Цель: помочь осознать важность умения слушать и слышать в процессе общения с окружающими людьми; помочь учащимся в овладении правилами хорошего слушания, побудить к работе над собой.
Ход занятия
Вступительная беседа.
На прошлом занятии мы говорили с вами, что такое общение, называли качества, которые мешают и помогают общению, играли в игру “Вопросы-комплименты”. Сегодня наш классный час будет посвящен теме: “Учимся слушать и слышать”.
Люди общаются друг с другом всю жизнь. Учёные подсчитали, что из времени, необходимого для общения с окружающими людьми:
9% - мы пишем,
16% - читаем,
30% - говорим,
45% - слушаем.
Большинство людей считает, что лучший собеседник – близкий друг. Это объясняется тем, что сама дружба рождается на основе способности слушать друг друга, относиться с искренним интересом и участием к проблемам собеседника.
Умение слушать является обязательным условием эффективного общения. Для чего же нам нужно внимательно слушать?
Работа с рисунками.
Рассмотри рисунки. Как ты думаешь, с какой целью слушают герои на рисунках своих собеседников?
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Сделайте вывод: слушаем, чтобы получить информацию, узнать что-то новое, интересное, чтобы помочь другому человеку, посочувствовать, сопереживать.
Инсценирование диалога “Телефонный разговор”.
Имеет ли значение, как вас слушают?
Давайте послушаем сценку, в исполнении наших девочек, которая называется “Телефонный разговор”.
- Марина, слушай, что я тебе расскажу!
- Так тебе собаку купили?
- Да нет! Я...
- Неужели котёнка подарили?
- Да нет же.
- Слушай, а мне родители всегда дарят, что я хочу!
- Нет, я про школу хочу...
- А, я знаю, нас во вторую смену переводят, потому, что ремонт будут делать.
- Да нет же! Ты меня послушай!
- Ой, извини, меня мама зовёт. До скорого, я тебе перезвоню!
Остались ли девочки довольны разговором друг с другом? Почему?
Какие сигналы помогают понять, что тебя слушают?
(Внимательный взгляд, кивок головы, улыбка, нахмуренные брови, поза человека).
К чему может привести неумение внимательно слушать? (Пропустил, что-то важное для себя, огорчил других).
Оказывается умение слушать, можно тренировать при помощи игр и упражнений, чем мы сегодня и займёмся.
Упражнения
Выполняются в парах.
Первый этап.
Первый участник высказывает какое-либо мнение.
Цель “Слушающего” - стараться услышать точку зрения собеседника, а не сформулировать в это время свою.
Обсуждение.
1.Что чувствовал слушающий?
2. Как себя чувствовал говорящий?
3. Что помогало и что мешало собеседникам?
Второй этап
Рассказчик высказывает свою точку зрения по любой интересующей его теме.
Цель “Слушающего” - не столько слушать собеседника, сколько стараться сконцентрироваться на своей точке зрения по этому поводу и не вступать в обсуждение.
При обсуждении отрабатываются следующие вопросы:
1. Что чувствовал каждый из собеседников?
2. Что хотелось сделать?
3. Что “слушающий” понял из сказанного?
4. Каков смысл на самом деле?
Третий этап
Цель “Слушающего” - побыстрее высказаться самому, но не перебивать собеседника.
Обсуждение.
Каков эффект?
Как меняется поведение говорящего (мимика, жесты, манера, голос) в процессе разговора?
Обобщение
Учащимися формулируются и записываются на доске “правила хорошего слушания”.
Игра "Телефакс"
Цель: проработать умения активного слушания
Это игра похожа на игру "Испорченный телефон", но в ней есть своя изюминка
Время проведения: 10 минут.
Подготовка:
Нарисовать на листах бумаги несколько нетрудных для изображения объектов: дерево, дом, рыбу, цветок. Кроме того, каждой команде понадобятся бумага и карандаш.
Этапы игры:
1. Группа делится на команды по шесть-восемь
игроков в каждой. Все садятся один позади другого
на стулья (спинки стульев надо повернуть в
сторону) или на пол. Первый в ряду игрок получает
чистый лист бумаги и карандаш, последний -
карточку с рисунком (больше ее не должен видеть
никто).
2. Каждая команда сейчас будет работать, как
телефакс. Члены команды пытаются как можно
быстрее и точнее переправить сообщение. Это
сообщение - простое изображение предмета,
который рисуется указательным пальцем на спине
впереди сидящего. Игроки не должны
переговариваться между собой.
3. Когда "сообщение" дойдет до первого члена
команды, он изображает на листе бумаги предмет,
который, как ему кажется, рисовали на его спине, и
кричит "Готово!". После этого можно сравнить
обе карточки.
4. Подведение итогов игры:
Слаженно ли работала команда?
Как можно было повысить эффективность работы?
Почему скорость, с которой команды выполняли задания, была различной?
Понравилась ли вам игра? Что вызывало затруднения?
Итог занятия.
Как вы считаете, та тема, которую мы затронули сегодня на занятии важна в нашей жизни? Почему?
Литература
Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и картинках. М., 2001.