Информационные технологии как средства обучения русскому языку

Разделы: Начальная школа


1. Введение

В настоящее время значение образования очень высоко. Применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление. Их использование в учебном процессе дает возможность применять в педагогической практике психолого-педагогические разработки, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи развивающего обучения, формировать естестевенно научные представления об окружающем мире. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая занимающихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность занимающимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями.

Использование информационных технологий открывает широкие возможности в обучении и развитии учащихся, создаёт благоприятные условия усвоения учебного материала. Обилие и разнообразие информации позволяет дифференцировать и адаптировать обучение не только по возрасту, но и учитывая индивидуальные способности каждого ученика. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным.

2. Обучение русскому языку

Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся. Предметом изучения методики русского языка является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой).

Обучение русскому языку своим конечным результатом имеет формирование умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме.

В начальных классах начинается работа над формированием таких морфологических понятий, как “имя существительное”. Объем материала в каждом классе, последовательность работы над ним обусловлены особенностями имен существительных как языкового явления, задачами изучения данной части речи и возрастными возможностями младших школьников.

Задачами изучения имен существительных в 1-4-х классах являются:

  • формирование лексико-грамматического понятия “имя существительное”;
  • овладение умением различать по вопросу одушевленные и неодушевленные имена существительные (без термина);
  • формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, некоторые географические названия;
  • ознакомление с родом имен существительных, употреблением ь у существительных с шипящими на конце;
  • развитие умения изменять имена существительные по числам;
  • выработка навыка правописания падежных окончаний имен существительных;
  • обогащение словаря учащихся новыми именами существительными (в частности, существительными – синонимами и антонимами);
  • овладение операциями анализа, сравнения слов и обобщения.

Подготовительный этап работы (I класс) совпадает с периодом обучения грамоте. Подготовка учащихся к осознанию понятия “имя существительное” состоит в том, что дети учатся различать предмет и слово как название этого предмета, развивается внимание к смысловому значению слова (каждое слово что-то обозначает), начинает формироваться умение классифицировать слова на группы с учетом их смысла (слова, обозначающие птиц, овощи, фрукты, обувь, одежду и т. д.). Классификация слов по смысловому значению развивает умение сравнивать слова, устанавливая что-то сходное, умение абстрагировать. В IV четверти у учащихся 1 класса на смену письму приходит новый предмет: русский язык. И уже в первом классе ученики знакомятся с употреблением заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, а также в названиях некоторых населенных пунктов. На данную тему по русскому языку в программе 1 класса отводятся 3 урока.

Второе полугодие II класса характеризуется специальной работой над лексическим значением имен существительных и их грамматическим признаком (отвечают на вопрос кто? или что?, обозначают предметы). Учащиеся учатся отличать слова, отвечающие на вопрос кто?, от слов, отвечающих на вопрос что? У детей начинает формироваться умение писать с большой буквы некоторые собственные имена существительные.

Центральное место в обучении младших школьников русскому языку по всем основным разделам занимает 3 класс, прежде всего потому, что происходит формирование основных понятий курса: части речи, значимые части слова, предложение, словосочетание, текст. Школьники изучают существенные признаки каждого из понятий и связи между ними, что чрезвычайно важно для усвоения языка и овладения речью. При изучении раздела “Имя существительное” учащиеся получают элементарные представления об одушевленных и неодушевленных, собственных и нарицательных именах существительных. Идет углубление знаний о написании с большой буквы названий населенных пунктов, рек, гор, морей и других географических названий.

3. “Урок-путешествие” и методика работы с презентацией

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, является форма проведения урока в виде путешествия. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности в учебный труд учащихся для того, чтобы процесспознания был более продуктивным.атьэлементы занимательности в учебный труд учащихся для того, чтобы про познания был более продуктивным. Путешествуя, дети играют. В условиях игровой деятельности у детей развивается способность к воображению (об этом писали в своих исследованиях А.С. Выготский, А.И. Леоньтьев, Д.Б. Эльконин). Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

I этап урока (организационный момент) способствует настрою учащихся на предстоящую учебную деятельность, немного заинтриговывает, т. к. речь идет о предстоящем путешествии.

II этап урока (минутка чистописания) закрепляет каллиграфические навыки написания слогов, а составление из них слов активизирует мыслительную деятельность школьников. (слайд 3) Слайд 4 показывает космический корабль, на котором весь класс и отправится в путешествие.

III этап урока (постановка учебной задачи). Учебно-познавательная игра-путешествие будет проходить по станциям: космическая, океаны и моря, материки, страны, города, малая родина. После объявления 1 станции (космической) ученики перечисляют известные им планеты Солнечной системы, (слайд 5) ведется работа по расширению знаний об окружающем мире, 4 названия планет записываются в тетради, ставится учебная задача на данный урок русского языка. Прежде чем произойдет смена слайда ученики делают важный вывод: названия планет пишутся с большой буквы. Далее идет показ слайда 6 (Земля), ведется беседа о том, как выглядит планета Земля из космоса, что ей придает голубой цвет.

IV этап урока (объяснение нового материала). 2 станция (океаны и моря). Начинается показ слайда 7, который сопровождается аудио и видео информацией о Северном Ледовитом океане. 3 станция (материки) – слайд 8 (Евразия). 4 станция (страны) – использование карты. 5 станция (города) – слайд 9. Слайд 9 содержит видеоинформацию о городе Санкт-Петербурге. 6 станция (малая родина) – слайд 10.

