Открытый урок в 3-м классе по теме «Шарль Перро "Подарки Феи"»

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Шарль Перро «Подарки Феи». 3 класс. УМК XXI века.

Цель урока:

  • познакомить со сказкой зарубежного писателя Шарля Перро «Подарки Феи»;
  • выявить сходство и различие между русскими народными и зарубежными сказками;
  • учить учащихся пользоваться ознакомительным, поисковым и просмотровым видам чтения;
  • воспитывать любовь к чтению, положительный мотив к учению.

Оборудование: портрет Ш. Перро; выставка книг; таблицы для развития поля зрения; сигнальные карточки с цифрами для оценки работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Ребята, на уроке нам нужно будет много читать, говорить. Для этого мы должны правильно дышать.

II. Дыхательная гимнастика

Проведём дыхательную гимнастику.

Упражнение «Пушинка».

Представьте, что на вашей ладони пушинка. Мы должны на неё дуть медленно равномерно, чтобы она кружилась в воздухе над ладонью и не улетала. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на пушинку. Она должна кружиться над ладонью. Приготовились! Начали!

Упражнение с шарами.

Упражнение с шарами развивает диафрагму, помогает говорить свободно, без напряжения, не проглатывая звук во время разговора.
– Вдох через нос.
– На вдох нюхаем цветы.
– Какой нежный аромат, какой он тонкий, наполняющий.
– На выдох надуваем шар.
– Приготовились, начали.
– Кто первый поднял шар над головой?
– Посмотри, какой объём лёгких у тебя, у других.
– Сделай вывод: кому надо работать над увеличением объёма лёгких.

III. Настроим зрительный аппарат

Упражнения на развитие поля зрения и укрепления мышц глаз.

1. Числовые таблицы Щульте. (таблицы у каждого ученика)

Памятка

1) Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их ка­рандашом.
2) Старайся запомнить расположение сразу двух-трёх следующих друг за другом чисел.
3) Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят всю её целиком.

7

18

8

11

22

16

25

13

2

9

6

10

1

20

5

15

24

17

14

19

3

12

21

23

4

22

25

7

21

11

8

2

10

3

23

17

12

16

5

18

1

15

20

9

24

19

13

4

14

6

1

19

21

8

17

10

24

11

4

6

22

7

25

23

12

16

15

5

14

2

3

20

18

9

13

2. Таблица с геометрическими фигурами, (таблица у каждого ученика, говорят все вместе хором)

Памятка

1) Держа в поле зрения всю таблицу, последовательно пересчитай вслух все фигуры.
2) Начинай счет с верхнего ряда слева направо: первый треугольник, первый угол, первый круг, второй треугольник, первый отрезок, вто­рой круг, второй отрезок, и т.д. до конца таблицы.

3. Поисковая таблица

а) По сигналу «Начали» учащиеся молча, вертикальным движением глаз считают сколько раз встречается в таблице знак (+). По окончании счёта сообщают результат шёпотом учителю на ушко, затем несколько человек говорят результат вслух, если не совпадают ответы, считают все вместе. (Правильный ответ – 17)

б) Сколько раз встретиться в таблице буква «ф» (правильный ответ – 9). (методика проведения та же).

в) Сколько раз встретятся в таблице числа 9 и 7. Считать нужно одновре­менно два числа (Правильный ответ – 12 и 10)

0

2

5

1

6

3

8

9

4

7

5

4

7

6

2

8

4

1

9

2

8

9

0

3

7

5

6

9

0

4

9

1

8

4

5

2

9

7

3

6

6

4

8

6

0

9

5

1

9

7

8

2

9

1

6

3

7

9

8

6

6

5

0

4

7

8

1

2

9

3

2

7

3

6

1

5

4

8

5

2

5

1

4

0

7

3

5

4

0

6

3

5

9

3

6

2

8

5

7

3

г) восстанови пословицу:

27-193-24-208 107-22 113-191 3-185-4-87 103 204-192-8-103-188-132

Доброе дело без награды не останется.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Какие ещё пословицы на эту тему вы знаете?

За доброе жди добра, за худое – худа.
Доброму везде добро.

