неумехи; свисток, конверт с письмом, геометрические фигуры для составления машин, кегли; проигрыватель, аудиокассеты с песнями “Голубой вагон”, “Жил да был черный кот”.

Класс украшен творческими рисунками детей на тему “Придумай знак”. На полу выполнена разметка перекрестка и тротуаров. Занятие проводится в виде инсценированной игры, в которой роль кота Мурзика, девочки Маши и Помехи-Неумехи исполняют дети других классов.

Ход занятия

I. Организационно-вступительная часть

Ведущий: Ребята, в наш технический век, на дорогах и улицах городов с каждым годом увеличивается движение транспортных средств. И наш город не исключение. По его улицам и переулкам движется много легковых и грузовых машин, едут трамваи и автобусы. И никто никому не мешает. Почему, как вы думаете?

Да, действительно, для соблюдения порядка на дорогах существуют правила дорожного движения, и эти правила можно назвать законом улиц и дорог. Этот закон строгий: он не прощает, если пешеход идет по улице как ему вздумается, не соблюдает правил и нарушает предписание дорожных знаков. Но в то же время, этот закон и добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизни. Поэтому, просто необходимо знать и выполнять этот закон. И сегодня мы с вами об этом и поговорим.

Наш классный час называется “Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения” (открывается первая слайдовая страница. См. Приложение).

Ведущий: Представьте себе, если бы никто не выполнял правил дорожного движения, что могло бы произойти? (Ответы детей.)

Послушайте, как говорится об этом в одном стихотворении (читает педагог).

Идет по улице один довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет: на светофоре красный свет.
Для пешехода нет пути, сейчас никак нельзя идти!

– Мне наплевать на красный свет! – промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идет не там, где надпись “переход”,
Бросая грубо на ходу: – Где захочу, там перейду!

Шофер глядит во все глаза: разиня впереди.
– Нажми скорей на тормоза, разиню пощади!
А вдруг бы заявил шофер: – Мне наплевать на светофор!

И как попало, ездить стал? Ушел бы постовой с поста?
Трамвай бы ездил, как хотел? Ходил бы каждый как умел?
Да!.. там, где улица была, где ты ходить привык,
Невероятные дела произошли бы вмиг.

Сигналы, крики каждый миг! Машина едет на трамвай,
Трамвай наехал на машину, машина врезалась в витрину!
Все понеслось бы вкривь и вкось, прохожим скрыться бы пришлось.

Ты у окна сидишь, тоскуя, из дому выйти не рискуя.
И в школу лезешь по карнизу, что б только не спускаться книзу.
А в магазин идешь по крыше, здесь безопаснее и тише.

Но нет! Стоит на мостовой регулировщик-постовой!
Висит трехглазый светофор, и знает правила шофер!

Ведущий: Как хорошо, что существуют правила поведения на дорогах, как для пешеходов, так и для водителей! Правда, ребята? Но не все об этом знают.

II. Основная часть

1. Инсценировка “Кот Мурзик и дети”.

Звучит музыка “Жил да был черный кот…”, появляется кот Мурзик. Он здоровается, приглашает детей потанцевать с ним. Раздается свисток, слышен голос:

Ведущий: Да-да, это я тебе свистела. Иди сюда, малыш!

Мурзик: Я не малыш, а кот Мурзик.

Ведущий: Мурзик? Ах ты, глупыш. Ты еще, наверное, не знаешь как надо вести себя на улице. Ты знаешь правила дорожного движения?

Мурзик: А зачем мне их знать? Я и без них прекрасно обойдусь!

Ведущий: А ты знаешь, что это такое? (на экране появляется светофор).

Мурзик: Не-а!.

Ведущий: Вот послушай, ребята тебе о нем расскажут (дети читают стихи).

С площадей и перекрестков, с высоты глядит в упор,
С виду грозный и серьезный, очень важный светофор!

Он и вежливый, и строгий, он известен на весь мир.
Он на улице широкой самый главный командир.

Красный свет – опасность рядом! Стой, не двигайся и жди,
Никогда под красным взглядом на дорогу не иди!

Желтый светит к переменам, говорит: “постой, сейчас,
Загорится очень скоро светофора новый глаз”.

Перейти дорогу можно, лишь когда зеленый свет
Загорится, объясняя: “Все, иди! Машин тут нет!”

Ведущий: Ты запомнил, Мурзик, что означают сигналы светофора? Повтори!

Хорошо, а сейчас давайте поиграем.

Игра “Красный, желтый, зеленый” (Зеленый – топаем! Желтый – хлопаем! Красный цвет – прикладываем пальчики к губам и молчим).

Ведущий: Мурзик, а если на твоей улице нет светофора, как ты ее перейдешь?

Мурзик: Как-как? На четырех лапах.

Ведущий: Для таких улиц, Мурзик, есть свои правила, слушай внимательно (слайдовая презентация)

Ученик 1:

Если нужно перейти одному дорогу,
Ни за что не торопись, подожди немного.
Отыщи-ка переход и иди спокойно.
Это белых линий ряд на асфальте черном.

