Тип урока: обобщающий урок.
Вид: урок-конкурс.
Цели урока:
- Повторение и закрепление материала в конце учебного года;
- Стимулирование интереса учащихся к предмету в целом;
- Активизация взаимодействия между учащимися, навыки групповой работы;
- Воспитание у учащихся самостоятельности, чувства коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;
- Развитие мышления, видеть новое в известном, умение применять полученные знания в новых или сильно видоизмененных условия при решении задач различной направленности, рассчитанных на новые «повороты» при рассмотрении давно известных понятий, на неожиданные, непривычные комбинации.
Задачи урока:
- Воспитательная – развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, логического мышления, воображения).
- Учебная – обобщение и систематизация знаний по информатике.
- Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
Класс делится на команды по пять человек.
В состав жюри входят ученики 11 класса.
На первом этапе конкурса было задание,
объединяющее знания из разных областей
(математика, физика, русский язык,
литература), что являются реализацией
межпредметных связей в обучении.
Второй этап на развитие логического мышления.
Это задание дает возможность не только
быстро и качественно проверить уровень
знаний учащихся, но и стимулировать их
познавательную активность при овладении
знаниями и умениями.
Третий этап на выполнение развивающих
заданий. Выполнение заданий такого типа
подготавливает детей к решению
оригинальных творческих задач.
Четвертый этап на развитие и
тренировку памяти, внимания, воображения и
наблюдательности.
Во время конкурса между этапами, пока
команды отдыхают и жюри подсчитывали
баллы, проводится работа с остальными учащимися.
Им тоже даются логические задания.
ХОД УРОКА
– Здравствуйте участники конкурса, их болельщики и просто зрители. Сегодня мы проведем с вами немного необычный урок-конкурс, в нем будут вопросы во информатике, математике, физике. Он называется "Смекалка". В этом конкурсе будут задания на развитие ваших творческих способностей (памяти, внимания, мышления, воображения). Решение многих заданий рассчитано на неожиданные, непривычные комбинации. Конкурс состоит из пяти этапов. По результатам этих этапом мы и выясним, какая же команда из вас самая эрудированная.
Представить жюри и команды.
– В начале конкурса разминка, здесь тоже можно заработать баллы. Ограничение времени на ответ, чередование вопросов из разных областей знаний, то есть тех предметов, что вы проходите в школе. Вам надо, после того, как я зачитаю вопрос, быстро поднять руку. Если участник команды, поднявший руку, дал правильный ответ, то команда получает в свою копилку один балл. Если ответ не верный, то у других команд есть возможность ответить на него правильно, вновь подняв руку.
1. Наименьшее двузначное число? (10)
2. Какая по счету буква "Т" в названии
учебного предмета, где вы изучаете компьютер? (Информатика,
8)
3. Какие римские цифры состоят из двух палочек? (II,X,
V)
4. Сколько букв в слове "ПРОГРАММА"? (9)
5. Сколько линий надо провести, чтобы разделить
квадрат на четыре равные части? (Две)
6. Радиоприемник, телевизор, телефон, магнитофон
– это ... (Бытовая радиоаппаратура)
7. Как правильно сказать: 5 + 7 равно одиннадцать
или адиннадцать? (Двенадцать)
8. Сколько будет 6 + 6, деленное на 6? 6 + 6 : 6? (7,
потому, что первое действие – деление)
9. Что мы слышим в начале урока? (Букву "У")
10. Назовите на слух общий звук в словах: техника,
телевизор, компьютер, резистор, плейер? (е)
– А сейчас, жюри нам скажет, сколько баллов заработала каждая команда в разминке.
Первый этап. Вам розданы вопросы, ответы на которые надо записывать. Обращая внимание на порядок ответов, пользуясь ключом, требуется определить зашифрованное слово и записать его. На листочке сверху поставьте номер своей команды. Как только будет расшифровано это слово, поднимаете руку и свой листочек сдавайте жюри. Сколько членов команды правильно расшифрует слово, столько баллов заработает команда. Дополнительный балл получит та команда, участник которой первым сдал свой листочек и слово правильно отгадано. Пока отложите листочки. А я приведу пример, как надо выполнять это задание.
