Интегрированное занятие о нравственных уроках войны в Афганистане. Тема: «"Спрятанная война". Гордость? Боль? Стыд?»

Разделы: Внеклассная работа


Тип:  интегрированное занятие в форме устного журнала,  урок-открытие.

Рекомендации: занятие можно приурочить ко Дню Защитника Отечества или   провести как итоговое после изучения на уроках истории данного периода.

Занятие разработано для учащихся 9–11 классов, биографии героев подготовили школьные краеведы.

Тема:  «Спрятанная война» (Гордость? Боль? Стыд?) 

Цели:

  • Обучающие:
    • знакомство с историей вопроса;
    • анализ фрагментов газетных и журнальных статей, работа с фотографиями, воспоминаниями, музыкальными произведениями как средство осознания событий прошлого и возможность ответов на вопросы, поставленные в названии занятия.
  • Развивающие:
    • развитие самостоятельной мыслительной деятельности школьников, эмоциональной и логической речи учащихся.
  • Воспитывающие:
    • воспитание гуманизма;
    • формирование нравственной позиции школьника;
    • формирование умения видеть честь и бесчестие, отстаивать свою позицию;
    • предоставить учащимся возможность задуматься над жизненными целями, которые определяют поведение человека.

Ведущий 1:

Ступив за хребет Гиндукуша,
Где солнце тускнело во мгле,
Бессмертную русскую душу
Пронёс по тревожной земле.

Свинцовые трассы летели
В его не железную грудь,
Отметив рубцами на теле
К бессмертию пройденный путь.

Утихли со временем раны,
Но снова, к рассвету спеша,
Дорогами Афганистана
В бессоннице бродит душа. (Из песни воинов-афганцев)

Ведущий 2:

Почти 20 лет прошло с того времени, как завершилось 9-летнее пребывание Советских войск в Афганистане (с декабря 1979 по февраль 1989 года). Долгое время, пользуясь скупыми, часто противоречивыми, порой искажёнными сведениями из прессы, многие из нас плохо себе представляли, что на самом деле происходило там. Теперь, когда мы постепенно узнаём, как всё было, в нас вырабатывается сложное отношение к «секретной» Афганской войне. Во имя чего гибли либо становились калеками тысячи наших соотечественников, причём молодые? Оправданы ли боль и скорбь их матерей, вдов, детей-сирот?

Ведущий 1:

Каждый из полумиллиона наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана, частью его земли, которая так никогда и не смогла впитать всей пролитой крови. А Афганистан стал частью каждого воевавшего там. Глупцы называли Афганистан «школой мужества». Глупцы были мудрецами: своих сыновей они предпочитали в эту школу не отправлять. Они твердили: «интернациональный долг», «битва с наймитами империализма на южных рубежах Отчизны», «решительный отпор агрессии»… – словом, они пытались убедить себя и заодно страну в том, что Афганистан «обращает несознательных юнцов в стойких бойцов за нашу коммунистическую веру…».

Ведущий 2:

Но если Афганистан и обращал кого в веру, так только не в ту, о которой твердила наша пропаганда. Сказать, что эта война была ошибкой, – значит, ничего не сказать: как известно, найти ошибку значительно легче, чем истину. Так, где же она, истина?  С чего всё начиналось?

Первая страница устного журнала: «Листая страницы истории…»

Комментарий учителя истории с точки зрения необходимости введения советских войск в Афганистан; рассказ о политической обстановке в мире.

Ведущий 3:

Как мало лет он прожил…
Только двадцать!
Но миг победы – больше, чем года.
Как трудно умереть, чтобы остаться,
Остаться в наших душах навсегда.
Смотрю, смотрю в его лицо простое –
Печальное тире между двух дат…

Ведущий 4:

Война тянулась девять долгих лет. Одно поколение входило в Афганистан, совсем другое покидало его. По официальной статистике, за годы войны мы потеряли более 15 тысяч человек, были ранены более 300 тысяч, без вести пропавших более 300. Экономический ущерб около 60 млн. рублей. Но разве можно сравнить эти потери с потерями нравственными?

