Интерактивная технология в учебном процессе. Интеллектуальная игра "Клетка — структурная и функциональная единица живого" (10-й класс)

Разделы: Биология

Класс: 10


Цель урока:

  • обобщить пройденный материал по разделу “Цитология”;
  • сформировать целостную систему базисных знаний по теме;
  • продолжать формирование навыка работы в коллективе, умения обобщить и делать выводы;
  • оптимизация межличностных отношений учащихся.

Задачи урока:

1. Обучающие:

  • расширить кругозор знаний учащихся о типах строения клеток;
  • сформировать и закрепить знания об основных частях и органоидах клетки и выполняемых ими функциях;
  • выработать умения находить органоиды на таблицах рассказывать об их строении и функциях;
  • показать различия в строении растительной и животной клетки в связи с выполняемыми функциями.

2. Развивающие:

  • продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;
  • формировать умения системного анализа при обсуждении поставленной проблемы.

3. Воспитывающие:

  • формировать познавательный интерес к предмету;
  • развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.

Методы:

  • словесно-наглядный;
  • проблемный;
  • частично-поисковый;
  • исследовательский.

Тип урока: обобщающий урок в форме интеллектуальной игры.

Оборудование:

  • таблицы “Строение животной и растительной клетки”;
  • таблица “Характерные особенности растений и животных”;
  • таблица “Строение и функции органоидов клетки”;
  • раздаточный материал к уроку: рисунки “Строения митохондрии, хлоропласта, комплекса Гольджи и ядра клетки”;
  • оборудование для изучения строения клетки под микроскопом: микроскопы, готовые микропрепараты (“эпидермис листа герани”, “кровь человека”, “лист камелии”, “костная ткань”);
  • разноцветные фишки (красные, зелёные, жёлтые);
  • карточки с вопросами, демонстрационный плакат “Клетка”.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Объявление темы, цели и задач урока.

ІІІ. Основная часть урока.

Мотивация.

А. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы обобщаем знания о структуре клетки и её функциях, выполним ряд заданий, связанных с изучением клетки и её составных частей и организации. Урок будет построен нетрадиционно, мы проведём его в виде деловой игры – интеллектуального турнира между двумя командами. В игре принимают участие 2 команды: “Лизосомы” и “Рибосомы”. Капитан каждой команды должен следить за тем, чтобы каждый игрок мог себя проявить в игре. Наш урок – это интеллектуальная игра, поэтому в ней участвуют ещё и учёные секретари, к которым можно обратиться за помощью в ходе игры.

Б. Объявление правил игры.

Правила игры:

1. Игра состоит из 7 туров.

2. На каждом туре вопросы и задания будут заданы обеим командам в равном объёме.

Ответы оцениваются:

- правильный ответ - 5 баллов на красной фишке;

- неполный ответ – 4 балла на зелёной фишке;

- ответ с 2-3 ошибками – 3 балла на жёлтой фишке.

Жюри будет оценивать ваши ответы, и фиксировать заработанные баллы. При подведении итогов в конце урока, преобладающий цвет ваших фишек это и есть оценка, а у команды – количество баллов, набранных в процессе игры. Команда, набравшая большее количество баллов будет объявлена победителем. Для экономии времени демонстрация фишек за ответы будет без комментариев.

В. Выборы жюри и деление учащихся на команды.

Первый тур. “Приветствие команд”.

Второй тур. “Я даю характеристику”.

Учитель: Капитаны команд, объясните, пожалуйста, что означает названия ваших команд.

Капитан “Лизосом”: У большинства эукариотических клеток обнаруживаются лизосомы, но особенно много их в тех животных клетках, которые обладают способностью фагоцитозу. Лизосомы (греч, “лизео” - растворяю, “сома” - тело) представляют собой небольшие округлые тельца. От цитоплазмы каждая лизосома отграничена одинарной мембраной, внутри находятся гидролитические ферменты: расщепляющие белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. Содержимое лизосом имеет, кислую реакцию, и для ферментов характерен низкий оптимум рН. Эти ферменты должны быть изолированы от всех клеточных компонентов и структур, иначе они их разрушат. Обладая способностью к перевариванию пищевых веществ, они участвуют в удалении отмирающих в процессе жизнедеятельности частей клеток, целых клеток и органов. Образование новых лизосом происходит в клетке постоянно в полостях аппарата Гольджи.

Учитель: Есть ли замечания, у ученых секретарей? ( Они оценивают характеристику лизосом).

Капитан “ Рибосом”: В клетках всех организмов обнаружены рибосомы. В одной клетке содержится много тысяч рибосом, они располагаются либо на мембранах гранулярной эндоплазматической сети, либо свободно лежат в цитоплазме. Рибосомы – это не мембранные органеллы. Они синтезируют белки. В состав рибосом входят белки и РНК. Каждая рибосома состоит из двух неодинаковых по размерам частиц, малой и большой. Синтез белка – сложный процесс, который осуществляется не одной рибосомой, а целой группой, включающей до нескольких десятков объединенных рибосом. Такую группу рибосом называют полисомой.

