Цель урока:
- обобщить пройденный материал по разделу “Цитология”;
- сформировать целостную систему базисных знаний по теме;
- продолжать формирование навыка работы в коллективе, умения обобщить и делать выводы;
- оптимизация межличностных отношений учащихся.
Задачи урока:
1. Обучающие:
- расширить кругозор знаний учащихся о типах строения клеток;
- сформировать и закрепить знания об основных частях и органоидах клетки и выполняемых ими функциях;
- выработать умения находить органоиды на таблицах рассказывать об их строении и функциях;
- показать различия в строении растительной и животной клетки в связи с выполняемыми функциями.
2. Развивающие:
- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;
- формировать умения системного анализа при обсуждении поставленной проблемы.
3. Воспитывающие:
- формировать познавательный интерес к предмету;
- развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.
Методы:
- словесно-наглядный;
- проблемный;
- частично-поисковый;
- исследовательский.
Тип урока: обобщающий урок в форме интеллектуальной игры.
Оборудование:
- таблицы “Строение животной и растительной клетки”;
- таблица “Характерные особенности растений и животных”;
- таблица “Строение и функции органоидов клетки”;
- раздаточный материал к уроку: рисунки “Строения митохондрии, хлоропласта, комплекса Гольджи и ядра клетки”;
- оборудование для изучения строения клетки под микроскопом: микроскопы, готовые микропрепараты (“эпидермис листа герани”, “кровь человека”, “лист камелии”, “костная ткань”);
- разноцветные фишки (красные, зелёные, жёлтые);
- карточки с вопросами, демонстрационный плакат “Клетка”.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Объявление темы, цели и задач урока.
ІІІ. Основная часть урока.
Мотивация.
А. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы обобщаем знания о структуре клетки и её функциях, выполним ряд заданий, связанных с изучением клетки и её составных частей и организации. Урок будет построен нетрадиционно, мы проведём его в виде деловой игры – интеллектуального турнира между двумя командами. В игре принимают участие 2 команды: “Лизосомы” и “Рибосомы”. Капитан каждой команды должен следить за тем, чтобы каждый игрок мог себя проявить в игре. Наш урок – это интеллектуальная игра, поэтому в ней участвуют ещё и учёные секретари, к которым можно обратиться за помощью в ходе игры.
Б. Объявление правил игры.
Правила игры:
1. Игра состоит из 7 туров.
2. На каждом туре вопросы и задания будут заданы обеим командам в равном объёме.
Ответы оцениваются:
- правильный ответ - 5 баллов на красной фишке;
- неполный ответ – 4 балла на зелёной фишке;
- ответ с 2-3 ошибками – 3 балла на жёлтой фишке.
Жюри будет оценивать ваши ответы, и фиксировать заработанные баллы. При подведении итогов в конце урока, преобладающий цвет ваших фишек это и есть оценка, а у команды – количество баллов, набранных в процессе игры. Команда, набравшая большее количество баллов будет объявлена победителем. Для экономии времени демонстрация фишек за ответы будет без комментариев.
В. Выборы жюри и деление учащихся на команды.
Первый тур. “Приветствие команд”.
Второй тур. “Я даю характеристику”.
Учитель: Капитаны команд, объясните, пожалуйста, что означает названия ваших команд.
Капитан “Лизосом”: У большинства эукариотических клеток обнаруживаются лизосомы, но особенно много их в тех животных клетках, которые обладают способностью фагоцитозу. Лизосомы (греч, “лизео” - растворяю, “сома” - тело) представляют собой небольшие округлые тельца. От цитоплазмы каждая лизосома отграничена одинарной мембраной, внутри находятся гидролитические ферменты: расщепляющие белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. Содержимое лизосом имеет, кислую реакцию, и для ферментов характерен низкий оптимум рН. Эти ферменты должны быть изолированы от всех клеточных компонентов и структур, иначе они их разрушат. Обладая способностью к перевариванию пищевых веществ, они участвуют в удалении отмирающих в процессе жизнедеятельности частей клеток, целых клеток и органов. Образование новых лизосом происходит в клетке постоянно в полостях аппарата Гольджи.
Учитель: Есть ли замечания, у ученых секретарей? ( Они оценивают характеристику лизосом).
Капитан “ Рибосом”: В клетках всех организмов обнаружены рибосомы. В одной клетке содержится много тысяч рибосом, они располагаются либо на мембранах гранулярной эндоплазматической сети, либо свободно лежат в цитоплазме. Рибосомы – это не мембранные органеллы. Они синтезируют белки. В состав рибосом входят белки и РНК. Каждая рибосома состоит из двух неодинаковых по размерам частиц, малой и большой. Синтез белка – сложный процесс, который осуществляется не одной рибосомой, а целой группой, включающей до нескольких десятков объединенных рибосом. Такую группу рибосом называют полисомой.
