В настоящее время процесс обучения все больше
связывают с деятельностным подходом к освоению
детьми новых знаний. Одной из разновидностей
такого подхода является проектная деятельность.
Метод проектов не является принципиально новым в
педагогической практике, но вместе с тем его
относят к педагогическим технологиям XXI века как
предусматривающий умение адаптироваться в
стремительно изменяющемся мире. В основе метода
проектов лежит развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно конструировать
свои знания и ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического и
творческого мышления.
Проекты в младших классах -это проблематично, так
как дети еще слишком малы для проектирования. Но
все-таки это возможно.
Педагогическая ценность ученического проекта
определяется:
- возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
- содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
- навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
- заинтересованностью ученика в работе.
Приступая к проектированию с младшими школьниками следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.
Работа над темой
1 этап: Выбор темы самими учащимися.
Конец января. В школе объявлен месячник патриотического воспитания. На собрание собрались ученики, родители, научный руководитель. Как обычно учащимся было дано задание придумать направления, по которым они будут работать во время месячника патриотического воспитания.
2 этап: Выход на тему с помощью взрослых.
Наш город готовится к празднованию своего 35летия – сказали родители, поэтому необходимо подобрать такой материал, который был бы значимым и для ребят, и для взрослых, и для жителей города. Решили обратиться к названию улиц, с чем связаны эти названия?
3 этап: Выбор направлений сбора сведений.
После совместной встречи было дано название нашему проекту «Улицы нашего города».
4 этап: Определение подпроектных шагов,
распределение ролей, выбор формы представление
темы подпроекта, сбор информации.
Сбор информации начали с посещения
краеведческого музея, где узнали о
первопроходцах, которые начинали строить наш
город, о человеке, который приехал строить
молодой город со своими друзьями и остался здесь
навсегда, в честь этого человека названа одна из
улиц нашего города. Узнали, что его жена, сын и
сейчас проживают в городе. Они нам могут помочь.
Но решили еще раз собраться и разбиться на
группы.
- 1 группа – приглашает на классный час В.Ф.Федотову жену Юрия Федоровича Федотова;
- 2 группа – встречается с сыном Ю.Ф.Федотова Александром;
- 3 группа – берет интервью у главного архитектора города по поводу названия улицы;
- 4 группа – встреча с друзьями Ю.Ф.Федотова.
По окончании этих встреч были собраны фотографии, статьи, стихи, высказывания друзей. Решили из собранного материала напечатать книгу о Юрии Федоровиче Федотове и подарить ее родным и друзьям. На встрече каждый мог рассказать, что его особенно заинтересовало, а что было неинтересно. Решили побывать на улице имени Федотова и узнать если там памятные места, места отдыха, самое красивое место, а на основе материала создать буклет «Улица имени Федотова».
5 этап: Завершение работы над проектом. Оценка результатов
При завершении работы над темой снова собрались родители, дети, где каждый мог оценить как свою работу в проекте, так и работу каждого.
- Чему научились, работая в данном проекте?
- Чем интересна была твоя работа в группе?
- Какие возникли идеи для продолжения работы над проектом?
Итог работы:
- создание книги о Ю.Ф.Федотове под названием «Я знаю, город будет!»
- создание подарочного буклета «Есть улицы центральные…»
- написание сочинения: «Чем мне понравилось работать в этом проекте?»
Представление результатов:
- родительское собрание;
- gрезентация книги и буклета в краеведческом музее с
- вручением книг родным и музею.
Участие учащихся в работе над проектом: 23 чел, но 2 человека вышли во время работы, осталось – 21.
Участие родителей: 9 человек: Дрозд Л.В., Добрынина С.Г., Стасилевич Т.И., Феоктистова С.И., Татарчук И.Г., Шевченко М.Р., Ринчино Е.А., Коваленко В.Н., Подлипалов И.В.
Преимущество проектов:
- Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.
- При выборе проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
- Выполняя проекты, каждый ученик развивает свои творческие возможности и способности, учится решать жизненные задачи.
- Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта ученик задумывается над вопросом: на что я способен?
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Начинается проект с танца «Журавлик».
Учитель: Да, сегодня мы вам расскажем о нашем городе, об одной из улиц – улице Федотова. Наш проект был запущен весной, класс разбился на группы и наши поиски начались.
1 группа: Наша группа побывала в картинной галереи на выставке «Твои люди – Усть-Илимск». Нас познакомили с портретами людей значимых для нашего города. На одном из портретов мы увидели человека, именем которого названа одна из улиц нашего города. Вот об этом человеке мы решили узнать поподробнее.
