Тема: Разнообразие внутренних вод.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: изучение новой темы.
Цели урока:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с разнообразием внутренних вод России;
- сформировать представление о реках России и изучить крупнейшие речные системы России;
- определить влияние рельефа на направление речных систем;
- продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации.
- Воспитательные:
- формирование чувства гордости и любви к родной природе;
- формирование экологического сознания учащихся.
- Развивающие:
- развивать умение составлять характеристику рек по плану;
- продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации;
- формировать критическое мышление.
Оборудование: физическая карта России, атласы, учебник.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
№ Слайда |
Ход урока |
1. Оргмомент | Приветствие. Положительный эмоциональный настрой на совместную работу. Создание спокойной, деловой обстановки. | |
2. Вводная часть |
Слайд 1
Слайд 2 Слайд 3 |
Эпиграф урока: Вода
– у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни
запаха, тебя невозможно описать, тобой
наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя
сказать, Антуан де Сент-Экзюпери Высказывание Антуана де Сент-Экзюпери будет эпиграфом нашего урока. Действительно, без воды нет жизни. Вода – чудесный дар природы, и наш сегодняшний урок посвящен бесценному дару нашей планеты, самому ценному веществу на Земле (какому?) воде. Цель: Сегодня на уроке мы познакомимся с внутренними водами России, обратим особое внимание на реки и речные системы. Итак, тема нашего урока: РАЗНООБРАЗИЕ ВНУТРЕННИХ ВОД РОССИИ. |
3. Внутренние воды (актуализация опорных знаний) | Слайд 4 | Воды России – это наше национальное
богатство и мы должны их беречь и рационально
использовать. Существует мнение, что Россия богата внутренними водами? Верно ли это?.. Какие внутренние воды
имеются в России? |
4. Вводная беседа о разнообразии
внутренних вод России. Рассказ учителя о реках России.
Показ видеофильма «Байкал» |
Слайд с 4 по 11
Слайд Фото Фото
Фото |
На территории России более 2,5 млн.
крупных рек и маленьких речушек длиной более 8
млн. км. Россия – страна величайших речных систем. Обь, Амур, Лена, Енисей, Волга, Северная Двина, Колыма. А такого количества и такого разнообразия озер, как в России, нет ни в одной стране. Их насчитывается более 2 млн. На территории государства находятся 2 озера, входящие в десятку первых озер мира. Самое глубокое озеро мира – Байкал – 1620 м, и самое крупное озеро мира – Каспийское море – озеро. Более 60% – многолетняя мерзлота, подземное оледенение. Многолетняя мерзлота занимает около половины территории России. Около 10% занимают болота, переувлажненные участки местности. Самую большую площадь в России болота занимают на Западно-Сибирской равнине. Ледники – скопления льда, образовавшегося из
снега, которые бывают горные и покровные. |
5. Работа с терминами Дети дают определение терминов
Сообщения учеников о реках
6. Работа с физической картой Вопрос к классу
Физминутка (движением рук можно показать характер реки) |
Слайд 12
Диаграмма
Фото рек |
Сегодня более подробно мы познакомимся
с главной частью вод суши – реками. Чтобы нам в дальнейшем было легче работать, вспомним части реки. Вспомним определения следующих терминов:
Вспомните, какие реки вы знаете. Что вы можете о них сказать?
Пользуясь атласом, скажите, равномерно ли
распределены речные системы по территории
России? (Неравномерно, почему?) – От чего зависит их распределение по территории материка? (опора на карту) Вывод: от рельефа и климата. Рассмотрим влияние рельефа:
– К бассейнам, каких океанов относятся реки, находящиеся на территории России?
(Определите характер течения реки по данному описанию)
Влияние рельефа (вывод): на равнинах реки имеют спокойное течение, широкую долину, а в горах реки бурные с порогами и водопадами, текут в глубоких ущельях. |
7. Решение кроссворда Учащиеся разгадывают кроссворд. |
Слайд | Реки текут по поверхности земли,
скажите, а в словах они могут течь? Сейчас игровое задание: разгадаем кроссворд «Реки, «текущие» в словах» |
8. Групповая работа и
индивидуальная работа (самостоятельная исследовательская работа) |
Разделимся на группы. Задание группам № 1 2 3 4 |
|
9. Отчет групп | Отчет каждой группы по результатам своей работы учащимся класса. | |
10. Обобщение (фронтальная беседа) |
|
|
11. Итоги (рефлексия) | Ребята, всем понятна новая тема? Кто испытывал в новой теме затруднения? В самостоятельной работе? Во время повторения? |
|
12. Домашняя работа |
|