Учащиеся зачитывают отрывки из воспоминаний бывших афганцев (кн. А.Боровика «Афганистан. Ещё раз про войну», стр. 104–106)

«Я думал о тех ассоциациях, которые будут тебя преследовать после Афганистана. Смотришь, как вентилятор под потолком магазина вяло месит лопастями душный летний воздух, и чувствуешь, что для полноты картины чего-то явно недостаёт. Ну конечно: не хватает звукового сопровождения – дробного рокота вертолётных двигателей. Или вдруг предрассветную московскую тишину разорвёт яростная очередь пулемёта. Вернёшься из далёкого афганского сна, протрёшь глаза и лишь тогда сообразишь: это просто-напросто мотоциклист гоняет без глушителя. Афганистан отберёт у тебя мирный смысл слов «ягоды» и «кефир», «пчела» и «шмель», «стриж» и «грач», «весёлый», «слон», «чайка», «молоко», «сметана», «консервы». Афганистан переместится в твоё подсознание и оттуда будет преследовать тебя днём и ночью. Днём и ночью!! ( по терминологии, которая была принята среди слов военнослужащих в Афганистане,«ягоды» – люди, «кефир» – дизельное топливо, «стриж» – СУ-17, «грач» – СУ-25, «весёлый» – МИГ-21, «слон» – танк, «чайка» – машина, «молоко» – керосин, «сметана» – бензин, «консервы» – мины, «чёрный тюльпан» – похоронная служба).
Человек может привыкнуть к смерти – но смерти чужой. Он может ухмыльнуться и сказать: «Ничего не поделаешь – видно, парню не повезло». Но нельзя привыкнуть к смерти близкого человека. Порой хочется плакать, но слёз уже не осталось. Глаза устали плакать, кожа на лице не высыхает, кажется, соль слёз разъела её. Нам приходится переживать очень тяжёлые психологические нагрузки.
Порой кажется, что ты на грани помешательства».

(28 февраля 1988 г. Симонов А.А., сержант запаса. Москва)

«…Отец мой сложил голову на Великой Отечественной, а сын, гвардии сержант Шевченко Юрий, командир орудия, кавалер ордена Красной Звезды – в свои 19 лет погиб в Афганистане… Горе моей семьи беспредельно… Война есть война, она без
человеческих жертв невозможна. Только вот очень важно знать: ради чего и за что отдать свою жизнь – самое дорогое, что есть у человека?.. Я встречал такое мнение: мол, для того, чтобы встряхнуть и наставить нашу молодёжь на путь истинный, нужна война, с которой юноши, якобы, возвращаются зрелыми мужчинами. Нет, всё не так. Не все возвращаются. Мой погибший сын не нуждался в таком «перевоспитании». До сих пор я жил за себя и отца, а теперь я должен жить и за сына. Была безотцовщина в детстве, но она ничто по сравнению с потерей сына – бессыновьем. За что сложил голову отец, я знаю, за что погиб сын, мне пока не ясно. Следовало ли торопить историю афганского народа, чтобы было столько жертв! Я думаю: более глупого, ненужного, нелепого занятия, чем эта война, нет. Это не просто варварство. Это безумие!»

(18 сентября 1988 г. Шевченко А. – отец погибшего. Ковель, Волынская область)

 «Сижу в ресторане вместе с заместителем командира полка. Он меня спрашивает: «Ты чё, Петрович, всё крутишься?» А я: «Да сзади кто-то крадётся». Он улыбается: «Так то официант. Перевоевал ты, брат…». По Душанбе, помнится, иду и замечаю, что машинально обхожу стороной все зелёные насаждения. Домой приехал – первые  две ночи глаз не сомкнул, не спится, и всё тут, хотя чертовски устал. А когда на третьи сутки близ военного городка начались учебные стрельбы, заснул в один миг. Как убитый…» 

(Из воспоминаний подполковника Леонова, участника Афганской войны)

Ведущий 3:

В эту минуту, в эту секунду, вот эту,
Он утверждает бессмертье планеты
Смертью своей…
Двадцатилетний,
Вот он встречает тот миг,
Тот последний
Миг, на коротком своём рубеже,
Миг, за который шагами прямыми
Люди уходят живыми, живыми,
А возникают легендой уже.

