Пути формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Развитие познавательных потребностей и интересов ребенка во многом зависит от того, насколько он вовлекается в собственный, творческий, исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых знаний.

С началом нового XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, – они необходимы каждому человеку.

Сегодня в современном российском образовании большое количестве учебников, УМК программ. Встречаясь с этим разнообразием, задумываешься: что мы ищем? Куда собрались идти?

Новое поколение учащихся – поколение психологически совершенно иное, внутренне свободное и гораздо менее зависимое от нас с вами; во многом оппозиционное нашим ценностям, вкусам, нашему образу жизни. Мы учим деятельности – не просто действовать, но и – ставить цели, – уметь контролировать, – оценивать свои и чужие действия, – уметь организовывать свою деятельность для достижения целей.

И нам не уйти от ЗУНов. Только нельзя все образование сводить к ЗУН. Нужно переходить от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

Так как цель общего образования – сделать ученика готовым к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, действительной жизни.

Авторы учебника “К тайнам нашего языка” М.С.Соловейчик и Н.С. Кузьменко, создавая учебник, исходили из того, что готовят книгу для ученика, причем книгу, которая должна будить мысль, стимулировать познавательную активность школьников. Вот почему многие темы сформулированы в виде вопросов, иногда не завершены.

Общеизвестно, что обучение невозможно при отсутствии внимания школьника. А внимание возникает тогда, когда появляется интерес. Поэтому одна из задач учителя заинтересовать школьников, увлечь учебным материалом, сделать свое объяснение занимательным.

Так работая по учебнику “К тайнам нашего языка” – ученик на уроках русского языка удивляется, радуется, начинает уважать себя за знания и умения которые уже есть и уверенно двигается вперед за новыми открытиями, которые постепенно перейдут из “бессознательного, автоматического плана в план намеренный и сознательный”.

Весьма ясным показателем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях. Устойчивый и достаточно глубокий интерес обычно сопряжен со стремлением преодолеть трудности, попробовать различные пути для разрешения сложной задачи. Вопросы ученика, обращенные к учителю, выражают стремление постичь еще неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса. А равнодушный к учению ученик не задает вопросов, его интеллект не тревожат нерешенные вопросы, он отодвигает от себя тетрадь и отключается от учебного задания, либо пробует механически списать задание у соседа или с доски.

И поэтому в учебнике “К тайнам нашего языка” для психологической разгрузки учащихся (снятие страха перед ошибкой) вводится особый способ письма – с “окошками ” в котором решается главная орфографическая проблема: необходимость выбора буквы для обозначения звука. Здесь же начинает активно использоваться понятие “орфографическая задача”, т. е. орфографический вопрос, который надо решить. Прием письма с “окошками” (с пропуском орфографии) это и есть основной способ “ухода” от орфографических ошибок при незнании решения встретившейся орфографической задачи.

“знаю – не знаю” “ищу и нахожу”
“умею – не умею” “думаю и узнаю”
“владею – не владею” “пробую и делаю”

Необычным в представленной записи является, во–первых отсутствие всех орфограмм, а во–вторых показ выбора букв, конечно такая запись не удобна, но она временна и в ней заложен большой обучающий смысл (рис.1). Выполнением таких заданий решается задача не только обучения, но развития школьников: они учатся разграничивать известное и неизвестное, наличие такого опыта – важное условие успешности учебного процесса.

Еще одна немаловажная ценность этого учебника в том, что задания, вопросы, упражнения требуют при их выполнении от учащихся применения имеющихся знаний и известные способы действия к новым условиям, в том числе для решения познавательных задач.

В учебниках нет специальных разделов для повторения, оно происходит одновременно с изучением нового материала. В процессе выполнения упражнений, есть взаимодействия между полученными и новыми знаниями. При повторении не должно быть “топтания” на месте – должна быть прибавка новых элементов.

Например, ученики усвоили признаки однокоренных слов (2 кл.). На каком-то этапе учитель, возвращаясь к этому вопросу, ставит перед учениками задачу, определить, являются ли слова – мороз, морозный, заморозит, морозильник – однокоренными и получает утвердительный ответ.

У учителя возникает вопрос: как же так? Слова такие разные! И дети делают вывод о том, что однокоренные слова могут быть и близкими по смыслу и иметь один корень, и отличаться по своим лексическим значениям. И здесь же можно дать задание с множественным выбором:

Корень – это часть слова.
Корень – это часть речи.
Корень – это часть предмета.

(Выбери верный ответ)

При этом на передний план конкретных действий выходят ученики, учитель играет роль “режиссера” в организации познавательной деятельности.

Еще в начале XX века Петр Федорович Каптерев подчеркивал, что “не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать”.

А чтобы ученик занимался самообразованием необходимо вызвать познавательный интерес, который заставит ребенка действовать и научит его учиться.

У нас будет: познавательный интерес – деятельность – самообразование. Ученик приучается сталкиваться с проблемой и самому ее решать.

Вывод:

Цель образования – научить ребенка самому добывать знания. Для этого мы должны заинтересовать его.

Рисунок 1