Индивидуально-групповая форма обучения с использованием интерактивных технологий как средство активизации образовательного процесса

Разделы: Общепедагогические технологии


Опыт последних лет преподавания показывает, что молодежь сильно изменилась. Примерно 1/3 школьников испытывает естественный интерес, свойственный молодости, к получению любых знаний. Вторая треть совершенно безразлична к информации, не связанной с примитивными жизненными интересами (еда, популярная музыка или зрелища). Ещё одна треть находится в пассивном состоянии и готова присоединиться к первой или второй группе в зависимости от простого численного перевеса.

Новые информационные технологии создают ребенку прекрасное пространство для самовыражения в полном объеме. При этом плоды их творчества могут оказаться доступными и востребованными. И это тоже очень важно. Кстати, факт востребованности вызывает у ребят и повышенное чувство ответственности за выполняемую работу, ведь ее могут увидеть одноклассники, родители, учителя!

Учащимся всегда хочется поиска, новизны, игры, вместо монотонного заучивания и однообразной структуры уроков. Ребенок может развивать свои потенциальные способности, природные задатки только при условии, если он будет иметь возможность работать в различных режимах, но с приоритетным акцентом на индивидуальную самостоятельную деятельность.

Согласно “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” оценка результата образования ориентирована на   сформированность не только  знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных  ситуациях, развитии “компетенций”, “компетентности” обучающихся.

 В основу формирования компетентной личности ложится такой результат образования, который выражается в овладении учащимся определенным набором способов деятельности. Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.), и постановки (или присвоения) цели. Так происходит осознание процесса управления своей деятельностью – “компетенции”.

На наш взгляд, особое внимание нужно уделять формированию у учащихся следующих компетенций: компетентность решения проблем (готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию), информационная компетентность (готовность к использованию информационных ресурсов), коммуникативная компетентность (готовность социальному взаимодействию).

В МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 10” г. Усть-Илимска с сентября 2004 года на базе 5–8-х классов апробируется индивидуально-групповая форма обучения (ИГФО) с использованием интерактивных технологий (Договор о совместной образовательной деятельности с ОГОУ ДПО “Межотраслевой центр оценки качества и профессиональной переподготовки” г. Иркутска). Учащиеся и их родители имеют возможность выбора между классно-урочной организацией учебного процесса и ИГФО.

Учебный процесс по данной форме обучения организован в три этапа:

- аудиторные занятия (определение учащимися цели своей деятельности, разработка алгоритма ее достижений, а так же оценка результатов деятельности; представление доказательств своей точки зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей);

- индивидульно-группповые консультации (соотношение учащимися своих устремлений с интересами других людей и социальных групп, продуктивное взаимодействие с членами группы, решающими общую задачу, использование ресурсов других людей и социальных институтов для решения задач);

- самоподготовка в компьютерном классе по мультимедийным учебникам (выявление учащимися пробелов в своих знаниях и умениях при решении новой задачи; умение учащихся осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях; самостоятельность учащихся в осваивании знаний и умений необходимых для решения поставленной задачи; грамотное применение новых технологий в тех или иных жизненных ситуациях).

Для индивидуально-групповых консультаций и самоподготовки класс делится на две подгруппы по принципу уровневой дифференциации, при использовании которой:

  • учащийся получает право выбора доступного для него пути обучения;
  • повышается учебная мотивация и развивается интерес к предмету;
  • сохраняется индивидуальность;
  • развиваются способности;
  • каждому обеспечивается базовый уровень подготовки.

Обучение ведется с учетом доминирующих каналов восприятия информации (аналитико-синтетическая, кинестетическая, визуальная и аудиальная системы), что позволяет эффективно применять индивидуально-групповую работу.

Использование трех форм организации учебного процесса, уровневой дифференциации и четкого расписания создает условия для индивидуального обучения, психолого – педагогического и социального комфорта для учащихся. Учитывая, что образовательный процесс предусматривает использование информационных технологий, в том числе и электронных изданий учебного назначения, системы дидактического тестирования, в течение первых двух недель (16 часов) ведется обучение учащихся курсу “Пользователь ПК”.

На аудиторных занятиях и индивидуально-групповых консультациях для активизации деятельности учащихся педагогами применяются следующие типы уроков: урок-диалог, урок-лекция с элементами беседы, урок-тренинг, урок-творчества, урок-путешествие и т.д. На этих занятиях учителя используют следующие методы обучения: во-первых, организации и осуществления учебной деятельности; во-вторых, стимулирования и мотивации учебной деятельности; в-третьих, контроля и самоконтроля учебной деятельности. Огромный интерес у учащихся вызывают такие формы работы, как работа в парах, ротационные тройки, карусель, аквариум, незаконченное предложение, мозговой штурм, дерево решений, суд от своего имени, ролевая (деловая) игра и др.

