Обучение грамоте в 1-м классе по программе Л.В. Занкова. Тема: "Звуки [х], [х'], [ц]. Буквы Х, х; Ц, ц"

Разделы: Начальная школа


Тема: Звуки [х], [х'], [ц]. Буквы Х, Ц.

Цели:

  • Познакомить учащихся с новыми звуками и буквами, используемыми для их обозначения; закрепить знания об особенностях гласных и согласных, твердых и мягких звуков, продолжить формирование умения классифицировать по совместно найденному признаку.
  • Развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся.
  • Способствовать воспитанию доброжелательного отношения учащихся друг к другу.

Оборудование: касса букв и слогов, "лента" букв, схемы слов, учебник "Азбука" 1 класс (1–4), авторы Нечаева Н.В., Белорусец К.С., предметные картинки, иллюстрации, карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Работа с «лентой букв».

У. Назовите согласные, которые всегда глухие и твёрдые.
Д. Ж, Ш
У. Поиграем в «Лесенку».Назовите слова.

__   __  Ш (ёрш)                                __   Ж (уж)
__   __   __   Ш (клёш)                       __   __   Ж (муж)
__   __   __   __   Ш  (шалаш)            __   __   __   Ж (пляж)

III. Формирование понятий

1. Восприятие, осмысление нового материала

Послушайте стихотворение Валентина Берестова. Выделите новый звук.

Хочешь великаном стать?
На ходули надо встать!
Ахи, охи, хохот, смех.
Скоморохи выше всех!

У. Какой новый звук услышали? Назовите слова с новым звуком.
Д. Ходули, ахи, охи, смех, хочешь, скоморохи, всех.
У. Что такое ходули?
У. Послушаем новый звук. Закрываем ушки. Какой это звук?
Д. Согласный, глухой.
У. Проверим ещё одну работу – каким может быть этот звук: хор, хитёр,…
Д. Он может быть твёрдым и мягким.
У. Запишем новую букву в тетради для печатания.
У. На что она похожа?
Д. На крестик
У.  Откроем учебник на стр.93, как изобразил художник эту букву? Назовите по рисункам слова с новым звуком.
У. Запишем в тетради для печатания  слоги и слова с новой буквой: Ох! Ух! Ах!
У. Когда мы так говорим? Эти слова называют – междометия.
У. Пишем под диктовку: Ухо, хвост, халат, халва.
У. Разделим слова на слоги, поставим ударения. Проверьте друг друга, поставьте на оценочном столбике оценку своему соседу.
У. Кто из вас знает букву, которая еще есть на этой странице?
У. Какой это звук? Послушаем его.
Д. Согласный глухой.
У. Проверим еще одну работу этого звука: ЦУ, ЦЕ, ЦА, ЦИ, ЦЫ
Д. Он всегда твёрдый.
У. Напечатаем эту букву в тетради.
У. Назовите слова с таким звуком, чтобы звук был в начале слова, в середине, в конце слова.
У. Продиктуйте друг – другу слова по карточкам. (Работа выполняется на 2 варианта)

Карточка 1. Цапля, цокот, конец.

Карточка  2. Царапки, отец, молодец.

(Взаимопроверка, взаимооценивание).

У. Обведите предметы, в названия которых входит звук [ц] (стр.93 учебника)

Физминутка

Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка  раненько встает,
Щёчки моет,
Шейку трёт.

(Дети имитируют все движения хомячка)

Мы танцуем «Хлопай-топай»
Утром, днём и вечером!
Лучший танец –
«Хлопай-топай»,
Когда делать нечего…

2) Проверка усвоения.

У. Исследуем, какие звуки может обозначать согласная буква Ц: мягкий, твёрдый, звонкий, глухой.

ЦЕ                          ЦИ                            ЦЫ
цель                       цирк                         птицы
целина                   циновка                   молодцы
цемент                   цифра                       огурцы
на кольце              циферблат                скворцы

  • Чтение первого столбика слов (с.94) «цепочкой». Как поизносится звук [ц] (твердо, звук глухой).
  • Чтение второго столбика слов («цепочкой»). Какой вывод можно сделать?
  • Назовите «лишнее» слово.
  • К каким словам можно поставить слово – помощник ОНА? ОН?
  • Чтение про себя слов 3 столбика.
  • Чем отличаются слова  3 столбика от слов в 1 и 2 столбике?
  • Приведите примеры таких слов, чтобы в конце слова стояла буква Ы.

IV. Формирование умений и навыков

У. Прочитаем название текста выделенного красным шрифтом.
Д. Путаницы.

– Что такое  путаница?  С таким видом устного народного творчества,  мы уже встречались? (*К.И.Чуковский )
– Кто написал эту путаницу? (Э. Успенский)
– Сколько предложений мы прочитаем?
– Найти и прочитать слова с новыми изученными буквами.
– Читаем эту путаницу «цепочкой», по одному, в паре.
– Попробуйте придумать свои варианты.

  • Поработайте в парах, и прочитайте нам, что у вас получится. Переставьте героев  путаницы так, чтобы  получилось еще смешнее.
  • Чтение детьми со слайдов новых вариантов путаницы.

VI. Анализ

Итог: В чьем имени есть изученные буквы? Что вы узнали об этих звуках? И т. д.
Работа на данном уроке строится по усмотрению учителя и в зависимости от степени подготовленности класса. В учебнике представлен богатейший материал, рассчитанный на детей с разным уровнем подготовки к школе. Этапы урока можно переставлять, а также реализовать материал на нескольких уроках.