Вторая страница устного журнала: «Галерея героев»

Учащиеся рассказывают о героях афганской войны  (можно использовать комплект открыток «Мы – интернационалисты» – Издательство «Плакат», М.,1987 / Авторы-составители: генерал-майор В.Хробостов, полковник А.Размазнин)

1.     А. Мироненко
2.     А. Демаков
3.     А. Корявин
4.     Н. Чепик
5.     В. Гайнутдинов

Обращение к стенду: Наша боль и скорбь (мини-экскурсия)

Ведущий 2:

Таких примеров в истории афганской войны много. Смерть на войне – дело обычное. Война срывает со смерти ореол таинственности. Смерть – это надрывные крики раненых; смерть – это безмолвный стон в глазах тех, кто уже не в силах кричать; смерть – это запах промедола, спирта, крови и чего-то ещё, чему не можешь дать определение!

Ведущий 1:

И гибли на ней, вдали от Родины, несли тяготы и лишения и солдаты, и офицеры, и генералы. Они все были воинами-«афганцами». На перевале Саланг разрывная пуля выбила предплечье легендарному комбату десантников капитану Л.Хабарову. Погиб в горящем самолёте генерал-лейтенант П.Шкидченко. В бессильной ярости и злобе душманы изрубили на куски тело генерал-майора авиации В.Хахалова.

Ведущий 2:

А сколько было подвигов на свете,
Они уже в преданья отошли.
Из уст в уста их повторяют дети
На всех материках большой земли.
И будут повторять из уст в уста,
И в каждом этом подвиге незримо
Своя и глубина, и высота,

И красота своя неповторима.
Но из того, о чём мы слышим,
И из того, что мы вершим пока,
Солдатский подвиг я считаю высшим
И самым бескорыстным на века.

Ведущий 1:

Второй Съезд народных депутатов, прошедший в 1989 году, осудил ввод Советских
войск в декабре 1979 года в ДРА. Но мы не должны забывать, что на нём было однозначно подчёркнуто: «Политически и морально осуждая решение о вводе Советских войск…необходимо заявить, что это ни в коей мере не бросает тень на солдат и офицеров, направлявшихся в Афганистан. Верные присяге, убеждённые в том, что защищают интересы Родины и оказывают дружественную помощь соседнему народу, они лишь выполняли свой воинский долг…»

Ведущий 2:

Конечно, среди сотен тысяч военнослужащих, прошедших через Афганистан, попадались и преступники, и мародёры, и другие негодяи. Но не они определяли лицо нашей армии. Главными характеристиками Советских солдат были гуманизм и доблесть. Приведём факт: на втором этапе вывода ограниченного контингента советских войск из республики Афганистан многие солдаты и сержанты, которые должны были увольняться из рядов Советской армии, добровольно изъявили желание на несколько месяцев остаться в Афганистане. Цель одна – не подвергать опасности за эти последние месяцы войны молодых, необстрелянных воинов. Ведь кто-кто, а «афганцы» – ветераны лучше других знали, что от пуль, гранат, мин моджахедов чаще всего гибли молодые, неопытные, из пополнения.

Ведущий 1:

Девять лет – срок немалый. Многое поняли. Многое пережили. Многому научились. Исчезли иллюзии. Накопилось знание. Не только военное. В душах, характерах появилось объединяющее всех, военных и не военных, кто прошёл Афганистан, особое, «афганское братство». Свой уклад. Свои будни. Свои герои. Свой фольклор. Обширный, наивный, трогательный, щемящий, «балладный», напоминающий чем-то старинные солдатские и казачьи песни  про родную сторону, про мать, невесту, про злую пулю. Только вместо коня – БТР, а вместо сабли и копья – АКМ.
Эти песни, перемахнув через время и пространство, зазвучали в наших домах.

