Тема: Формирование интереса младших школьников к изучению культуры народов Омского Прииртышья на уроках «музыки» и «народоведения» через исследовательскую деятельность.
«Откройте в школах пути к творчеству, к
великому искусству. Замените пошлость и уныние
радостью и прозрением. Развивайте инстинкт
творчества с самых малых лет ребёнка. Уберегите
от гримасы жизни. И дайте ему счастливую, смелую
жизнь, полную деятельности и светлых
достижений».
Н.К. Рерих. Пути благословения.
На протяжении нескольких лет вместе с детьми я
занимаюсь поисково-исследовательской работой по
изучению характерных ремёсел, промыслов Сибири,
домашней утвари, певческих традиций. Работая по
программам: «Музыка» (Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С.Шмагина), «Введение в народоведение» (М.Ю.
Новицкая) и осуществляя их региональную
корректировку, я разработала систему
мероприятий, направленных на реализацию
актуальных вопросов этнокультурного компонента.
Благодаря совместной исследовательской
деятельности, которую веду с учащимися 2 – 4
классов на протяжении пяти лет, удалось не только
найти, но и сохранить предметы старины, создав
школьный музей «Народные умельцы».
Данная деятельность продолжается и в настоящее время, предполагает работу с учащимися в следующих секциях по интересам:
1 .Секция «Хранители истории»: В этой секции дети ведут работу по сбору предметов, и их учёту в архивном журнале.
№ предмета |
Кто принял, |
Дата приема |
Форма, размеры |
Цвет |
Назначение предмета |
Автор или кому принадлежал предмет |
|
2. Секция «Оформители»: Учащиеся, работающие в данной секции, обсуждают оформление музея, размещают предметы на витринах – стеллажах, распределяют их на следующие комплексы:
1 комплекс – резьба по дереву;
2 комплекс – ручное рукоделие;
3 комплекс – домашняя утварь;
4 комплекс – плетение из соломы, прутьев, бересты;
5 комплекс – старинная детская игрушка.
3. Секция «Экскурсоводы»: В данную секцию входят в основном учащиеся 4-х классов.
Дети принимают участие в организации и проведении уроков – бесед, экскурсий для учащихся нашей школы по темам:
1. «В русской избе». Экскурсия-игра в интерьере
крестьянской избы.
2. «Умей в гости звать, умей и угощать».
Беседа-игра с элементами театрализации, с
использованием предметов быта, старинной посуды.
3. «Тайны старинной игрушки». Беседа о значении
старинных и современных игрушек <Приложение
1>
4. «Бабушкин сундук». Театрализованная беседа о
музее и музейных предметах.
5. «Хлеб – всему голова». Экскурсия – беседа о
секретах русской кухни»
6. «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна».
Беседа-знакомство с устройством и работой
старинной прялки <Приложение
2>
7. «Старинное лукошко». Экскурсия-беседа о
секретах плетения из соломы, прутьев, бересты.
Музейная работа, которая ведётся со 2-го класса, способствует развитию следующих исследовательских умений и навыков:
- Умение анализировать и обрабатывать собранную информацию;
- Умение оформлять результаты полученного исследования;
- Навык научно-экспозиционной работы, практического руководства художественными промыслами, пропагандистской деятельности.
Данная система работы нашла продолжение. Появилась система уроков с элементами практической работы для учащихся 2 – 4 классов:
- «Во горенке» – урок-встреча с мастерами, носителями и хранителями народной культуры Сибири;
- «В гостях у мастеров» – практические занятия по освоению приёмов работы с глиной, берестой, вышивка;
- «Музейные уроки-праздники»: «Посиделки» <Приложение 3>, «Святочные вечёрки» <Приложение 4>, «Светлое Воскресенье».
Думаю, что организация данных мероприятий, в
которых учащиеся становятся субъектом культуры,
не только побуждает к любознательности, но и
помогает вернуть утраченное, даёт научный
материал и формирует потребность в духовном
общении.
В своей музыкально-педагогической практике я
использую ещё одно направление деятельности,
которое связано с изучением песенных традиций
Сибири. Ни один народный праздник не обходится
без песен, к сожалению, истинные Сибирские песни
забываются, опубликованного материала
недостаточно. Работу по сохранению и возрождению
песенной культуры Сибири я веду с ребятами
фольклорного ансамбля «Забава».
Исследовательская деятельность проходит в трёх
направлениях, для более удобного сбора
информации составлена единая анкета «Сведения о
сибирских песенниках».
1 направление – обращение к песенным традициям сельских песенников.
