Интегрированный урок (русский язык + окружающий мир) во 2-м классе (коррекционном)

Разделы: Начальная школа


Тема: «Имена прилагательные. Близкие и противоположные по смыслу. Главная площадь и улица родного города»

Цели: 

  • Коррекционно-образовательные – формировать умение распознавать и правильно употреблять имена прилагательные, познакомить со словами, близкими и противоположными  по смыслу через пространственное восприятие городского  пространства.                                                                                                               
  • Коррекционно-развивающие – развивать зрительное восприятие, работать над развитием переключаемости внимания, развитием пространственного мышления.
  • Коррекционно-воспитывающие – воспитывать патриотизм, познавательный интерес к родному городу, его истории.

Оборудование: фотографии города на мультимедийном носителе, предметные картинки.

Этапы урока

Содержание

Примечание

Организационный момент

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика

Учитель:

Так проверь сейчас дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?

Дышите ровно, расслабьте плечи, уроните голову вперед. Продолжайте ровно дышать. Покачивайте головой из стороны в сторону, подбородком «вычерчивая» слегка изогнутую линию на груди.

 Возьмите шарик, положите на тыльную сторону кисти и придавите его ладонью другой руки. Делаем круговые движения.

 

 

 

 

 

Упражнение мозговой гимнастики «качания головой». Для улучшения мыслительной деятельности, снятия напряжения перед занятием.

Чистописание

 

 

Актуализация опорных знаний по русскому языку

 

 

 

 

Сообщение темы урока

Наш урок мы начнем, как обычно, с чистописания.

_________________________________
_________________________________
_________________________________
__________________________________

– Какие буквы вы будете писать?
– Из каких элементов состоит заглавная буква Б?
При письме важно соблюдать высоту буквы, для этого у вас показаны длинные и короткие палочки.

Прочитайте слова для чистописания. Найдите лишнее слово.
Объясните, почему оно лишнее?
Запишите только имена прилагательные.

Закончите предложения:
Прилагательные обозначают ….
Прилагательные узнают при помощи вопросов….
Ребята, сегодня на уроке нам предстоит совершить путешествие по нашему городу, продолжить работу по теме «Имя прилагательное». В этом нам поможет наш друг – компьютер. С его помощью мы очутимся на главной улице и площади города и по ходу путешествия узнаем о словах близких и противоположных по значению.
Начнем работу с повторения знаний об окружающем мире.

 

 

Б. б /

город, большой, красивая.

Актуализация опорных знаний по окружающему миру – Ребята, назовите наш адрес в мире.

…  планета – Земля
…  страна – Россия
…  город – Анжеро-Судженск

– Какими частями речи являются перечисленные понятия?
Подставьте вместо точек имена прилагательные, используя слова-помогайки.
голубая, большая, красивый

Вы хорошо потрудились, пора  отдохнуть и снять утомления с плечевого пояса и рук.

 

<Слайд 1>
<Слайд 2>
<Слайд 3>  

Физминутка Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
 
Работа над новым материалом Итак, мы отправляемся в наше путешествие по городу Анжеро-Судженску. Вы увидите фотографии города и прослушаете мои объяснения. Будьте внимательными и по ходу моего рассказа постарайтесь запомнить как можно больше имен прилагательных.
Итак, начнем.
Скажите, на каком виде транспорта можно попасть в наш город?
(чаще всего на автомобиле по широкой дороге)
 

Целеполагание

Выслушиваются ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка для снятия зрительного
напряжения с использованием офтальмотренажеров.

 

 

Опрос по изученному материалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление понятия антонимы.

 

 

 

Наблюдение над словами близкими по значению

Рефлексия.

Итог урока.

Домашнее задание.

Название нашего города произошло от протекающей здесь неподалеку речки Анжеры и сибирского села Судженки. К городу ведет широкая дорога, к которой примыкают узкие дорожки.
Если бы мы поднялись на воздушном шаре, то увидели наш город вот таким.
Издавна главным местом города была площадь.
Площадь – открытое, окруженное какими-либо зданиями или зелеными насаждениями пространство, входящее в систему других городских пространств.
– Кто знает, как называется главная площадь нашего города?
Площадь Ленина.
В центре площади стоит памятник В.И. Ленину.
– Ребята, а кто такой Ленин?
Ленин – российский политический и государственный деятель, основатель советского государства.
Его именем названа и главная улица нашего города.
На площади выделяется своей оригинальной архитектурой Дом Советов.
В нем располагаются администрация города и государственные  учреждения.
А вот так выглядела площадь раньше. Эти старые фотографии помогают нам представить себе жизнь и быт наших предков, увидеть, как преображается наш город из года в год.