VI этап урока (итог) заканчивается работой детей за компьютерами с использованием программы-тренажера “Фраза”.

4. Работа с диском

После двойного щелчка на ярлык  производится запуск программы-тренажера “Фраза”. На экране появляется заставка с названием.

Нажав на любую клавишу на клавиатуре, можно перейти к окну выбора задания. Окно имеет 3 строки. В верхней строке надо ввести свое имя. В средней – класс, а в нижней – тему и вариант задания.

После того, как выбор сделан, кнопка "Поехали" в нижней части окна станет доступной. Нажмите ее и приступайте к работе. Программа начнет Вам предлагать задания.

После выполнения всех заданий выбранного варианта программа подводит итоги работы. Она подсчитывает количество сделанных ошибок и выставляет оценку.

Результаты всех, кто работал с программой, сохраняются в файле fraza.rez.

5. Конспект урока русского языка с использованием презентации “урок-путешествие”

Тема. Большая буква в написании географических названий.

Цели.

  1. Повторить написания имен, отчеств, фамилий людей, кличек животных.
  2. Изучить написания различных географических названий.
  3. Развивать орфографическую зоркость при написании слов с этой орфограммой. Развивать речь, обогащать словарный запас.
  4. Прививать любовь к своей земле, родному краю, пополнять знания об окружающем мире.

Оборудование: карта России, презентация в среде MS PowerPoint, ПК.

  1. Организационный момент.

  2. Учитель. Сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы всем классом отправимся в путешествие.

  3. Минутка чистописания.

  4. са, ра, та, мо, ко, лет, ке, ли, раб (запись на доске)
    Учитель. Какие слова можно составить из этих слогов?
    Ученики. Самолет, ракета, корабли.

    На этом космическом корабле мы и отправимся сегодня в путешествие.
  5. Постановка учебной задачи.

  6. Учитель. 1 станция. Космическая.
    — Какие планеты Солнечной системы вам известны?
    Ученики. Земля, Марс, Меркурий, Венера, Юпитер, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон. (Показ слайда)

    Учитель. Давайте запишем в тетради названия четырех планет. (Юпитер, Уран, Сатурн, Земля). Как вы думаете, почему я выбрала эти планеты? (Ответы детей).

    Юпитер – это самая большая по размеру планета. Уран – самая маленькая. У Сатурна 30 колец. (Обратить внимание на первую букву в названии).

  7. Объяснение нового материала.

  8. Учитель. Кто догадался, чем являются названия планет?
    (Географическими названиями).

    Какую орфограмму будем изучать сегодня на уроке?
    (Сегодня на уроке будем изучать написания географических названий.)

    Как пишутся названия планет?
    — Названия планет пишутся с большой буквы.
    — На какой планете мы живем?
    (Ответы детей)
    (Показ кадра с изображением Земли и сообщение учителя о планете Земля.)
    Учитель. Как выглядит планета Земля из космоса?
    Ученики. В виде голубого шара.
    Учитель. Что придает Земле такую окраску?
    Ученики. Моря и океаны.
    Учитель. Какие океаны и моря можете назвать?
    (Тихий океан, Индийский океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, Черное море, Балтийское море, Азовское море, Средиземное море.)

    (Показ слайда-видео о Северном Ледовитом океане)
    Учитель. 2 станция. Океаны и моря.
    — Запишите в тетради название этого сурового океана, а море - Черное.

    — Названия океанов и морей пишутся с большой буквы.
    Учитель. 3 станция. Материки.
    — Как называют большие участки суши на поверхности Земли?
    (Материки)
    — Сколько материков на Земле? Перечислите их.
    (Шесть. Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Евразия, Антарктида.)
    (Показ кадра с изображением материка Евразия и сообщение заранее подготовленного ученика.)
    — Названия материков пишутся с большой буквы.
    Учитель. 4 станция. Страны.
    — Какие страны можно увидеть на карте?

    (Ученики называют и показывают по карте
    Россия, Китай, Франция, Япония, Германия, Англия.)

    Запишите название своей страны.

    — Названия стран пишутся с большой буквы.
    Учитель. 5 станция. Города.
    — Прочтите задание к упр.403 и вы узнаете название нашей следующей станции. Напишите цепочку слов-городов.
    (Запись в тетради: Вологда, Арзамас, Санкт-Петербург, Гомель, Липецк, Курск, Кишинев, Воронеж, Жданов. Венеция.)
    — Названия городов пишутся с большой буквы.
    (Показ кадра с видеоизображением Санкт-Петербурга.)
    Учитель. 6 станция. Малая родина.
    — Куда бы человек ни уехал, отправившись в путешествие, но всегда его тянет домой, туда, где он родился, где его дом. Это его родина. Назовите свою малую родину?
    (п. Новый Свет, п. Торфяное).(Запись в тетрадь).
    — Названия сел, деревень, поселков пишутся с большой буквы.

  9. Повторение изученного.

  10. (Устное выполнение упр.400)
    — Какие еще слова пишутся с большой буквы?
    (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия улиц, площадей, проспектов пишутся с большой буквы.)

  11. Итог урока.

  12. – Чему учились на уроке? (Учились записывать географические названия.)

    – А как вы этому научились вас проверит компьютер. (Ученики работают за компьютерами. Включается программа-тренажер Фраза.)

  13. . Домашнее задание.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4