Интегрированный урок (окружающий мир + математика) в 1-м классе. Тема: "Зима — покой природы. Решение задач. Изготовление снеговика из ваты"

Разделы: Начальная школа


Тема: Зима – покой природы. Решение задач. Изготовление снеговика  из ваты.

Цели:

  • обобщить знания, умения и навыки на которых будет базироваться дальнейшее обучение;
  • закрепить навык счёта;
  • повторить навык счёта;
  • продолжить работу над решением  задач;
  • повторить и закрепить названия геометрических фигур;
  • продолжить работу над каллиграфией;
  • расширять знания об окружающем мире, зиме как одном из времён года;
  • вырабатывать навыки правильного определения  времён года;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, речь, аккуратность, наблюдательность;
  • продолжать работу над развитием самостоятельности и активности мышления;
  • воспитывать сдержанность, умение выслушивать мнение товарищей; аккуратность, внимательность, интерес к предмету;
  • воспитывать понимание ценности и красоты родной природы.

Оборудование: картина с изображением  зимнего пейзажа, картинки героев, снежинки, аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года», мел, доска, индивидуальные карточки для каждого учащегося, схемы задач, образец изделия «Снеговик», вата, бархатная бумага, клей-карандаш, книга по окружающему миру.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока

 (Звучит мелодия из произведения П. . Чайковского)

– Зимнее утро. Тихо, морозно в лесу. Падают снежинки. Давайте послушаем зимние звуки. Журчит и потрескивает ручей, одетый сверху льдом. Поскрипывают во сне деревья, хруст-хруст – это прошли в поисках лакомых веток рябины лосиха с лосёнком. Тук, тку, тук – слышно, как трудится дятел, лесной санитар. «Пи-пи-пи», – тоненько попискивают  под снегом мыши в поисках корма. «Ци-ци. Холодно и голодно. Почему мы не улетели на юг, как другие птицы?» – словно спрашивает молодая синичка. «Пинь-пинь-трр, нам и здесь хорошо. Полетим к кормушке, там ребята положили семечки и несолёное сало, – отвечает ей взрослая птица. – Люди покормят нас зимой, а мы будем летом спасать сады от прожорливых насекомых». И снова тихо в лесу.
Разгадав загадки, вы узнаете тему урока. Отвечайте быстро и дружно.

Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам … (мороз).

Зимние каникулы!
Весёлые деньки!
Нужны ребятам санки,
Лыжи и … (коньки).

Стали звёздочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звёзды, а пушинки,
Не пушинки, а … (снежинки).

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит девица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
Поспешила к нам  сама
Белоснежная … (зима).

– Вы уже догадались, о чём мы сегодня будем говорить?  Но урок у нас будет необычным. На одном уроке у нас сразу будет три урока: окружающий мир, математика и технология. Мы будем решать задачи;  составлять выражения, неравенства; узнаем много интересного о живой и неживой природе, сделаем снеговика из ваты. А так же будем считать, решать, чертить; развивать своё воображение, внимание, память, речь; учиться выслушивать ответы своих товарищей и многому другому.

– А во что любят играть зимой дети?
– А что делают из снега?
– Вот один снеговик спешил к вам на урок, но случилась беда. По пути он растаял. Он попросил ему помочь.
– А как вы думаете, почему это произошло? (Снег – это вода в твёрдом состоянии)
– А в каких ещё состояниях бывает вода?
– А из чего мы сможем сделать нового снеговика? А из снега в классе мы сможем построить снеговика?
– Если мы всё будем делать правильно, будем дружно работать, не лениться, то тогда мы сможем  сделать  снеговика.

3. Беседа о снеге

– А откуда берётся снег? Давайте послушаем сообщение, которое приготовил  для нас…

Летят снежинки пушинки

Побывали учёные в облаках при снегопаде  и увидели, как образуются снежинки.
Под самолётом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились лёгкими, нежными снежинками.
Маленькие льдинки в высоком небе – это замёрзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре  у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звёзды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые  шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем  ложится снег  на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много  воздуха. При ходьбе хрустит снег под ногами потому, что под тяжестью тела ломаются звёздочки и лучики у снежинок.
Наступает оттепель. Снег начинает таять. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется тонкая твёрдая оболочка. Она называется настом. В такое время многим животным  тяжело передвигаться по снегу.  

– Вот у нас появился первый ком.

4. Физкультминутка

– Сейчас случиться волшебство. Мы превращаемся в снежинок. Будем двигаться под музыку.

(Лёгкий бег на месте,  кружатся на носочках, взмахи руками, присаживаемся.)