Третья страница устного журнала: «Время выбрало нас…»

Ведущий 2:

Пронесётся пыль Афганистана,
В вихре чьи-то жизни прихватив,
Пусть им вечным памятником станет
Этой песни простенький мотив.

Ведущий 3:

О поэтическом и песенном творчестве воинов-интернационалистов широко заговорили в 90-е годы.  Год 1987 стал своеобразной точкой отсчёта, годом встречи массовой аудитории с «афганской» песней:  появились первые диски с записями ансамблей «Каскад» и «Голубые береты». Однако панорама песенного творчества воинов-афганцев была бы неполной без знакомства с авторской песней, с которой, кстати говоря, всё и начиналось. Единственной возможностью знакомства с ней до настоящего времени оставались магнитофонные кассеты, записанные в Афганистане, бережно хранимые их владельцами и с большим трепетом передаваемые другим для перезаписи.

Ведущий 4:

Песни воинов-афганцев – своеобразный рассказ, передающий атмосферу повседневной боевой жизни советских воинов. О нелёгком, ратном, самоотверженном труде наших воинов в Афганистане, их героизме и мужестве можно смело рассказывать легенды. Авторская песня делает это с достоинством, не порождая ложного пафоса, но и не снижая значения того, о чём поётся. И это убеждает, заставляет верить.

Звучит песня «Из пламени Афганистана» (музыка и слова В.Верстакова )

Ведущий 3:

Вряд ли кто из авторов этих песен предполагал, что их песни будет слушать многотысячная аудитория. В лучшем случае, они были рассчитаны на узкий круг друзей и родных. Поэтому в них столько личного, сокровенного, пережитого вдали от родины.

Исполняется под гитару песня «Ордена не продаются» (музыка и слова Ю.Слатова)

Четвёртая страница устного журнала: ток-шоу «Процесс»

Ведущий 1:

В 1989 году в апрельском номере журнала «Юность» было опубликовано письмо Игоря Шенгера из Ленинграда. Вот оно:

 «Среди ребят, которых посылали на войну в Афганистан, были и такие, которые отказывались идти туда. Слыхал, будто за отказ идти воевать давали приличные сроки…
К этим «отказникам» можно относиться по-разному. Можно осуждать и клеймить страшными словами «изменник» и прочее, что и делали власти. Но можно посмотреть на поступок этих людей по-другому. Я считаю, что это был мужественный поступок. Если бы каждый, кто понимал, что представляет собой эта война, отказался бы от участия в ней, то эта война просто бы не состоялась. Так как посылать было бы некого».

Согласны ли вы с мнением этого человека? (проводится обсуждение)

Ведущий 2:

Вы спросите, зачем ворошить историю? Зачем вспоминать? Может, лучше забыть?
Ведь, действительно, на этой  преступной войне было всё: героизм и подлость, плен и карьеризм, алкоголь и наркотики, верность присяге и предательство и … – необузданная жестокость: к своим и чужим. Ибо армия – часть нашего общества, огромного организма, и она не в состоянии быть свободной от того, чем болен весь организм в целом.

Ведущий 1:

Думаю, нельзя забывать. Хочется вспомнить слова офицера-«афганца» Геннадия Аветисова: «Точку над своими воспоминаниями никто не вправе поставить по своему желанию, надо писать и вспоминать ровно столько, сколько выпало испытать на войне… И что бы ты ни писал, всё будет на пользу людям, потому что у войны ОГРОМНОЕ И МЕРЗКОЕ ЛИЦО. ТЫ ПОКАЖИ ЕГО!» (январь 1990 года)

Пятая страница устного журнала: «Зачем всё помнить?»

Открытый микрофон: желающие высказывают своё мнение о том, нужно ли спустя годы снова возвращаться к этой теме.

Мероприятие заканчивается исполнением афганских (или любых военных) песен по желанию участников.