Учитель: Есть ли замечания, у ученых секретарей? Есть ли вопросы у моих помощников?
1-й ученый секретарь: Вопрос “Лизосомам”: чем отличается содержимое лизосом от содержимого вакуолей?
“Лизосомы”: В вакуолях - вода, в лизосомах - гидролитические ферменты.
2-й ученый секретарь: Вопрос “Рибосомам”: почему рибосомы относят к не мембранным органоидам?
“Рибосомы”: Рибосомы состоят из белка и рРНК и не имеют мембраны.
Третий тур. “Я вижу клетку”.
Учитель: Каждой команде будут представлены поочередно изображения частей клеток в виде схематических рисунков. Необходимо определить , что на них изображено, и дать краткое название. Если вы не знаете правильного ответа, можно обратиться за помощью к ученым секретарям.
“Лизосомы”:
- рисунок №1-митохондрии;
- рисунок №2 –ядро эукариот.
“Рибосомы”:
- рисунок №3 –хлоропласты;
- рисунок №4 –аппарат Гольджи.
Учитель: Вы отлично справились с поставленной задачей, продолжим рассмотрение клетки и процессов происходящих в ней.
Четвертый тур: “Физиология клетки”.
Учитель: Вам будут представлены определения структур клетки или процессов происходящих в клетке. Необходимо подобрать к ним правильные термины.
“Лизосомы”: Внутренняя полужидкая среда клетки (цитоплазма).
“Рибосомы”: Место синтеза и транспорта углеводов и липидов (гладкий ЭПС).
“Лизосомы”: Главный органоид клетки, управляющий процессами жизнедеятельности (ядро).
“Рибосомы”: Наружный слой животной клетки, состоящий из полисахаридов и белков (гликокаликс).
Учитель: Теперь сделаем наоборот: я называю понятие, а вы даете ему определение.
“Лизосомы”: Пиноцитоз – это….(Поглощение капель жидкости мембраной – характерен для клеток растений, грибов и животных).
“Рибосомы”: Экзоцитоз – это ….(Выведение из клетки различных веществ – гормонов и др.)
Учитель: Четвертый тур вы успешно преодолели, а теперь проверим вашу наблюдательность.
Пятый тур: “Я сравниваю и устанавливаю связь. Работа с микроскопом”.
1. По два представителя от команды устанавливают связь между строением и функциями клетки. Вам предлагаются микропрепараты, изучив которые с помощью светового микроскопа, нужно определить: в чем особенность клеток ткани, с какими функциями это связано; назвать исследуемую ткань. Помните о правилах работы с микроскопом.
2. В это время обратимся ученым секретарям. Им предоставляется возможность проявить себя.
Учитель: В связи, с чем аппарат Гольджи получил такое название?
1-й секретарь: Внутриклеточные структуры, названные позже аппаратом Гольджи, в 1898г. обнаружил итальянский учёный Камилло Гольджи.
Учитель: Какие существуют виды пластид?
2-й секретарь: Зелёные – хлоропласты, содержащие хлорофилл и каротиноиды и осуществляющие фотосинтез; жёлто-оранжевые и красные хромопласты, придающие цвет плодам, венчикам цветов, осенним листьям; лейкопласты – бесцветные пластиды, содержатся в корнях растений, клубнях картофеля, в которых накапливаются зёрна крахмала.
3. Предоставляем слово исследователям, работавшим с микроскопами. Каждый исследователь даёт краткий отчёт о проделанной работе.
Шестой тур: “Интеллектуальный турнир между командами”.
Команды по очереди задают друг другу вопросы об органоидах клетки.
Седьмой тур: “Я делаю выводы”.
Учитель: Так почему же клетка является структурной единицей организма?
“Лизосомы”: Все живые организмы состоят из клеток. Клетка – один из уровней организации жизни. Неклеточных форм жизни нет, а существование вирусов лишь подтверждает это, так как они могут проявлять свои свойства живых систем только в клетках.
Учитель: Почему клетка является функциональной единицей организма?
“Рибосомы”: Потому, что все свойства жизни: обмен веществ, рост, размножение, развитие, раздражимость, дискретность, питание, выделение, авторегуляция и ритмичность проявляются в клетках.
Учитель: Я бы хотела добавить, что клетка является ещё и единицей развития организмов на Земле.
ІV. Заключение.
1. Подведение итогов игры, объявление победителей.
2. Оценка работы команд и жюри учителем, выставление оценок с комментариями.
V. Домашнее задание.
Подготовка к зачёту по разделу “Цитология”.