Ведущий: Ребята, как надо переходить дорогу там, где нет светофора? (по пешеходному переходу; посмотри налево, затем направо, убедись, что рядом нет машин, а потом начинай переход) (слайдовая презентация)

Ученик 2:

Ты налево посмотри и направо после,
Если нет нигде машин, то иди, не бойся!

Ведущий: Все понял, Мурзик? Тогда повтори.

Мурзик: А я не хочу повторять.

Ведущий: Почему?

Мурзик: Я лучше покажу (берет с собой ребенка, показывает на разметке, как нужно переходить дорогу). Вот так. Правильно?

(Задание выполняется 2–3 раза разными детьми.)

Ведущий: Правильно! Молодец, Мурзик! А теперь, ответь на последний вопрос: можно ли играть на мостовой?

Мурзик: Смотря во что играешь. В шахматы, например, нельзя.

Ведущий: А почему?

Мурзик: Машины мне все фигуры посбивают. А вот в мячик можно!

Ведущий: Дети, а вы согласны с котом? (ответы детей)

Ученик 3:

Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить вам не мешало.
Но основное из правил движенья:
Знать как таблицу должны умноженья:
На мостовой не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться!

Мурзик: Спасибо, ребята, что вы научили меня переходить дорогу. Пойду, расскажу об этом своей хозяйке, девочке Маше, а вы случайно не видели ее? Она в красивом платье, а на голове у нее большущий бант (ответы детей). Пойду, поищу ее.

2. Беседа с детьми.

Ведущий: Дети, я рада за вас, что вы знаете о том, что проезжая часть – это не место для игр, и не для ходьбы. Проезжая часть предназначена для машин, для водителей.

– А как называют тех людей, которые не едут, а идут?

– Что существует для пешеходов?

– По какой стороне тротуара мы должны идти, почему? Покажите (показ выполняется 2 – 3 раза несколькими детьми).

Везде, где бы вы не ходили: по тротуару, по коридору школы, по лестнице, по дороге – нужно везде ходить по правой стороне. Такие существуют правила.

– Допустим, вы классом пошли на экскурсию, или еще куда-либо, где и как вы должны идти? (по тротуару по 2 человека.)

– Почему по 2? Покажите, как вы пойдете (2 – 3 пары детей показывают). Молодцы, правильно. Я надеюсь, что вы всегда будете соблюдать это несложное правило.

Входит девочка Маша.

3. Диалог Маши и детей.

Маша: Здравствуйте, ребята! Вы не видели маленького котика. Его зовут Мурзик (ответы детей). Ой, а кто же мне поможет добраться до дома?

Ведущий: А что случилось, Маша, расскажи? Может быть, дети тебе помогут?

Маша: Я вышла из трамвая и стала обходить его сзади, и чуть не попала под другой трамвай. И сейчас боюсь ехать обратно. Как же мне быть?

Ведущий: Ничего страшного здесь нет, надо просто знать, как правильно обходить транспорт, и дети тебе в этом помогут. Вот послушай (слайдовая презентация)

Ученик 4:

Если ты из трамвая выходишь,
И собрался его обойти,
Обходи впереди, чтобы видеть,
Есть ли встречный трамвай на пути.

Ученик 5:

Автобус же обходят только сзади –
Его машины могут обогнать.
Тебе, конечно, надо их все видеть,
Чтоб тут же под колеса не попасть

Маша: Спасибо, ребята, за совет. Теперь я постараюсь обходить транспорт правильно: автобус сзади, а трамвай спереди.

Появляется Мурзик.

Мурзик: Здравствуй, Маша! Наконец-то я тебя нашел! Смотри, что мне вручил почтальон (раскрывает конверт и читает). “Мы, жители страны Дорожных знаков, находимся в беде. Мы попали в плен к Помехе-Неумехе. И теперь в нашей стране происходят постоянные аварии. Помогите нам”!

Ведущий: Ребята, без дорожных знаков очень трудно придется и водителям и пешеходам. Вы согласны помочь жителям страны Дорожных знаков? Ну, тогда, в путь!

Появляется “Помеха-Неумеха”.

4. “Помеха-Неумеха”.

Помеха-Неумеха. Ха-ха-ха! И никуда вы не поедете. Я вам все испортила.

Ведущий: Ты кто?

Мурзик: Да это же Помеха-Неумеха!

Помеха-Неумеха. Да-да, правильно! Я всегда все порчу. Запутываю, головы всем морочу.

Ведущий: Уж нам-то ты ничего испортить не можешь.

Помеха-Неумеха. А вот и испортила! Я в ваших машинах все колеса открутила, а болтики и гаечки все выкинула. Так что никуда вы не уедете!

Ведущий: Ну что ж, придется потрудиться нашим механикам. Они сейчас из геометрических фигур составят машины.

Дети, разделившись на группы, выполняют задание.

Ведущий: Ну вот, машины готовы, можно отправляться в путь!

Помеха-Неумеха. Решили так от меня отделаться? Ни-че-го не получится! Я всю дорогу камнями завалила, не проедете!