2 группа: Где можно найти информацию? Конечно, мы обратились в нашу школьную библиотеку. Но в ней ничего не оказалось. Посетили библиотеку «Первоцвет», но и там ничего не было. Нам посоветовали обратиться в библиотеку в районе Старого торгового.
3 группа: Какое у нас было удивление, когда мы пришли в эту библиотеку. Оказалось, что она носит имя этого человека – Ю.Ф.Федотова. Вот здесь мы нашли первую информацию.
4 группа: А наша группа побывала в Краеведческом музее. От экскурсовода мы узнали, как начиналась стройка в нашем городе, кто руководил строительством. Познакомились с уголком Юрия Фёдоровича, личными вещами, которые переданы семьёй Федотова.
(Вручение книги директору музея Наталье Викторовне – нам бы хотелось пополнить фонд вашего музея книгой «Я знаю, город будет», в ней вы найдёте материал о Юрии Фёдоровиче)
5 группа: Валентина Павловна, жена Юрия Фёдоровича приходила к нам на классный час. Она рассказала, какой замечательный муж, заботливый отец был Юрий Фёдорович. Как он заботился о каждом, был внимательным, добрым, требовательным.
Учитель: И сегодня, Валентина Павловна, нам хочется вручит вам во эту книгу, где вы можете предаться воспоминаниям.
6 группа: А наша группа встретилась с сыном Юрия Фёдоровича – Александром Юрьевичем. Он работает в администрации города и продолжает дело отца.
7 группа: Мы побывали на улице имени Федотова, что нас особенно удивило - это то, что улица состояла из 2домов, а памятную доску пришлось отыскивать т.к. место это никак не обозначено. Хочется, чтобы это место выглядело по - другому. Ведь какой замечательный человек, умелый руководитель, рачительный хозяин был Юрий Фёдорович!
8 группа: Последний наш шаг – встреча с работниками архитектурного отдела. Нам рассказали почему эту улицу переименовали в улицу Федотова.
1. Представление стихотворения «Город мечты» Л. Цымбалова:
Среди тайги вечнозелёной
В верховьях речки Ангары
Мы прекрасный построили город
И назвали его – Усть-Илимск.
Начинался наш город с палаток,
Не боялись мороза и вьюг,
Нам уютно и весело было
Среди лучших друзей и подруг.
Вот уже разбежались на взгорке
Деревянные домики в ряд.
Лихо спорилось дело у ловких,
Мастеров на все руки ребят.
Шаг за шагом уверенно, споро
Укрощали характер реки.
Вот и ГЭС поднялась над волною,
В море плещутся окуньки.
Город строился! Дом за домом
Вырастал, как грибы в тёплый день
И высотные здания гордо
За собой оставляли тень.
Я люблю тебя, город таёжный,
Город юной мечты Усть- Илимск!
И хоть трудно порою, ребята,
Мы за город родной постоим!
2. Усть-Илимск – это город-легенда сотворённая людьми. Эти люди приехали к Толстому мысу, когда здесь ничего не было. Они жили в палатках, строили первые дома, называли себя первопроходцами.
3. Легенда Усть-Илимска – Юрий Фёдорович Федотов. Кто не знал этого человека в городе? Юрий Фёдорович приехал в Сибирь после окончания Горьковского инженерно- строительного института. В город Братск прибыл летом 1959 года и чуть-чуть не успел на первое перекрытие реки Ангары.
4. На строительстве Братской ГЭС Юрий Фёдорович отработал до 1965 года, участвовал в бетонных работах, встретил здесь свою Валентину, родилась первая дочь Марина.
Учитель: Но вот заговорили о новой стройке, о новой ГЭС. Решили с друзьями, которых Ю.Ф. приобрёл в Братске, строить новый неизвестный пока город в устье реки Илим.
5. Ранний деревянный Усть-Илимск Федотов строил до 1968года. Строил дома и ждал, когда же начнётся сооружение ГЭС? Уже были готовы перемычки, котлован. Дело подошло к укладке бетона. Юрия Фёдоровича переводят начальником СМУ-1. Сколько было уложено бетона в тело громадной плотины передовыми бригадами СМУ-1 и СМУ-2, руководимые Юрием Федоровичем?
6. Фамильная Федотовская ответственность и целеустремлённость, способность добиваться успеха в любом деле, за которое он брался проявились, как нельзя лучше. Молодой, грамотный руководитель производства, достаточно быстро продвигался по служебной лестнице.
7. Высокое начальство заметило Федотова и утвердило заместителем начальника управления строительства Усть-Илимской ГЭС. Новое кресло не располагало к усидчивости, а наоборот повышало меру ответственности. Поэтому Юрий Фёдорович пропадал на плотине.