Учитель: Есть ли замечания, у ученых секретарей? Есть ли вопросы у моих помощников?

1-й ученый секретарь: Вопрос “Лизосомам”: чем отличается содержимое лизосом от содержимого вакуолей?

“Лизосомы”: В вакуолях - вода, в лизосомах - гидролитические ферменты.

2-й ученый секретарь: Вопрос “Рибосомам”: почему рибосомы относят к не мембранным органоидам?

“Рибосомы”: Рибосомы состоят из белка и рРНК и не имеют мембраны.

Третий тур. “Я вижу клетку”.

Учитель: Каждой команде будут представлены поочередно изображения частей клеток в виде схематических рисунков. Необходимо определить , что на них изображено, и дать краткое название. Если вы не знаете правильного ответа, можно обратиться за помощью к ученым секретарям.

“Лизосомы”:

  • рисунок №1-митохондрии;
  • рисунок №2 –ядро эукариот.

“Рибосомы”:

  • рисунок №3 –хлоропласты;
  • рисунок №4 –аппарат Гольджи.

Учитель: Вы отлично справились с поставленной задачей, продолжим рассмотрение клетки и процессов происходящих в ней.

Четвертый тур: “Физиология клетки”.

Учитель: Вам будут представлены определения структур клетки или процессов происходящих в клетке. Необходимо подобрать к ним правильные термины.

“Лизосомы”: Внутренняя полужидкая среда клетки (цитоплазма).

“Рибосомы”: Место синтеза и транспорта углеводов и липидов (гладкий ЭПС).

“Лизосомы”: Главный органоид клетки, управляющий процессами жизнедеятельности (ядро).

“Рибосомы”: Наружный слой животной клетки, состоящий из полисахаридов и белков (гликокаликс).

Учитель: Теперь сделаем наоборот: я называю понятие, а вы даете ему определение.

“Лизосомы”: Пиноцитоз – это….(Поглощение капель жидкости мембраной – характерен для клеток растений, грибов и животных).

“Рибосомы”: Экзоцитоз – это ….(Выведение из клетки различных веществ – гормонов и др.)

Учитель: Четвертый тур вы успешно преодолели, а теперь проверим вашу наблюдательность.

Пятый тур: “Я сравниваю и устанавливаю связь. Работа с микроскопом”.

1. По два представителя от команды устанавливают связь между строением и функциями клетки. Вам предлагаются микропрепараты, изучив которые с помощью светового микроскопа, нужно определить: в чем особенность клеток ткани, с какими функциями это связано; назвать исследуемую ткань. Помните о правилах работы с микроскопом.

2. В это время обратимся ученым секретарям. Им предоставляется возможность проявить себя.

Учитель: В связи, с чем аппарат Гольджи получил такое название?

1-й секретарь: Внутриклеточные структуры, названные позже аппаратом Гольджи, в 1898г. обнаружил итальянский учёный Камилло Гольджи.

Учитель: Какие существуют виды пластид?

2-й секретарь: Зелёные – хлоропласты, содержащие хлорофилл и каротиноиды и осуществляющие фотосинтез; жёлто-оранжевые и красные хромопласты, придающие цвет плодам, венчикам цветов, осенним листьям; лейкопласты – бесцветные пластиды, содержатся в корнях растений, клубнях картофеля, в которых накапливаются зёрна крахмала.

3. Предоставляем слово исследователям, работавшим с микроскопами. Каждый исследователь даёт краткий отчёт о проделанной работе.

Шестой тур: “Интеллектуальный турнир между командами”.

Команды по очереди задают друг другу вопросы об органоидах клетки.

Седьмой тур: “Я делаю выводы”.

Учитель: Так почему же клетка является структурной единицей организма?

“Лизосомы”: Все живые организмы состоят из клеток. Клетка – один из уровней организации жизни. Неклеточных форм жизни нет, а существование вирусов лишь подтверждает это, так как они могут проявлять свои свойства живых систем только в клетках.

Учитель: Почему клетка является функциональной единицей организма?

“Рибосомы”: Потому, что все свойства жизни: обмен веществ, рост, размножение, развитие, раздражимость, дискретность, питание, выделение, авторегуляция и ритмичность проявляются в клетках.

Учитель: Я бы хотела добавить, что клетка является ещё и единицей развития организмов на Земле.

ІV. Заключение.

1. Подведение итогов игры, объявление победителей.

2. Оценка работы команд и жюри учителем, выставление оценок с комментариями.

V. Домашнее задание.

Подготовка к зачёту по разделу “Цитология”.