Тема: Полезное ископаемое. Нефть.
Цели:
- познакомить детей с полезным ископаемым – нефтью, определить её свойства, узнать о способах добычи и её использовании в хозяйственных целях, о местонахождении её на территории Пермского края;
- развивать мышление, речь, воображение, умение анализировать и делать выводы, развивать навык исследовательской деятельности;
- воспитывать экономное и бережное отношение к природным богатствам нашей страны.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Подготовка к изучению нового материала
– Ребята, нам пришла телефонограмма.
Прочитайте её. (Дети читают телефонограмму с
экрана )
– В Средиземном море терпит бедствие огромный
танкер. Просим о помощи! Необходимо
предотвратить экологическую катастрофу! На
борту «черное золото»…
– Что обозначают эти точки? (Сообщение не
закончено)
– Связь обрывается.
– Как вы думаете, о каком «чёрном золоте» идёт
речь? Ваши предположения? (Все предположения
записываются на доску).
– Почему нефть называют « чёрным золотом»? (Открывается
тема урока на доске)
III. Определение темы и цели урока
– Как вы думаете, почему нефть называют «чёрным
золотом»? (Все предположения записываю на
доску)
– Как вы считаете, какое предположение самое
верное?
– А чтобы убедиться в правильности ваших
предположений, что же нам нужно сегодня узнать на
уроке? (Дети высказывают свои версии, после
чего на доске появляются слова: «свойства»,
«использование», «месторождения».)
IV. Работа по теме урока
– Работать сегодня мы будем в группах. В каждой группе будет свой руководитель, который будет отвечать за работу всей группы.
(Предлагаю руководителям каждой группы подойти и получить задание для исследования, в конце которого, они должны ответить на вопрос: Почему нефть называют «черным золотом»?)
V. Самостоятельная работа в группах (7–10минут)
Задание для 1 группы.
Практическая работа
1. Рассмотрите пробирку с нефтью. Какое это
вещество: жидкое, твёрдое или газообразное?
2. Ватный тампон, смоченный в нефти, приложите к
листу бумаги. Что вы заметили?
– Какого цвета это полезное ископаемое?
– Имеет запах или нет? Возьмите пробирку,
осторожно поднесите к носу.
– Легче или тяжелее воды? Чтобы ответить на этот
вопрос , возьмите стакан с водой, капните в неё
капельку нефти. Не взбалтывайте пробирку. Что вы
заметили?
3. Заполните таблицу «Свойства нефти».
4. Подумайте, почему нефть называют «чёрным
золотом»?
(Перед практической работой необходимо напомнить детям о технике безопасности при работе с данным полезным ископаемым.)
Задание для 2 группы
1. Прочитайте текст. Найдите и подчеркните в тексте продукты, которые получают из нефти.
Отрывок из рассказа «В Чёрном городе».
Мы вышли из клуба и пошли через посёлок. В одном месте тротуар был загорожен. Здесь укладывали новый асфальт, и машина ровняла и укатывала его тяжёлым катком. Горячая чёрная масса остывала, твердела, а немного погодя, по ней можно уже было ходить. Асфальт получили из нефти. Из нефти добыли и масло, которым смазывали машину, чтобы уменьшить трение её частей. Внутри машины горел керосин и двигал её по горячему чёрному тротуару. И керосин тоже получили из нефти. Высоко над нашими головами пролетел самолёт. По улице прошёл автобус. Моторы самолёта и автобуса работали на бензине. Мимо нас пробежал мальчик, играя в мяч. В магазине открылась дверь, и оттуда запахло духами. И бензин, и резиновый мяч, и духи, и шины автобусов, и мыло, и ещё много других нужных вещей изготавливают из нефти.
2. Из предложенных продуктов выберите те,
которые получают из нефти.
3. Заполните таблицу «Использование нефти»
4. Подумайте, почему нефть называют «чёрным
золотом»
Задание для 3 группы
1. Рассмотрите карту Пермского края.
2. Найдите на легенде карты значок, обозначающий
нефть.
3. Найдите и определите, в какой части Пермского
края: на севере, на юге, на западе или востоке
находится скопление этого полезного
ископаемого?
