Внеклассное мероприятие. "Праздник первого научного открытия"

Разделы: Внеклассная работа


Тема: “Волшебница вода”.

Класс: 2.

Программа обучения: “Школа России”.

Предмет: окружающий мир.

Цель: раскрыть при помощи опытнической деятельности перед детьми понятия о трех состояниях воды, выявить интересные факты о воде, работать над научной деятельностью учащихся младших классов.

Задачи:

1.Образовательная.

Пополнить знания детей о состояниях воды, при помощи опытнической деятельности донести до каждого ребенка, о тесной взаимосвязи трех состояний воды и о возможности перехода из одного состояния в другое, при воздействии температур.

2. Воспитательная.

Воспитывать интерес к поисково-научной деятельности; умение высказывать собственное мнение, аргументируя фактами;

3.Развивающая.

Развивать представления о взаимосвязи природы и человека. Овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, который обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Оборудование:

Видеозапись со слайдами трех состояний воды, аудиозапись звуки воды, колбы, штатив, термос с горячей водой, лед, сосуды для переливания воды, карточки “Состояние воды”, “Жидкость”, “Парообразное состояние”, “Твердое состояние”, плакат с надписью “Море открытий”, капельки для всех детей, кораблики для всех детей.

Ход мероприятия

1. Приветствие участников праздника

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались на необычном празднике он называется “Праздник первого научного открытия”. Открытия – это всегда интересно, ведь узнавать что-то новое, значить открывать в себе новые возможности. Для того чтобы все поняли, в какой области науки мы будем работать я попрошу просмотреть наш видео материал.

(Показ видеоматериала о воде. На экране телевизора показываются слайды о воде. На аудиозаписи звучит морской прибой, весенняя капель.)

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А это все просто вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности это вода.
Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,
И топит и губит, играя,
Большие морские суда.
Вот белым легли покрывалом
Наземлю Родную снега…
А время прейдет – всё растает,
И будет простая вода.

2. Постановка целей и задач

Ребята вы просмотрели видематералы нашего научного центра. Как вы думаете в какой области мы будем открывать? О чем будем говорить на научном собрании?

( Мы будем говорить о воде.)

Тема нашего праздника “Волшебница Вода”. На вид это прозрачная жидкость, с которой мы встречаемся каждый день. Мы готовим пищу, умываемся водой, купаемся в различных водоёмах. Что же есть в ней такого волшебного? А как вы думаете, сколько состояний есть у воды?

(Ответы детей.)

А может ли вода обладать какими то свойствами? (Ответы детей.) Можем ли мы это доказать? Давайте все вместе попробуем!

3. Работа над интересными фактами

Научная группа нашего класса уже работала, над темой “Волшебница вода” и ребята сейчас расскажут все свои открытия, которые им удалось сделать о воде:

(Выступления ребят.)

Мне удалось выяснить, если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный голубой. А все потому, что этой краски на больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой. Голубой краской на глобусе изображена вода – все моря и океаны нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша. Если бы в самое глубокое место Мирового океана опуститься в кабине лифта, пришлось бы ехать 5 часов без остановки! Не лишком ли много воды на земле?

Нет, как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замерзла. Ведь Мировой океан – это что-то вроде котла центрального отопления Земли! Солнце все лето греет его воду, а зимой вода постепенно отдает свое тепло Земле. Без него наступят такие жестокие морозы, что замерзнет все живое на нашей планете!

А знаете ли вы, что человек, не может прожить без воды даже 3 дня. Потомучто вода одна из главных составляющих его тканей, её в ней содержится 68%. Вот такая она “Вода волшебница!”.

Ребята, поднимите руку те, кто узнал из рассказа наших коллег, что то новое и интересное о воде? Выступление наших ученых, очень познавательные, а знаете ли вы настоящих ученых, кто работал по исследованию состояний воды?

(Рассказ о ученых.)

Дмитрий Иванович Менделеев, работал в области растворов и конечно же в своих работах затрагивал воду.

(Вывешивается портрет Менделеева Д.И.)

Ученые, чтобы определить различные состояния воды, проводили много опытов, наверное, нам чтобы узнать что-то новое о состояниях воде нужно провести несколько опытов.

4. Поисково-опытническая деятельность

“Вода – жидкая, может течь”

Дайте детям две пробирки – один с водой, другой – пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое “жидкая”, давайте возьмем колбу другой формы. Вода приняла форму того сосуда, в который мы её поместили? Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

На доске вывешивается табличка:

СОСТОЯНИЯ ВОДЫ:

– Жидкость

Динамическая пауза

А теперь, ребята я прилагаю Вам, немножко отдохнуть и провести это время с пользой. Для этого нам понадобится 1 пробирка с меткой и ваши пустые сосуды. Наша вода, сейчас отправится в путешествие, по вашим сосудам и проверим вся ли она вернется!

(Дети переливают воду из одного другой сосуд.) Звучит музыка воды.

-Ребята, вся вода вернулась? А как вы думаете, что с ней произошло?

Кстати, это ещё раз нам доказывает, что вода-жидкость.

“Пар – это тоже вода”

Взять термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Если нет под рукой термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара. Какой вывод о состоянии воды вы можете сделать?

СОСТОЯНИЯ ВОДЫ:

– Жидкость

– Парообразное состояние

“Лед – твердая вода”

Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой.

Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Потрогайте ваши сосульки. Расскажите, что вы почувствовали. Положите сосульку на ладонь, расскажите, что происходит. Какой вывод о состоянии воды вы можете сделать?

Вывод: лед, снег – это тоже вода.

СОСТОЯНИЯ ВОДЫ:

– Жидкость

– Парообразное состояние

– Твердое состояние

ВЫВОД ПО ТРЕМ ОПЫТАМ

Исходя из всего проведенного, какое научное открытие вы сделали о состоянии воды? (Она имеет три состояния. Жидкое, твердое и парообразное.)

Ребята, а возможно из жидкого состояния, перевести воду в парообразное?

Что для этого нужно сделать? (Можно, для этого нужно нагреть воду.)

СОСТОЯНИЯ ВОДЫ:

– Жидкость

– Парообразное состояние

– Твердое состояние

А, возможно из жидкости воду перевести в твердое состояние? (Да, ее нужно заморозить.)

СОСТОЯНИЯ ВОДЫ:

– Жидкость

– Парообразное состояние

– Твердое состояние

А теперь, вопрос посложнее, а из твердого состояния в парообразное, возможно перевести воду?

(Сначала лед, нужно разморозить, получится жидкость, а затем полученную жидкость нагреть.)

Напомните нам пожалуйста, сколько состояний имеет вода? А может ли вода из одного состояния переходить в другое? Что для этого нужно?

Какое научное открытие мы сегодня сделали о воде? (Вода имеет три состояния и при воздействии температур, может из одного состояния переходить в другое.)

5. Подведение итогов праздника

Я хочу Вас поздравить, вы действительно сделали шаг в мир научных открытий. Пускай он не совсем большой, совсем маленький, как вот эта капелька в море! Но для Вас, он очень важный. (Поэтому в завершении нашего праздника, я каждому дарю капельку вашего сегодняшнего исследования в большом море открытий.)

А Вас я хотела бы попросить, тем кому понравилось наше исследование, подписать кораблик и отправить его в море открытий! Такого моря, конечно же нет, на карте или глобусе, но на самом деле оно существует и мне бы очень хотелось, чтобы вы как можно чаще отправляясь в плавание по его бескрайним водам!

(Ребята подписывают кораблики и приклеивают и х. на плакат.)

Ребята и гости нашего праздника наше мероприятие окончено. Всем большое спасибо! До новых встреч!