IV. Артикуляционная гимнастика

А теперь настроим наш речевой аппарат.

1) Медленно читаем с доски по указке:

Ловкий Лёва ладит лыжи,
Красит раму Рома рыжий.
Коля колет ломом лёд,
Саня сани сам везёт.

2) На одном дыхании.
3) Постепенно убираю листики, дети воспроизводят текст по памяти.
4) В темпе скороговорки.
– Чему учит нас эта скороговорка? (самостоятельности)

Антиципация

В диалоге опущена часть реплик. Необходимо восстановить их.

– Какой у нас первый урок?
– Я не ответил на вопросы.
– Успею, ещё целый час …
– Нет, я сделаю сам.
– Чему учит нас этот диалог? (Самостоятельности, умению распределять своё время)

V. Упражнение по самопроверке навыка чтения

– Открыли страницу 152.
– Приготовились, начали!

Упражнение «Жужжащее чтение»

– Стоп! Сосчитали! Прибавили столько же.
– Сколько слов?
– У кого больше 70?

VI. Проверка домашнего задания

– На прошлом уроке мы работали над произведением А. П. Чехова «Ванька».
– Дома вы должны были придумать продолжение.
– Чем закончилась эта история? (Да, бываю же чудеса в жизни, но чаще они происходят в сказках).
– Давайте вспомним, какими бывают сказки?
– На какие группы делим все сказки? (Литературные и народные.)
– Вспомним некоторые из них.

VII. Викторина по сказкам

1. Из какой сказки? (слова)

– Вези, вези её, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы глаза её не видали. Вези её в лес на трескучий мороз. (р.н.с. «Морозко»)
– А были у её хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая Триглазка. (р.н.с. «Хаврошечка»)
– Что же ты, брат, без жены пришёл? Хоть бы в платочке принёс! (р.н.с. «Царевна-лягушка»)
– Благослови меня, государь мой батюшка родимый: я поеду к зверю лесному, чуду морскому, и стану жить у него. (р.н.с. «Аленький цветочек»)

2. Как называется сказка? (фотографирование)

Показываю иллюстрации к сказкам:
«По щучьему веленью».
«Сивка-бурка».
«Гуси-лебеди»

VIII. Работа над темой

Русские народные сказки вы хорошо знаете. Сегодня мы начнём изучать сказки зарубежных писателей.
– О чём мы узнаем, изучая эту тему?
– Стр. 147. Прочитай Оля! Серёжа!
Сегодня мы познакомимся со сказкой Шарля Перро «Подарки Феи».


1628–1703

Шарль Перро – французский сказочник, родился в Париже в 1628 году. Всего перу сказочника принадлежат 11 сказок, основанных на народных сюжетах.
Это «Красная шапочка», «Ослиная шкура», «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Золушка» и другие.
В России сказки Шарля Перро впервые были переведены в 1768 году и назывались «Сказки о волшебниках с нравоучениями».

IX. Чтение и анализ произведения

– Начнём читать сказку упражнением «Финиш» до слов, нашли «Как-то раз, …». Мы будем читать и одновременно составлять план, по которому вы дома будете готовить пересказ.

I часть. 1) Упражнение «Финиш».

– Какой была старшая дочь?
– Какой показана младшая дочь?
– Приготовились. Начали!

2) Вопросы по восприятию текста.

– Какой была старшая дочь? Найдите слова в тесте. (Старшая – вылитая мать: то же лицо, то же характер. Груба, спесива, заносчива, злая.)
– Ребята, вам встретились незнакомые слова:

(на доске)

Спесива – высокомерна
Заносчива – чванлива
– Найдите в прописи на стр. 60 № 1.
– Прочитай Максим.
– Давайте запишем какой была младшая дочь.
– Вам встретилось незнакомое слово кроткая – незлобная, покорная, добрая.

3) Повторное чтение «цепочкой».

– Кто из дочерей вам больше понравился? Почему?
– Как вы думаете, какая главная мысль этой части?
– Кого автор показывает в этой части? (Двух дочерей.)
– Как звучит второе задание в прописи?
– Прочитай Олег.
– Как озаглавим?