8. В 1974 г. 2 января Юрий Фёдорович рабочий день начал в своём кабинете. Раздался звонок. Звонили из райкома партии. Дело обычное, в те времена туда частенько вызывали. Первый секретарь сообщил приятную весть – о статусе города посёлку Усть-Илимск и вторая новость – о строительстве лесопромышленного комплекса.
Учитель: Первый секретарь Чичерин встретил радушно Юрия Фёдоровича, сообщил о подписании 27.12.1973 года Указ президиума Верховного совета РСФСР о присвоении статуса города областного подчинения посёлку Усть-Илиму.
9. Юрия Фёдоровича весть взволновала, но неожиданно было втрое предложение. Первый секретарь Усть-Илимска предложил строителю Федотову пост мэра новорождённого города. Он на отрез отказался. Уходить со строительства ГЭС, когда вот-вот будет запущен первый агрегат – результат, к которому строители идут годами, Федотов никак не хотел. Да и как покинуть коллектив, с которым пришёл сюда из Братска, бросать дело, которое знал и любил!?
10. На следующий день его вызывают в Иркутск, где и утверждают первым председателем исполкома молодого города. Кто мог знать, что первым Усть-Илимским мэром Юрий Фёдорович будет две с половиной пятилетки?
Учитель: Проведению было угодно, чтобы наш чудный город вырос при таком рачительном хозяине. Как не гордиться тем, что покидая свой пост Юрий Фёдорович, оставил практически построенный город.
11. Юрий Фёдорович строил удобный для проживания город. В микрорайонах зелено, уютно, магазины, школы, детские сады – всё рядышком. Убеждал проектировщиков, что необходимо сохранять зелёную зону внутри жилых массивов. Зачем вырубать, чтобы потом озеленять? Надо сохранять то, что уже есть.
12. В каждом городе что-то есть
Характерное лишь ему:
То ли это соборный крест,
Осеняющий синеву.
То ли клавиши мостовых,
То ли дерзкий полёт моста,
В каждом городе есть свои
Удивительные места.
13. Берёзовая роща – удивительное место в городе! Сколько потребовалось сил, бессонных ночей Юрию Фёдоровичу при застройке 2 микрорайона?! Надо было работать так, чтобы сохранить этот удивительный уголок в городе. И сейчас она шумит своей листвой, радует своей красотой в любое время года. А мы стараемся сохранить нашу Берёзовую рощу.
14. Строил Юрий Фёдорович этот город для своих друзей, с которыми приехал из Братска, строил для своих детей, которым и сейчас хорошо работается в нём, строил для всех, кто приехал сюда из разных уголков нашей страны и стал устьилимцем.
15. За годы председательствования строился лечебный комплекс, поликлиника в левобережье, мясокомбинат, молочный завод, хлебокомбинат, магазины, детские сады, школы, дворец культуры и целый город – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 11микрорайоны.
16. Появились новые улицы. Чтобы их назвать объявлялись конкурсы для устьилимцев. Так были названы улицы: Романтиков, Мира, Мечтателей, Дружбы народов.
17. Другие улицы получили названия в честь великих людей и знаменательных событий в жизни города, улица 40 лет Победы, Белградская, Кирова, Строителей, Тельмана.
18. «Что для меня этот город? Да вся моя жизнь! Люблю белый снег. А осень какая! Красота! Вся жизнь моя этот город…» Скромный ответ скромного человека Юрия Фёдоровича Федотова.
19. Мы понимаем лишь с годами
Как нужно было дорожить,
Тем, что он был когда-то с нами
Учил работать нас и жить!
Был добр и видел в каждом личность,
Хоть била жизнь его не раз!
И пел романсы он отлично
Марта удивляя нас.
Он звал водителя «Степаном мудрым»
Великой Катей машинистка стала.
Расспрашивал о детях каждым утром,
Когда мы пили чай по ритуалу.
Реформы, перестройка, новизна –
Всё это в сердце отдавалось эхом!
Друзья, не верьте, что его нет с нами!
Он строил нашу ГЭС, и строил город
Прислушайтесь…и вы поймёте сами –
Он в наших душах, он нам дорог.
20. Ушёл из жизни человек, но добрая память о нём останется в памяти людей, первостроителей, жителей города.
Учитель: Закончилась работа над проектом. А что для каждого из вас дала работа над этим проектом?
Заканчиваем презентацию проекта «Усть-илимским вальсом»
Итогом работы над проектом стали: стих Юлии Ринчино, выпуск книги «Я знаю, город будет», буклет «Улицы нашего города».
Литература:
- Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе-М. : Чистые пруды, 2006.
- Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе- Волгоград: Учитель 2008
- Горячев А.В. Проектная деятельность в ОС «Школа 2100» - М. : 2006