5. Устный счёт

 – С севера подул студеный ветер, и  посыпались снежинки. Они кружились в воздухе и падали на землю. Некоторые снежинки залетели к нам в класс. Посмотрите на них.

На доску прикрепляются снежинки, на которых записаны примеры. Дети читают выражения и показывают результаты на веере цифр.

 7 – 5         4 + 2        0 – 7       10 – 5           4 + 5

(2, 6, 7, 5, 9)

– Что можно сказать об этих числах?  Расположите их в порядке возрастания.
– А  какие числа попущены на числовом отрезке. (0, 1, 3, 4, 8, 10)

– Назовите предыдущее и последующее число каждого из этих чисел.
– Сравните рядом стоящие числа.
– Назовите нечётные числа.
– Чётные числа.
– А какие  двузначные  числа можно  составить из этих цифр? (26, 62)

6. Минутка чистописания

– Давайте сегодня на минутке чистописания пропишем эти два числа  через клеточку по образцу.
Вспомним правило написания цифр.

7. Повторение

– А теперь составьте  выражения на сложение и вычитание,  используя эти два числа.

2 + 6 = 8
6 + 2 = 8
8 – 6 = 2
8 – 2 = 6

– Где целое?  Где части? Выделите у себя  в тетрадях.
– Пока вы составляли выражения,  к нам прилетели птички. Кто это? (Снегири, синички).
– Сколько было снегирей? (6)
– Сколько было синичек? (2)
– Составьте  задачу вот к этой схеме:

                           ?п.

       Сн.                              С.
______________________________
6 п.                         2п.

– Назовите условие. Назовите вопрос. Что будем искать: целое или часть? Как называется такой вид задач?– Запишите в тетрадь решение этой задачи.
– Посмотрите, у нас появился второй ком.
– Откройте книгу по окружающему миру  на с. 52.
– О  чём просит вас синичка? А  верно ли ваше предположение мы сейчас поверим, прослушав стихотворение   А. Яшина.

Покормите птиц зимой!

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались  зимовать
Заодно с людьми.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

– Так почему   зимой многие звери и птицы  из лесной чащи жмутся   к человеческому жилью?
– А какая птица  зимой выводит птенцов?
– Каких животных можно встретить в зимнем лесу?
– Все ли зайцы белеют зимой?
– Что происходит в природе зимой?
– Назовите зимние месяцы.
– А какие народные приметы вы знаете?

Приметы:

  • Много снега – много хлеба.
  • Зима снежная – лето дождливое.
  • Зима без снега – лето без хлеба.

– Только ли животным холодно на улице? А нам, людям холодно?  Отличается ли зимняя одежда от осенней  одежды.
– Помогите героям  Мише и Лене  собраться на прогулку. Задание на с.55.
– Посмотрите, вот готов и третий ком.

8. Физкультминутка

Игра в снежки.

9. Решение задач

– Нам нужно решить несколько задач, чтобы появилась следующая часть. Перед вами лежат листочки, на которых  написаны схемы к задачам

         2с.
                                 ? с.
Б. __________
М. ____________________

                          4 с.

Во дворе ребята построили 2 больших снеговика и 4 маленьких.  На сколько маленьких  снеговиков  больше, чем больших снеговиков?

–   Решите её. Запишите под схемой выражение.
–  Как называется такой вид задач? (На разностное сравнение)

          2к.
Петя________       3к.
Катя___________________

                         ? к.

Катя и Петя катали комки для снеговиков. Петя скатал. 2 кома, а Катя на 3 кома больше. Сколько комков  скатала Катя?

– Решите эту задачу. Запишите выражение.
– Как называется такой вид задач? (На увеличение числа)
– Посмотрите, у снеговика появилось ведро.
– А чего не хватает нашему снеговику?
– Из каких  геометрических фигур состоит снеговик?

Снеговик

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза… шляпа…нос…метла…
Но солнце припечет  слегка –
Увы! – и нет снеговика.

– Вот и готов наш снеговик.

10. Изготовление из заготовок снеговика

– Но ему одному одиноко. Давайте ему сделаем друзей.
– А что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг снега?
– У вас на столе лежат заготовки. Соберите из них снеговика.

(Во время работы звучит мелодия)

11. Итог

– Мы с вами помогли снеговику. Он говорит вам спасибо. Он поздравляет вас с наступающим праздником. И мы со снеговиком хотим узнать, понравилось ли вам сегодня на уроке?
– А что вам больше  всего понравилось, запомнилось на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Спасибо за урок.