Исследовательская работа на уроках математики в 9-м классе. Тема: "Четность произведения двух функций, четность каждой из которых известна"

Разделы: Математика


Тема: «Исследовательская работа по алгебре в 9 классе».

Презентация (Приложение)

Цель: развитие личности ученика.

1) Цель моей работы как учителя – не оценка и не экзамен и даже не набор математических знаний, умений и навыков. Цель – развитие личности ученика. Учебные исследовательские работы учат грамотно решать проблемы, неважно, научные они или житейские. В решении проблем растет и развивается личность.

2) 9 класс – подростковый возраст. Доминирующий вид деятельности – общение. Главная проблема – мотивационная. А групповая работа в исследовательском режиме удовлетворяет потребность подростка в общении. Ученик испытывает эмоциональный подъем, происходит "обмен желаниями". Все это обеспечивает мотивацию учебной деятельности (3 слайд

3) Эта форма работы – возможный путь вхождения подростка в пространство культуры, при котором он:

  • присваивает нормы и ценности мира взрослых;
  • формирует свою внутреннюю позицию по отношению к миру в процессе развития самосознания, ведь в работе нельзя обойтись без самооценки и взаимооценки.

4) Старшая школа – профильная. У каждого направления свои цели и задачи в изучении математики.

Для детей из физико-математических классов навыки УИР находят конкретное применение, например, в задачах с параметрами. При этом формируется научный стиль математического мышления, необходимый для учащихся данного профиля. (4 слайд)

Ученики гуманитарного профиля развивают умения, которые также востребованы на профильных предметах:

  • собирать информацию;
  • сравнивать по отдельным параметрам;
  • сопоставлять и анализировать;
  • обобщать (5 слайд).

Проследим, что же делал ребенок за это время:

  • выбирал группу;
  • договаривался, кто, что, когда будет делать – планировал работу;
  • совместно с группой вспоминал все функции, которые он знает;
  • разбивал функции на группы;
  • спорил, доказывая, что одна функция – чётная, а другая – нечётная;
  • составлял модели;
  • придумывал дополнительный фонд;
  • объяснял, спрашивал, пытался понять, писал, чертил,…

Покажем пример работы по теме «Чётность произведения двух функций, чётность каждой из которых известна», которую делала одна из групп.

Собрать первичный фонд информации (6 слайд)

y = 2x;
y = –2x + 5;
y = /x/;
y = ;
y = x;
y = 5x2 + 2x – 3;
y = 5;
y = x2;
у = х4;
у = х3;

Проанализируем фонд (7 слайд)

Функции
Чётные Нечётные Функция не является ни чётной, ни нечётной
у = х2
у = х4
у = /х/
у = 5
у = 2х
у = х3
у = х5
у =
у = х
у =
у = –2х + 5
у = 5х2 + 2х–3

Составить модели для исследования (8 слайд)

Для чётности возможны варианты:

  • Ч . Ч;
  • Ч . Н;
  • Н . Н;
  • Ч . Ни – ни;
  • Н . Ни – ни
  • Ни – ни . Ни – ни

Собрать дополнительный фонд для того, чтобы можно было исследовать все виды моделей (9 слайд)

у = х2 . х4;
у = х2 . 2х;
у = х2 . /х/;
у = х4 . х3;
у = х4 . /х/;

Исследовать полученные модели на чётность (10 слайд)

Дано:

у = х2 – чётная;
y = х4 – чётная;
Проверить на чётность функцию
g = х2 . х4

Сформулировать гипотезу (11 слайд)

В данном случае Ч . Ч = Ч

Проверить гипотезу на дополнительном фонде (12 слайд)

g = (х4 – 3) . (–х2)

Выбрать дальнейший путь исследований (13 слайд)

Возможны следующие направления работы:

  • Увеличить фонд за счёт добавления более сложных функций. Здесь можно доказать теорему о том, что произведение любого количества чётных функций есть функция чётная (Ч . Ч . Ч… . Ч = Ч);
  • Рассмотреть частные случаи;
  • Составить и проверить обратные утверждения;

Применить новую модель (14 слайд)

Определить чётность функции у = х2 . /х/ .4–3) .124 + 715) . 33333;

Представить результаты исследования (15 слайд)

Представление результатов обычно проводится в виде мини-конференциии, где поочерёдно выступают представители каждой группы. Представительно оформляют отчёты по исследовательской работе, которые вывешиваются в классе. В дальнейшем они используется в учебном процессе.
Таким образом, можно утверждать, что детская исследовательская работа строится по законам настоящей исследовательской научной работы.

Вашему вниманию прилагается фрагмент исследовательской работы на тему:«Метод интервалов».

Определение. Неравенство, левая и правая части которого есть рациональные выражения относительно , называют рациональным неравенством с неизвестным . (см 16 сл)


Определение. Решением неравенства с неизвестным называют число, при подстановке которого в это неравенство вместо получается верное числовое неравенство (17 слайд)

Определение. Решить неравенство – значит, найти все его решения или показать, что их нет (18 слайд)

Метод интервалов для решения неравенств вида , где , ,.
Метод интервалов для решения неравенств вида основан на следующем утверждении.
Точка делит ось на две части:

  • для любого , находящегося справа от точки , двучлен положителен;
  • для любого , находящегося слева от точки , двучлен отрицателен.

Пример 1. Решить неравенство (19 слайд)

Решение.

Нули множителей: , , .

Итак, Ответ:

Пример 2. Решить неравенство (20 слайд)

Решение.

, умножив неравенство на –1 и разложив квадратные трёхчлены на множители , , получим неравенство равносильное данному в условии неравенству .

Нули множителей: , , , .

Итак, Ответ:

Пример 3. Решить неравенство (21 слайд)

Решение.

,
,
,
,
,
,

Нули множителей: , , .

Итак,

Ответ:

Вашему вниманию прилагается фрагмент исследовательской работы на тему: «Элементы комбинаторики» (22 слайд)

Комбинаторика – раздел математики, в котором исследуются задачи выбора элементов из исходного множества и расположение их в некоторой комбинации, в составленной по заданным правилам.

Задача №1 (23 слайд)

Завуч составляет расписание уроков. В пятницу в 9Г классе должно быть 6 уроков, при чем обязательно один сдвоенный урок – алгебра. Сколько различных вариантов расписания уроков может составить завуч на пятницу, если 4 оставшихся урока она комбинирует из литературы, истории, биологии и физики?

Решение: (24 слайд)

Будем рассматривать сдвоенный урок как один урок, тогда всего нужно поставить в расписание 5 уроков. Первый урок можно выбрать из 5 вариантов, второй – из 4 вариантов, третий – из 3 вариантов, четвёртый – из 2 вариантов, а пятым поставить оставшийся урок. Общее число вариантов равно 5 . 4 . 3 . 2 . 1 = 120 вариантов.

Задача № 2 (25 слайд)

У Ксении три пары брюк и пять футболок, удачно сочетающихся по цвету. Сколько различных комбинаций из брюк и футболок имеется у Ксении?

Решение: (26 слайд)

По правилу умножения получаем 3 . 5 = 15 комбинаций.

Ответ: 15 комбинаций.

Задача №3 (27 слайд)

В нашей школе учатся 758 учеников. События А = {в школе есть ученики с совпадающими днями рождения} является случайным или достоверным. Выясните, произошло ли это событие в вашем классе?

Решение: (28 слайд)

Событие А – достоверно, так как количество учащихся школы 758>366 дней в году. Это событие случайное, так как количество учащихся нашего класса 27 человек.