1. К количеству звуков в слове "ДИСКЕТА"
прибавить количество букв в слове "РАДИО". 7 +
5 = 12 над цифрой 12 стоит буква "Р"
2. Сколько будет 12 + 6, деленное на 2? 12 + 6 : 2 = 15,
потому, что первое действие – деление. Над
цифрой 15 стоит буква "О"
3. Сколько будет, если от 1 кг отнять 1000 грамм? 1000 –
1000 = 0 над цифрой 0 стоит буква "Т"
Ответ: слово "РОТ"
– Теперь вам понятно, как надо выполнять задание? Можете приступать к работе.
1. К количеству букв в названии нашего райцентра
прибавьте количество звуков в слове
"ВОЛЬТ"
2. Разделите гига на мега, полученное разделите на
кило.
3. Поделите количество раз, которые
рекомендуется в пословице отмерить, на
количество раз отрезания.
4. От десятой части температуры кипения воды
отнимите количество сантиметров в половине
дециметра
5. Сколько в сумме хорошего и лучшего ума,
про которые говорится в пословице?
6. Чему равно произведение всех цифр?
Т А Д
Р И О
З И М С
0 1 7
12 5 15
13 32 34 3
Ответ:
1. 8 + 4 = 12 "Р"
2. 1000000000 : 1000000 : 1000 = 1 "А"
3. 7 : 1 = 7 "Д"
4. 10 – 5 = 5 "И"
5. 2 + 1 = 3 "С"
6. Оно равно 0 – "Т"
"РАДИСТ"
– Пока жюри проверяет ваши листочки и подсчитывает баллов, заработанное каждой командой, перейдем к следующему этапу. А по окончании его жюри нам объявит результаты первого этапа и общее количество баллов.
– Второй этап на развитие логического
мышления. Я буду зачитывать вам пары слов,
а вам необходимо понять, какая
существует закономерность между двумя
словами, назвать недостающее слово.
Отвечает тот, кто первым поднимет руку. Если
участник команды поднявший руку дал
правильный ответ, то команда получает в свою
копилку один балл. Если ответ не верный, то
у других команд есть возможность ответить на
него
правильно, вновь подняв руку.
* радио\звук = телевизор\...
* вольт\напряжение = ампер\...
* дискета\компьютер = касета\...
* радист\радиостанция = телефонист\...
* телефон\связь = лампочка\...
* дети\игра = взрослые\...
* доска\аксод = парта\...
Ответы: изображение, сила тока, магнитофон, телефонная станция, свет, работа, атрап
– Теперь предоставим слово нашему жюри. (Общее количество баллов после разминки и двух этапов).
– Третий этап на выполнение развивающих заданий. Каждому слову, указанному в левой колонке поставить в соответствие понятие, приведенное в правой колонке. Условия конкурса следующие: на листочке сверху поставьте номер своей команды. Как только задание будет выполнено, поднимаете руку и свой листочек сдавайте жюри. Сколько членов команды правильно выполнят задание, столько баллов заработает команда. Дополнительный балл получит та команда, участник которой первым сдал свой листочек и слово правильно выполнил задание. Пока вам раздают задание, приведу пример:
Ответ: ж – жеребенок
– Задание вам раздали, можете начинать работать.
Ответ: в правом ряду первая буква – это название цифры левого ряда (Д – девять)
Ответ: в правом ряду первая буква антонима к слову левого ряда (м – мало)
– Пока жюри обрабатывает данные, давайте немного отвлечемся и отдохнем, чтобы с новыми силами перейти к следующему этапу, а я пока поработаю со зрителями. Как только жюри закончит свои подсчеты, они нам объявят о результатах прошедшего конкурса. А теперь послушайте меня внимательно. Я зачитываю числа 1...9. Вам надо устно сосчитать их сумму. Сделать это как можно быстрее. Теперь умножьте полученное число на 2 и прибавьте 10. Сколько у вас получилось? (Ответ: 100). А как это звучит по-английски? С какими постоянными величинами в физике и математике оно у вас ассоциируется?