Ведущий: А вот сейчас мы и попробуем. Пора водителям браться за дело. Перед вами извилистая дорога с камнями, вам необходимо беспрепятственно пройти этот путь.

На полу кегли изображают извилистую дорогу, дети, разделившись на 2 колонны, держась друг за друга, обходят между кеглями, стараясь не уронить их.

Ведущий: Молодцы, водители! Справились с заданием. Ну, Помеха-Неумеха, мы преодолели твои препятствия. Обещай, что не будешь больше мешать нашему путешествию.

Помеха-Неумеха. Нет, обещать я не могу, потому что я самая вредная из вредин. Захочу – не буду мешать, а захочу – все перепорчу!

Мурзик: Ну, я тебя сейчас поцарапаю (приближается к ней с растопыренными пальцами).

Помеха-Неумеха. Ой-ой-ой! Напугали! Только я страшнее видела! Нет, чтобы попросить меня вежливо.

Маша: Помехочка-Неумехочка…

Помеха-Неумеха. Нет-нет, я хочу, чтобы ребята меня попросили.

(Ребята вежливо просят ее, чтобы она не мешала путешествию.)

Помеха-Неумеха. Что ж, так то лучше! Возьмите меня с собой, перевоспитайте. Может, я хорошей стану.

Ведущий: Ребята, как вы думаете, взять ее нам с собой?

Дети. Да!

Ведущий: Хорошо, оставайся, только не мешай нам. Итак, в путь!

Звучит песня “Голубой вагон”.

5. “В стране дорожных знаков”.

Ведущий: Вот мы и приехали в страну дорожных знаков.

(Входит мальчик, плачет.)

Ведущий: Кто ты?

Ученик 6: Я – дорожный знак. Меня заколдовала Помеха-Неумеха. Какой именно я знак, вы узнаете только тогда, когда объясните, что правильно, а что нет (рукой указывет на экран).

(Слайдовая презентация: ситуации на дорогах; дети объясняют, кто поступает правильно, а кто – нет.)

Ученик 7: Правильно ответили! Спасибо, ребята, что расколдовали меня. Узнаете меня, какой я знак? (Открывается дорожный знак – “опасный поворот”). Где меня можно встретить? (Ответы детей.) Меня расколдовали, а как помочь моим друзьям?

Ведущий: Не волнуйся, у нас здесь Помеха-Неумеха, она заколдовала, она и расколдует.

Помеха-Неумеха (мнется): Н-н-не знаю.

Ведущий: Ты что нам обещала?

Помеха-Неумеха. Ну, ладно, я стала доброй. Я открою вам тайну, как спасти дорожные знаки. Надо сказать волшебные слова: “Знаки, знаки! Отзовитесь! К нам скорее возвратитесь!”

Дети повторяют слова и появляются “дети-знаки”. “Знаки” читают про себя загадку, и ребята называют каждый знак (слайдовая презентация).

На дороге дружно в ряд
Полоски белые лежат.
Для тебя есть, крошка, …
(Пешеходная дорожка.)

Очень важен он, и все ж
На кирпичик он похож!
Знаем я и ты, и он,
Это знак...
(“Вьезд запрещен”.)

Этот знак предупреждает,
Жизнь детишек охраняет.
Знают все на свете...
(“Осторожно! Дети!”)

В треугольнике, ребята,
Человек стоит с лопатой.
Что-то роет, строит что-то,
Здесь…
(Дорожные работы.)

Ведущий: Ребята, какие знаки вам были неизвестны? Запомните их и соблюдайте!

6. “Придумай знак”

Ведущий: А сейчас я хочу обратить ваше внимание на этот стенд. Дети нашего класса участвовали в творческом конкурсе “Придумай знак”, и они об этом хотят рассказать.

(3–4 человека рассказывают о своих знаках).

III. Заключительная часть

Ведущий: Итак, наше занятие заканчивается. Мы с вами совершили хорошее дело: научили Мурзика переходить дорогу, помогли Маше правильно обходить трамвай и автобус, спасли дорожные знаки, перевоспитали Помеху-Неумеху. Надеемся, что на улицах страны Дорожных знаков не будет больше беспорядка. Все, в том числе и наши дети, будут всегда соблюдать правила дорожного движения! Кто с этим согласен, поднимите руку! (слайдовая презентация)

Чтобы жить, не зная огорченья,
Чтобы бегать, плавать и летать!
Ты должен правила движенья
Везде и всюду…

Все: Соблюдать!

Ведущий: Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…

Все: Запрещается!

Ведущий: Цепляться за машины…

Все: Запрещается!

Ведущий: Играть на проезжей части…

Все: Запрещается!

Ведущий: Знать и соблюдать правила движения дорожного, безопасного и осторожного…

Все: Разрешается!

Используемая литература

  1. Гальцова Е.А. Сценарии развлекательных мероприятий для младших школьников: праздники, шоу-программы, игры, конкурсы, театрально-массовые представления. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные часы в 1–4 классах. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Шалаева Г.П. Дорожные знаки для маленьких пешеходов. – М.: СЛОВО, Эксмо; 2007.