Вернемся в наши дни. По центру площади расположено здание Государственного педагогического института с высокими колоннами.
Летом площадь утопает в цветах. И особенно красивой становится в дни торжеств.
Внимание, ребята, сейчас  вы увидите несколько фотографий, посвященных одному событию, попробуйте угадать какому?
Итак, что же за событие отмечают наши горожане торжественным шествием по главной улице города?
Празднование Дня шахтера. В прошлом году город Анжеро-Судженск принимал гостей с других городов, был центром празднования Дня шахтера.
Продвигаясь по улице Ленина, мы выходим к другой знаменитой площади Революции, на которой стоит памятник борцам за власть Советов.
– Разговор о нашем городе мы продолжим на последующих уроках и классных часах.
Вы просмотрели фотографии города, скажите ваши глаза устали?
Так давайте дадим нашим глазкам отдохнуть, и выполним физ. минутку.

А сейчас давайте подведем итог нашему путешествию по главной площади и улице родного города. Помните, я просила вас в ходе просмотра запоминать имена прилагательные.
Я задам вам несколько вопросов, а от вас хочу услышать полный ответ. В этом вам помогут слова-помогайки, которые находятся у вас на столе в конверте.
– Город Анжеро-Судженск большой?
(Нет, город Анжеро-Судженск маленький)
– К городу ведет узкая тропинка?
(К городу ведет широкая дорога)
– Вы смотрели только новые фотографии?
(Нет еще и старые)
– В городе расположены только низкие дома?
(В городе много высоких домов)
Прочитайте вслух образовавшиеся пары слов.
– Ребята, а вы знаете, как называются эти слова в русском языке?
На доске вывешивается карточка, раскрашенная в противоположные цвета: черный – белый.

АНТО

НИМЫ

– Чтение по слогам с четким проговариванием.
– Попробуйте самостоятельно дать определение. Что такое антонимы?
А теперь проверим правильность наших ответов и обратимся к учебнику.
Откройте учебники на стр. 52, найдите правило и прочитайте его про себя.
(чтение вслух 1 обучающегося)
Закройте глаза и повторите его шепотом.

Чтобы закрепить понятие антонимы позовем на помощь компьютер. На мониторе вы увидите предметы, постарайтесь заметить различия и назвать антонимы. Эту работу я предлагаю выполнить …, а вы в это время должны просигналить карточками согласны вы с мнением …. или нет.
– Молодцы, я услышала ваше мнение, а теперь запишите по памяти две пары антонимов.
– Послушайте разговор двух друзей.
Митя прочитал сказку Андерсена «Дюймовочка» и рассказывает её Славе
– Дюймовочка маленькая… просто крошечная.
– Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная?
– Я же говорю, маленькая, просто крошечная.
– Ничего непонятно!
маленькая – крошечная
– А вам, ребята, понятно?
– Что можно сказать про эту пару слов?
(слова могут заменять друг друга, близкие по значению)

синонимы

– Почему эта карточка одного цвета?
Откройте учебники на стр. 51 и прочитайте определение синонимов.
– Повторите его шепотом, расскажите друг другу.

Вернемся к нашему городу.
– Кому поставлен этот памятник? (героям)
Чтение предложений с доски.
На площади стоит памятник героям. Герой это – мужественный, храбрый человек.
– Назовите слова близкие по значению?
– Как они называются?
– Подберите антоним к слову храбрый.
– Запишите антонимы и синонимы.
Ребята, пора нам подвести итог нашего занятия и еще раз убедиться, что все осталось понятным. Распределите пары слов в соответствии с понятиями антонимы             синонимы
толстый – тонкий, смелый – отважный, горячая – жаркая, черный – белый, скорый – быстрый, сухой – мокрый. 

– Что запомнилось вам с сегодняшнего урока?
– С какими словами познакомились?
– Что осталось непонятным?
– Кто остался довольным своей работой на уроке? Просигнальте мне свое мнение при помощи жестов.
Я была рада сегодня слышать все ваши ответы и высказывания. И хочу всех поблагодарить за работу на уроке.

Домашнее задание: стр. 52, упр.80.
Прочитайте внимательно задание. Поднимите руку те, кто понял, что требуется сделать в упражнении.
– Кто сможет объяснить это своими словами.
– Кому задание осталось непонятным?

<Слайд 4> 

 

<Слайд 5>  

<Слайд 6> 

 

 

 

<Слайд 7> 

 

<Слайд 8> 

 

 

 

<Слайд 9> 

 

<Слайд 10> 
<Слайд 11> 
<Слайд 12> 

 

<Слайд 13> 

 

<Слайд 14> 
<Слайд 15> 
<Слайд 16> 
<Слайд 17> 

 

 

 

 

<Слайд 18> 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одновременно на доске учитель выставляет карточки:
большой – маленький,
узкая – широкая,
новые – старые,
низкие – высокие

 

 

 

 

Выслушиваются ответы детей, затем обращение к учебнику стр. 52

 

 

Тема «Вещи». На компьютере появляются картинки с изображением вещей.
Индивидуальная работа для «сильного» ребенка.

 

Групповая работа у доски,

<Слайд 18> 

 

индивидуальный инструктаж.

Приложение