Дети, работающие в этом направлении, исследуют песенный фольклор в местах Омской области. Чаще всего это ребята, у которых бабушки и прабабушки живут в сёлах и деревнях. Они изучают информацию о сохранившихся календарно-обрядовых традициях населения, заполняют анкеты о сибирских песенниках, записывают аудиоматериал.
2 направление – изучение песенных традиций жителей нашего микрорайона
Есть в нашем микрорайоне жители, которые тоже являются хранителями народных песен. Информацию об этих талантливых людях собирают дети, ведущие исследование в данной группе. Многие песни удалось записать, среди них сибирские частушки, плясовые, свадебные песни.
3 направление – сбор информации на основе музыкального материала местного ансамбля русской песни «Околица».
За активной творческой, концертной деятельностью местного ансамбля русской песни «Околица» наблюдают дети данной творческой группы. Из уст песенниц дети впервые услышали живое неповторимое многоголосие народных песен. В репертуаре ансамбля множество жанров: семейные, духовные, исторические. Многие произведения дети с удовольствием исполняют на праздниках в школе.
Данная исследовательская работа даёт
возможность пополнять репертуар ансамбля
сибирскими песнями, исполнять их на уроках,
концертах, детских фестивалях, организовывать
встречи с сибирскими песенниками в школьном
музее «Народные умельцы», использовать
собранные песни в организации музейных
праздников.
Практика работы показала, что исследовательская
деятельность в рамках изучения традиционной
народной культуры позволяет непосредственно
вовлечь самого ребёнка в процесс открытия новых
граней своей жизнедеятельности, способствуют
пониманию множественности проявлений мира.
Основным критерием результативности
собственного опыта является проявление интереса
и желания к дальнейшему изучению традиционной
народной культуры. Для выявления наличия данного
интереса автором проведено анкетирование
учащихся, которое показало следующие результаты:
№ | Вопрос |
2-е классы |
3-е классы |
4-е классы |
1. |
Знакомы с традиционными народными праздниками | 42 чел – 51% |
72 чел – 92% |
70 чел – 95% |
2. |
Знаете название старинных предметов быта | 24 чел – 29% |
62 чел – 79% |
69 чел – 94% |
3. |
Исполняете национальные песни в своей семье | 70 чел – 85% |
70 чел – 89% |
70 чел – 95% |
4. |
Бываете ли на концертах самодеятельных коллективов, исполняющих народную музыку | 58 чел – 70% |
65 чел – 83% |
68 чел – 93% |
Совместная работа над проблемой сохранения
культурных традиций Сибири, способствует не
только развитию интереса к народной культуре, но
и дает возможность развития таких
исследовательских умений, как умение выдвигать
гипотезы решения обозначенной проблемы, умение
анализировать собранную информацию с разных
точек зрения, делать выводы и заключения.
Развиваются такие навыки коммуникативной
деятельности как участие в диалоге, общение с
носителями народных традиций.
На основе анализа исследовательских проектов,
тестовых форм текущего и итогового контроля мы
выяснили, что чем старше становятся дети, тем
выше у них уровень исследовательских умений (см.
далее таблицу).
В соответствии с темой исследования были выделены три уровня сформированности умений у учащихся:
- высокий уровень (ВУ) – или уровень исследовательских умений;
- средний уровень (СУ) – общеучебные интеллектуальные умения сформированы, но преимущественно на репродуктивном уровне, исследовательский уровень проявляется ситуативно;
- низкий уровень (НУ) – общеучебные интеллектуальные умения сформированы недостаточно.
Результаты диагностического этапа
Таблица. Сводная таблица по результатам диагностического этапа ( в %)
Класс |
Умение анализировать и обрабатывать собранную информацию |
Умение выдвигать гипотезы решения обозначенной проблемы |
Умение оформлять результаты полученного исследования |
Навык работы с дополнительным материалом |
||||||||
ВУ | СУ | НУ | ВУ | СУ | НУ | ВУ | СУ | НУ | ВУ | СУ | НУ | |
Первый год обучения |
17% | 62% | 21% | 25% | 55% | 20% | 15% | 44% | 41% | 17% | 49% | 44% |
Второй год обучения (3 класс) |
30% | 64% | 6% | 29% | 57% | 14% | 18% | 45% | 37% | 32% | 50% | 18% |
Третий год обучения (4 класс) |
32% | 65% | 3% | 34% | 59% | 7% | 26% | 48% | 26% | 41% | 52% | 7% |
Из данных приведенных в таблице, видно, что
присутствует динамика в развитии
интеллектуальных общеучебных, а следовательно и
исследовательских умений учащихся младшего
возраста.
Считаю, что исследовательская деятельность в
рамках изучения традиционной народной культуры
поможет детям постичь нравственные ценности
нашего народа, возродить национальную духовную
культуру прошлого, развить потребность в
духовном общении.