Современное понимание самостоятельности означает для ребенка свободу поиска верного знания, ответа на вопрос, решения; выбора ответа, решения, а также творчества в конструировании нового знания. На основе понимания ценности субъективной позиции ребенка в обучении педагогами были созданы условия для проявления каждым учеником самостоятельности. Так, на уроках самоподготовки, за ошибки, допущенные учениками в процессе самостоятельного поиска, выбора или попытки конструирования нового знания, не снижается оценка и не ставятся плохие отметки, если, пусть и ошибочное, суждение отстаивается с помощью аргументов, логики, чувств и др. Для того чтобы даже слабоуспевающий ученик проявлял максимум самостоятельности и имел реальную возможность развития учитель предлагает на занятиях многочисленные карточки-консультации, таблицы советов и памятки. Это не только позволяет развить самостоятельность учащихся, но и осуществить дифференцированный подход в обучении.

На уроках самоподготовки учащиеся по группам самостоятельно, без помощи преподавателя, работают по мультимедийным учебникам и другим источникам информации. Электронный учебник (ЭУ) представляет собой программное средство, позволяющее представить для изучения теоретический материал, организовать апробирование, тренаж и самостоятельную творческую работу, помогающее учащимся и преподавателю оценить уровень знаний в определенной тематике, а также содержащее необходимую справочную информацию. Учебник не навязывает жесткой структуры и методики изучения учебного материала. Электронный учебник обеспечивает проведение уроков различного типа. У каждого ребенка на урок есть различные задания, которые повышают учебную мотивацию и развивают интерес к предмету (тесты, вопрос-ответ, составление информационного листа, конспекта, кроссворда, создание презентации, рисунка к тексту, сочинение рассказа по прочитанному и т.п.). Такого типа задания могут предлагаться учащимся, как на изучение нового материала, так и на его закрепление, повторение. Кроме мультимедийных учебников, на уроках самоподготовки используются ресурсы Интернета, что позволяет формировать навыки исследовательской работы и развивать творческую инициативу. Больше всего учащимся нравится создавать информационные листовки, используя материалы WEB-страниц. В процессе выполнения задания ученики видоизменяют текст, найденный в Сети, подбирают иллюстрации. Результаты работы учащиеся представляют на аудиторных занятиях и индивидуально-групповых консультациях, а также оформляют собственные выставки. На наш взгляд, при помощи Интернета можно индивидуализировать процесс обучения, рассчитав подачу объема информации с учетом темпов деятельности конкретного ученика. Школьники получают знания о ценностных свойствах информации, таких, как достоверность, истинность, ясность, понятность, ценность и актуальность. Программа Power Point дает возможность учащимся использовать и создавать на уроках самоподготовки компьютерные презентации, то есть слайды, наполненные различными иллюстрациями, диаграммами, картами, текстом с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов мультимедиа.

Преподавание  учебных дисциплин (русский язык, литература, история) ведется по государственным программам с использованием учебно-методических комплексов “Кирилл и Мефодий” (мультимедийные учебники). Программное обеспечение полностью соответствует требованиям государственного стандарта образования.

На наш взгляд, индивидуально-групповая форма обучения приводит к оптимизации творческой инициативы учащихся второй ступени, развитию самоцелеполагания, самопланирования, самоорганизации, самоконтроля и самокоррекции школьников, то есть формированию ключевых компетентностей. Учителя не столько передают ученикам сумму тех или иных знаний, сколько учат их приобретать эти знания самостоятельно, учат учащихся пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Применение современных мультимедиа-технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся.

Анкетирование родителей, учащихся и учителей подтвердило рост популярности ИГФО с использованием ИАТ. В классах, где апробируется данная форма обучения, отмечаются: положительная динамика учебной мотивации; развитие ключевых компетентностей, а также самостоятельности.

В 2006 году издательским домом “Эврика” выпущена книга из серии “Библиотека культурно-образовательных инициатив” под название “Школа востребованного образования”, в которой размещены статьи “Индивидуально-групповое обучение с использованием интерактивных технологий”, “Апробация альтернативной формы организации образовательного процесса”, “Технология блочно – модульного обучения как средство перехода на альтернативную форму образования”.

Педагоги школы представили опыт инновационной деятельности в городе Новосибирске на международной образовательной выставке “Учсиб-2007” в конкурсе “Золотая медаль сибирской ярмарки” в номинации “Информационные технологии в образовании” – проект и опыт использования новых информационных систем и технологий “Индивидуально-групповая форма обучения с использованием интерактивных технологий” – диплом.

Индивидуально-групповая форма обучения с использованием интерактивных технологий – это инвестиции в будущее. Настоящий результат такого опыта скажется в старших классах, во время получения профессионального образования, когда потребуется высокая степень ответственности, самостоятельности, коммуникативной и профессиональной культуры.