– Ну что, отдохнули немного. Теперь предоставим слово жюри.
– Четвертый этап, это задание на развитие зрительной памяти. Вам раздали листочки. Очень внимательно прочитайте три раза ряды из восьми слов, попытайтесь из запомнить, а теперь сдайте листочки. Письменно надо ответить на вопросы задания. Условия конкурса те же: на листочке сверху поставьте номер своей команды. Как только задание будет выполнено, поднимаете руку и свой листочек сдавайте жюри. Сколько членов команды правильно выполнит задание, столько баллов заработает команда. Дополнительный балл получит та команда, участник которой первым сдал свой листочек и слово правильно выполнил задание.
1. БАЙТ
2. РАДИО
3. ОЛОВО
4. ВАТТ
5. ТЕЛЕФОН
6. МЫШЬ
7. РАДИСТ
8. СВЯЗЬ
Вопросы:
1. Сколько букв в предпоследнем слове?
2. Сколько слов состояло лишь из одного слога?
3. Назовите третье с начала слово.
4. Сколько слов заканчивалось на согласную?
5. Сколько слов заканчивалось на "О"?
6. Какие слова, обозначающие существительные
ЖЕНСКОГО рода, вы запомнили?
7. Встречалась ли в названных словах буква
"Х"?
8. Запишите два слова с буквой – Р.
Ответы:
1. 6
2. 4
3. ОЛОВО
4. 4
5. 2
6. МЫШЬ, СВЯЗЬ
7. нет
8. РАДИО, РАДИСТ
– Пока жюри подводит итоги конкурса и общее
количество баллов, которые заработала каждая
команда, опять поработаем со зрителями,
участники команда понаблюдают за нами.
Итак, послушайте внимательно два раза следующий
текст, а затем ответьте на вопросы. Вам
дали указание: Откройте журнал на восьмой
странице и найдите второй абзац снизу. В этом
абзаце на третьей строчке сверху вы увидите
прилагательное, записанное пятью буквами, в
котором пропущена удвоенная "Н".
Исправьте запись.
А теперь, ответьте "ДА" или "НЕТ" (в
зависимости от правильности) на следующие
утверждения:
- Вам надо было открыть газету на восьмой странице (журнал, нет)
- Вам предложили найти второй абзац снизу (да)
- Нужный вам абзац состоял как минимум из трех строчек (да)
- В найденном вами слове было шесть букв (пять, нет)
– Приведите пример слова, которое вам следовало бы найти. Немного отдохнули, отвлеклись. Теперь предоставим слово жюри.
– Заключительный, пятый этап. Вам выдали ребусы, требуется их разгадать. Приведу пример: ПА3ОТ – патриот. Это задание общее на команду. Какая команда все разгадает, сдавайте ребусы жюри. Время у вас ограничено 5 минут. Кто сдаст досрочно и все правильно отгадает, получит дополнительный балл. Начинайте отгадывать, время пошло.
Ребусы: 1ОЧКА, 1БОР, ПРИ1, Ф1А, 2Д, ПО2Л
Ответы: одиночка, разбор, прикол, фраза, парад, подвал
– Итак, наш конкурс подошел к концу. Все очень
хорошо поработали, и участники конкурса, и
жюри, и зрители. Пока жюри подводит общий итог
нашего конкурса, давайте с вами немного
пообщаемся.
Задание для всех, можете отвечать как участники
конкурса, так и зрители.
Примеры задач:
- В какие группы можно объединить следующие слова: ватт, телефон, модем, вольт, телеграф, сканер, радиостанция, монитор, ампер?
- По какому признаку можно объединить следующие числа: 121, 40, 31, 22? (По сумме цифр, из которых они состоят: она в каждом случае равна 4)
- 2, 9, 20? (По начальной букве. Название каждого числа начинается с буквы "Д")
- 1, 5, 7? (По количеству букв в слове)
- Проанализируйте следующий ряд чисел, выявите закономерность и продолжите их запись: 1, 3, 4, 7, 11, 18 ...
– Скажите, понравился вам наш урок-конкурс? Какие задания вам больше всего понравились? Предоставим слово жюри.