4. Обозначьте на карте красными флажками города,
вблизи которых находятся месторождения этого
полезного ископаемого.
5. Нарисуйте и раскрасьте значок, обозначающий
нефть.
6. Заполните таблицу «Месторождения нефти»
7. Подумайте, почему нефть назвали «чёрным
золотом»?
(Также учитель предлагает ученикам алгоритм ответа.)
VI. Физкультминутка для снятия напряжения глаз
Компьютерный вариант: дельфин, плавающий в море. (Приложение 1.)
– Что вам понравилось? (Чистое голубое море. Прозрачная вода.)
VII. Проверка выполненного задания
Выступление 1 группы
Руководитель группы: «Нам необходимо было провести исследование и определить свойства нефти. Рассмотрев жидкость, мы пришли к выводу…
Далее дети рассказывают о том, какие свойства ими были определены в ходе исследования, а так же отвечают на главный вопрос урока.
(На доске появляется таблица «свойства) Вместе с учителем ещё раз проговариваются эти свойства.
– А сейчас мы узнаем ещё одно свойство нефти. (Провожу опыт , который показывает, что нефть хорошо горит).
Дети называют ещё одно свойство.
– А раз она горит, то выделяет тепло. Так как
можно ещё использовать нефть? (Как топливо)
– Нефть даёт при сгорании намного больше тепла,
чем каменный уголь и торф.
Выступление 2 группы
Руководитель группы: «Нам нужно было прочитать текст, найти в нём те продукты, которые получают из нефти и, заполнив таблицу, ответить на главный вопрос урока. Изучив текст, мы узнали…
(Далее дети рассказывают о том, что они узнали, и на доске появляется таблица « использование»)
– Как вы думаете, какой самый основной продукт
получают из нефти? ( бензин и керосин)
– Почему?
Выступление 3 группы
Руководитель группы: «Нам нужно было изучить карту Пермского края и узнать самые большие месторождения, обозначив их красными флажками. Изучив карту, мы пришли к выводу…
(Далее дети называют города, отмеченные на
карте, близ которых находятся эти
месторождения. На доске появляется таблица
«месторождения» с названиями городов.
Здесь же ученик рассказывает ребятам об
истории первого нефтяного месторождения,
найденного на территории Пермского края. Данное
выступление было подготовлено заранее, как
домашнее задание).
Рассказ ученика. Впервые в нашей
области нефть обнаружили в 1929 году в районе
Верхнечусовских городков. В основном, в Пермском
крае нефть добывают на юге нашей страны около
городов: Пермь, Куеда, Чернушка, Кунгур, Добрянка.
Учёные считают, что нефть образовалась глубоко в
земле из остатков растений и животных, которые
жили много миллионов лет назад. Для добычи нефти
строят буровые вышки, бурят глубокие скважины. По
ним нефть сначала сама поднимается из земли, а
потом ей приходится помогать. Для этого в
скважину нагнетают пар или воздух, которые
словно выталкивают нефть. Кроме того, её
выкачивают мощными насосами. Вот сколько
интересного я узнал из энциклопедии «Хочу всё
знать».
VIII. Итог урока
– Я предлагаю вернуться к теме нашего
исследования.
– Так почему нефть называют «ЧЁРНЫМ ЗОЛОТОМ»? (Нефть
широко используется в хозяйственных целях, из
неё получают жизненно важные продукты, без
которых жизнь не мыслима и к тому же, это
дорогостоящее топливо, которое нужно экономно
расходовать.)
– Нефть отправляют во все концы страны, где она
нужна, по нефтепроводам, которые находятся
глубоко под землёй, по железной дороге в больших
цистернах, по рекам и морям на больших
кораблях-танкерах.
IX. Реффлексия
– Какой вывод сделал сегодня каждый из вас из
всего вышесказанного на уроке?
Я благодарю вас за активное участие в работе
исследовательских групп.
X. Домашнее задание
– Дома я предлагаю вам подумать над вопросом: «Чем могла грозить экологическая катастрофа окружающему миру? Попробуйте составить рассказ, используя те свойства нефти, о которых вы узнали. Что могло бы произойти, если бы «чёрное золото» оказалось на поверхности воды?
(Задание даётся каждому ученику в напечатанном виде)