I часть. Две дочери.

II часть. 4) Чтение учителем (До слов «Ну, если так, …)

Вопросы после чтения:

– Как вела себя младшая дочь с бедной женщиной у ручья? Найдите эти слова.
– Какой мы видим младшую дочь? (Доброй, внимательной, ласковой)
– В чём это проявляется? Найдите. (Тётушка, сполоснула поскорей, воды зачерпнула в самом глубоком и чистом месте, придержала кувшин, чтобы удобнее было пить)
– За что наградила фея младшую дочь? (За то, что девочка так мила и учтива)
– Какая главная мысль II части?
– Как озаглавим?
– Запишем.

II часть. Младшая дочь и подарки феи.

III часть. 5) Упражнение «Жужжащее». (чтение до слов «Бедняжка в страхе бросилась бежать» (стр. 150)

Цель чтения: подготовиться к чтению в лицах.
Прочитав, вы должны узнать:
– кто действующие лица;
– подумать каким тоном каждая из героинь будет читать свою роль.

а) «Жужжащее» чтение (после чтения)

– Кто действующие лица?
– Кто хочет читать?
Мать – Джакунбаева Лера
Старшая дочь – Медведева Алина
Фея – Курбанова Амина
Автор – Барышенская Ольга
– Как будем читать слова феи? (Спокойно)
– Старшей дочери? Найдите в тексте. (Сказала девушка дерзко, матери буркнула.)
– Слова матери? (Испуганно)

б) Чтение в лицах.

– Ребята, справились наши герои с заданием, показали образы действующих лиц?
– Какая главная мысль III часть?
– Как озаглавим?
– Запишем.

III часть. Старшая дочь и подарки феи.

Физкультминутка.

  1. Закройте глаза и массажируйте веки круговыми движениями пальца от носа к наружнему краю глаза и от наружнего края глаза к носу.
  2. С силой потрите ладонь о ладонь, поднесите ладони к закрытым глазам, мысленно произносим: «Я чувствую, как тепло из моих ладоней переходит в глаза, глаза отдыхают. Мне хорошо, приятно.

IV часть. 6) упражнение «Разведка».

– Как сложилась дальнейшая судьба дочерей? (Дети объясняют)
– Как сложилась судьба младшей дочери?
– Что произошло со старшей?
– Какая главная мысль этой сказки?
– Что показал автор?

IV часть. Запишем «Дальнейшая судьба дочерей».

– А теперь прочитаем весь план.

X. Моделирование обложки

– С каким литературным жанром мы сегодня работали?
– Как обозначается сказка?
– Какая это сказка? (Волшебная)
– Как обозначим? – синий или фиолетовый цвет.

Шарль Перро

Подарки Феи

– С какими героями мы познакомились?
– Какие они? (Положительные и отрицательны)
– Кто положительный герой?
– Кто отрицательный?
– Какая похожая сказка есть у русских сказочников? («Про ленивую и радивую» (р.н.с.), «Морозко» (р.н.с.), «12 месяцев» (С. Я. Маршак)

XI. Итог

– Чем эта сказка похожа на русские народные сказки?
Чудеса: говорит, а с губ цветы, драгоценные камни падают жабы, гадюки плюхаются.
Превращения: в бедную женщину, в принцессу.
– Какие особенности? (Добро побеждает зло. Добро вознаграждается. Зло наказано.)
– Давайте ещё раз прочитаем концовку.
– Почему автор так заканчивает сказку? (Зло наказано.)
– Какая главная мысль?
– Что хотел сказать автор? (В сказках есть такая концовка: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».)
– Какой урок вы получили сегодня? (Одиночество – самое страшное в жизни, потому мы должны быть добрыми, милосердными.)
– Какими пословицами можно выразить главную мысль сказки? (Читаем пословицы с доски).

XII. Рефлексия. Закройте глаза, прислушайтесь к своему настроению, вспомните свою роль и участие в уроке, попробуйте оценить свою работу объективно и покажите, какую оценку вы себе поставили.
– Я с вами согласна, вы уже научились объективно себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни.
– Мне хотелось бы закончить урок такими словами … (на доске слова)